Игра-путешествие "Мы наследники великого творца!" (посвящается 166-й годовщине со дня рождения В.И. Сурикова)

Разделы: МХК и ИЗО


Тема посвящена 166-й годовщине со дня рождения В.И. Сурикова (фото 1).

Пояснительная записка

Приобщение современных школьников к изучению исторического прошлого города Красноярска и истоков русской живописи, является актуальной проблемой в наше время.

В нашем городе достаточно учреждений культуры (музеев, театров, библиотек), но с каждым днём их посещает все меньше и меньше людей, хотя численность населения города Красноярска превышает один миллион человек. Почему это происходит?

На современном этапе в общеобразовательных учреждениях мало времени отводится ознакомлению с культурным наследием Красноярского края прошлых столетий, в семьях родители не всегда могут уделить достаточное внимание изучению исторической культуры города, края.

Методическая разработка “Мы наследники великого творца” направлена на формирование интереса обучающихся начальной школы к историческому прошлому города Красноярска и изучение творчества Василия Ивановича Сурикова.

Творчеству Василия Ивановича Сурикова посвящено немало монографий и библиографий: Н. Г. Машковцева [8], В. А. Аференко [2], В.С. Кеменова, И. В. Евдокимова [7], В. Я. Шанина [9], А. Д. Демкина [6].

В Интернет-ресурсах размещены презентации о Василии Сурикове, но все они имеют повествовательный характер. Данная информация, из-за возрастных особенностей, большинством обучающихся начальной школы усваивается слабо.

Методическая разработка игры-путешествия позволяет педагогу использовать в практической деятельности (при проведении занятий по изобразительной деятельности, внеклассного мероприятия о творчестве В.И. Сурикова) игровые формы взаимодействия детей через разные виды познавательного и художественного творчества.

Ключевые моменты игры-путешествия направлены на воссоздание картины прошлого, через изучение наиболее известных полотен художника, памятников архитектуры, изменения их во времени. Особое внимание в игре уделено изучению самых известных работ мастера, вариативному их рассматриванию и восприятию: обыгрыванию (инсценировке сюжета картины), совместному творческому конструированию (из различных материалов) одного из полотен художника, самим изобразить природу Сибири.

Цель: изучение творчества В.И. Сурикова через игру-путешествие в разных видах познавательной и художественной деятельности.

Задачи

  • Закрепить знания об основных картинах Василия Ивановича Сурикова через просмотр и обсуждение видеофрагментов.
  • Продолжать знакомить детей с историческими местами города Красноярска, которые существовали в конце XIX – начала XX веков, знать название основных памятников архитектуры.
  • Воспитывать любовь к своей малой родине, бережное отношение к наследию сибирского художника Василия Сурикова, вызвать у детей чувство гордости за великого сибиряка.
  • Взаимодействовать в команде.

Используемые методы:

  • словесные: беседа-диалог, игровое общение;
  • наглядные: использование фотографий, репродукций, рисунков, иллюстраций;
  • практический: игровые задания по командам, художественное творчество.

Оборудование, материалы:

  • ноутбук, экран, проектор;
  • репродукции картин В. И. Сурикова;
  • фотографии архитектурных памятников города Красноярска – конца 19 века – начала 20 века и сегодняшнее состояние этих зданий;
  • книги о городе Красноярске;
  • вата, мыло, вода.

Форма проведения: игра-путешествие.

Место проведения: кабинет изостудии.

План проведения мероприятия:

  1. Просмотр видеофильма “Русская живопись. Суриков Василий Иванович”. Беседа – диалог о творчестве великого художника.
  2. Игра – путешествие “Мы наследники великого творца!”
  3. Рефлексия

Ход проведения

1. Просмотр фрагментов видеофильма “Русская живопись. Суриков Василий Иванович” (приложение 1). Беседа – диалог о творчестве великого художника.

Вопросы для обсуждения:

