Урок математики по теме "Деление многозначного числа на однозначное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Сформировать способность к делению многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное.
  2. Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.
  3. Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь.
  4. Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.

Ход урока

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Цели:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа; высказывания, отражающего значимость математики;
  • определить содержательные рамки урока: умножение и деление многозначных чисел на однозначное число.

’’Математику уже затем изучать нужно, что она ум в порядок приводит’’
М.В. Ломоносов

– Как вы понимаете эти слова? (Математика учит наблюдать, думать, делать выводы, приводить ''ум в порядок'')

– Попытаемся привести в порядок то, что уже имеем. Назовите тему, которую мы изучаем. (Многозначные числа).

– С чего все начиналось? (Чтение, сравнение, запись, сумма разрядных слагаемых, сложение, вычитание, умножение на однозначное число).

– Очень многое узнали. Но есть еще кое-что. Хотите узнать что?

– Чтобы узнать что-то новое, сначала что нужно сделать? (Повторить старое).

II. Актуализация знаний.

Цели:

  • актуализировать знания о взаимосвязи между умножением и делением (а : в = с, с * в = а);
  • алгоритм деления с остатком
  • правило деления суммы на число;
  • тренировать вычислительные навыки.

а)– Дана графическая модель числа. Назовите и запишите это число.

– Сколько сотен? Всего десятков?

– Какие цифры использовали для составления этих чисел? (4, 0, 7)

б) – Используя эти цифры, запишите наибольшее и наименьшее пятизначные числа. (74000, 40007)

– Назовите цифры, стоящие в разряде единиц тысяч.

– На сколько одно число больше другого? (Ребята в столбик записывают в тетради: 74000-40007=33993)

– Правильно ли вычли? Как можно узнать? (Сложением)

– А что еще мы учились делать с многозначными числами? (Умножали на однозначное число в столбик)

– Покажите, как это? (Ребята в столбик записывают пример 7204*5=36020)

– Молодцы, хорошо. Я думаю, если бы числа могли нас слышать, они были бы довольны.

в) – Посмотрите на эти выражения. Что их объединяет? (Деление)

– Давайте и здесь наведем порядок.

28:3 40:8 56:4
58:9 32:4 240:60
39:5 49:7 7200:90

– Молодцы, умело вы справились с заданием. Ловко!

– А теперь попробуйте разделить устно

563:4=

III. Постановка проблемы.

Цели:

  • организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость определения нового способа деления;
  • согласовать тему и цель урока.

– Что же вызвало у вас затруднение? Разве трудно разделить, ведь мы повторили способы деления.

– Какую же задачу мы ставим перед собой на этом уроке? (Научиться делить многозначное число на однозначное, найти новый способ.)

– Сформулируйте тему урока. (Деление на однозначное число.)

IV. Проектирование и фиксация нового знания.

Цели:

  • организовать коммуникативное взаимодействие для нового способа деления;
  • зафиксировать новый способ деления в знаковой форме.

а) – Давайте будем думать. Может удобно разделить письменно?

– Нарисуем графическую модель числа 536.

– Чтобы разделить это число на 4, как вы думаете, что удобнее сначала взять для деления? (Удобнее сначала разделить сотни .)

– Сколько сотен разделим на 4? (4 сотни.)

Обведем их овалом. Что делать с оставшейся сотней? (Добавить к десяткам и потом делить десятки.)

– Сколько у нас получится десятков и сколько из них разделится на 4? (Всего десятков 13, а разделится 12.)

– Обведем те десятки, которые разделятся. Что остается? (Остается один десяток, его добавляем к единицам , получаем 16 единиц. Они все делятся на 4.)

– А как записать то, что мы сделали на рисунке ?

536:4=400:4+120:4+16:4=100+30+4+134

– Графическую модель чертить, чтобы найти удобные слагаемые– это долго, начать делить крупные единицы счета– запись не очень короткая…

– Есть другая форма записи. Мы еще сложение, вычитание, умножение записывали так. (Столбиком)

Да, столбиком. В делении это еще называется ” деление уголком ”, потому что знак деления замеряется углом. Слева стоит делимое, над чертой стоит делитель, а под чертой частное.

– Какой способ самый рациональный?

б) – Давайте попробуем составить алгоритм действий.

– Что нужно сделать в первую очередь? и т.д.

  1. Найти первое неполное делимое.
  2. Определить число цифр в частном.
  3. Найти цифры в каждом разряде частного.

V. Первичное закрепление.

Цели:

  • зафиксировать способ действия при делении многозначного числа на однозначное;
  • тренировать способность к выполнению деления «уголком».

а) – Теперь попробуйте вы разделить ” уголком ” на доске и в тетрадях. Алгоритм деления я буду подсказывать.

732:3

б) – Теперь рассмотрим те случаи, когда число сотен меньше делителя.

375:3

в) – Случаи, когда число сотен или десятков делится без остатка.

375:3

г) – Работа по учебнику с.12№5.

VI. Самоконтроль с самопроверкой.

Цели:

  • тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • проверить способность к делению многозначного числа на однозначное.

– Я думаю, вы теперь самостоятельно сможете выполнить задание.

с.12 №6

1 в. – 2 пр.

2 в. – 3 пр.

– Обменяйтесь тетрадями проверьте друг у друга.

VII. Повторение с включением новых знаний.

Цели:

  • закрепить умение решать текстовые задачи;
  • тренировать способность к безошибочному решению примеров на деление;
  • развивать творческие способности учащихся.

– Как вы думаете, зачем нам нужно уметь делить многозначные числа на однозначные?

– Решим задачу на с. 12 №7(а)

VIII. Итог урока.

Цели:

  • оценить результаты собственной деятельности;
  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: деление многозначных чисел на однозначное число.

– Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытие.

– Вспомните, с каких слов мы начали урок?

– Привели в порядок свои знания?

– Чему научились?

– Довольны ли вы своей работой?

– Я передаю вам памятку с алгоритмом, давайте проведем проверку: если на этом этапе все понятно, уверен, то +, если еще нужно потренироваться, то -.

  • Научились находить первое неполное делимое?
  • Научились определять количество цифр в частном?
  • Сумеете найти цифру для каждого разряда, то есть определить цифру в частном?

– Вы поняли, что нужно потренировать дома?

IX. Домашнее задание.

С. 12 №5(3;4); №7(б)

16.07.2014