  1. Когда, где и в какой семье родился В.И. Суриков? (Василий Суриков родился 12 (24) января 1848 года в Красноярске, в казачьей семье. Отец — коллежский регистратор Иван Васильевич Суриков. Мать — Прасковья Фёдоровна Торгошина — родилась 14 октября 1818 года в казачьей станице Торгошино под Красноярском).
  2. Когда начал рисовать великий художник, кто был его учителем? (Василий Иванович начал рисовать в раннем детстве. Первым учителем рисования для Сурикова стал Николай Васильевич Гребнёв — учитель рисования Красноярского уездного училища).
  3. Где дальше учился Василий Иванович? (После завершения обучения в уездном училище Суриков устраивается работать писцом в губернское управление — у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел губернатор Енисейской губернии П. Н. Замятнин. Губернатор нашёл мецената — красноярского золотопромышленника П. И. Кузнецова. Пётр Иванович оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств. 11 декабря 1868 года Суриков с обозом Кузнецова Петра Ивановича выехал из Красноярска в Санкт-Петербург. Суриков не смог поступить в Академию, и в мае-июле 1869 года учился в Санкт-Петербургской рисовальной школе Общества поощрения художеств. Осенью 1869 года Василий Иванович сдал экзамены, стал вольнослушателем Академии художеств, а через год был зачислен воспитанником. С 1869 по 1875 год Суриков учился в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова.).
  4. Какие из картин прославили великого художника?
    В 1878 году Василий Иванович начал работать над картиной “Утро стрелецкой казни” (приложение 2). Картина была завершена в 1881 году.
    – В Красноярске художник создаёт полотно “Взятие снежного городка” (приложение 3), которое было завершено в 1891 году, в настоящее время хранится в Русском музее. Игру “Взятие снежного городка” Суриков впервые увидел в раннем детстве по дороге в родное село матери Торгошино. Идею картины художнику подал его младший брат Александр. Он изображён справа на картине, стоящим в кошеве. В кошеве сидит, изображённая в профиль Екатерина Александровна Рачковская — жена известного красноярского врача. Снежный городок был построен во дворе усадьбы Сурикова. В массовке участвовали крестьяне деревни Базаиха.
    – В 1881 году Суриков сделал первый эскиз “Боярыни Морозовой”, в 1884 году начал работать над картиной. Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной, у которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова — Авдотья Васильевна Торгошина. Картина “Боярыня Морозова” экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 года.
    – В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину “Переход Суворова через Альпы” (приложение 4). Первым прототипом для Суворова стал красноярский отставной казачий офицер Фёдор Фёдорович Спиридонов. В 1898 году появился этюд, в котором современники видели прототипом Суворова преподавателя пения Красноярской мужской гимназии Григория Николаевича Смирнова. Работа над картиной “Переход Суворова через Альпы” завершилась в 1899 году — в 100-летие итальянского похода Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве.

2. Игра-путешествие “Мы наследники великого творца!”

Обучающимся предлагается игра-путешествие по городу Красноярску 19 – начала 20 века. Ребята делятся на 2 команды и соревнуются между собой. Командам нужно пройти все этапы игры-путешествия, за каждый из которых вручается карточка с фрагментами иллюстраций, чем больше команда соберет фрагментов, тем легче ей будет выполнить последнее задание.

  • Игра “Разрезные картинки” (фото 2).

Каждой команде предлагается собрать картину из фрагментов, побеждает команда быстрее составившая картину “Взятие снежного городка”.

  • Игра: “Найди пару” (фото 3).

Командам предлагается найти по 3 пары фотографий памятников архитектуры 19-20 веков города Красноярска, имеющие отношение к творчеству В.И. Сурикова и назвать современные их аналоги в 21 веке.

  • Игра-инсценировка “Ожившая картина” (фото 4).

Каждой команде дается иллюстрация известной картины В.И. Сурикова, которую нужно обыграть перед командой соперников, а соперникам нужно отгадать название картины.

  • “Макет снежного городка” (фото 5).

Каждая из команд делает макет снежного городка из ваты, мыла, воды.

Побеждает та команда, которая наиболее полно отобразила сюжет картины.

  • “Сибирский уголок”

Каждая команда составляет на листе ватмана уголок природы, используя собранные во время прохождения этапов игры фрагменты.

Победителем становится команда участников, правильно составившая из фрагментов “Сибирский уголок” и назвавшая картину великого художника.

3. Рефлексия

  • Просмотр выполненных работ.
  • Обсуждение коллективных творческих работ.

Методические рекомендации по проведению игры-путешествия:

  • При проведении игры “Найди пару” желательно использовать цветные ксерокопии иллюстраций картин.
  • Во время практической части ребятам должно быть предложено как можно больше наглядного материала, не только всевозможных иллюстраций, но и предметов быта, для того, чтобы у детей сформировалось представление о прошлом города Красноярска.

Список используемой литературы:

  1. В. Ануфриева “Отрада суриковская”. “Сибирские промыслы”. Красноярск. 2007.
  2. В.А. Аференко “Суриков в Сухобузимском”. Железногорск. 1999.
  3. Е. Безисвестных. Суриков и Сибирь. Красноярск. 1995.
  4. Г. Васильева-Шляпина Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника. Санкт-Петербург. 2002.
  5. И.В. Евдокимов. Жизнь замечательных людей. Суриков. Львов. 1933. 
  6. А.Д. Демкин. Ненаписанный дневник. Санкт-Петербург. 2013.
  7. В.С. Кеменов. Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е годы. Москва. 1963.
  8. Н.Г. Машковцев. В. И. Суриков. Москва. 1994.
  9. В.Я. Шанин. Суриков, или Трилогия страданий. Красноярск. 2010.

14.04.2014