План урока:
№ п/п |
Этапы урока | Время | Дидактические задачи, виды деятельности |
1 | Организация начала занятия. Работа с эпиграфом, прослушивание песни «Дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина. |
3 мин. | Подготовка учащихся к работе на уроке. Мотивация и принятие учебной цели. Постановка проблемного вопроса. |
2 | Слово учителя. Презентация о Данииле Гранине, подготовленная учащимися. |
5 мин. | Включение учащихся в активную деятельность. Составление в тетради хронологической таблицы о жизни и творчестве автора. |
3 | . Фаза вызова. Работа с текстом повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор». | 5 мин. | Актуализация знаний, мотивация, анализ читательского восприятия, оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления. Использование приема: «Мысли по кругу». |
4 | 2. Фаза реализации. Анализ
идейно-художественного своеобразия повести, работа над проблемой. |
15 мин. | Осмысление идейно-художественного
своеобразия повести. Работа на стадии осмысления проходит в малых группах по 4-5 человек, вся информация оформляется в кластеры; развиваем умение сотрудничать и работать в малой группе; развиваем речевые навыки при построении устных и письменных высказываний. |
5 | Дискуссия. Используя материалы книги «Клавдия Вилор и воспоминания спецпереселенцев из книги О. А. Угрюмова «Боль памяти», - Яренск, 2009г. организуем в классе дискуссию. Презентации «В фашистском плену» и «ГУЛАГ». |
7 мин. | Мобилизация учащихся на рефлексию степени усвоения и понимания материала, связь нового с уже известным, критический анализ и синтез, умение вести дискуссию. Класс делится на две группы: первая отстаивает точку зрения – «да»; вторая – «нет». |
6 | 3. Фаза рефлексии. Сочинение-миниатюра (по выбору учащегося). |
8 мин. | Выведение знаний на уровень понимания и применения. Развиваем навыки связных высказываний. Коррекция. |
7 | Подведение итогов, организация окончания занятий. | 2 мин. | Дать оценку успешности достижения цели. Подготовка учащихся к концу занятия. |
Тема: «Проза 50-70-х годов о Великой Отечественной войне».
Тема урока: «Человек на войне. Проблема свободы и несвободы личности» (по повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор» и краеведческому материалу).
Цель: формирование представления о проблеме «человек на войне» в литературе 50-70-х годов в художественно-документальной повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор», формировать через осмысление отечественной истории на примере повести и документального материала – книги «Боль памяти», изданной в Ленском районе Архангельской области, у школьников чувство патриотизма и гражданской ответственности.
Задачи: развивать умения критически мыслить; развивать умение сотрудничать и работать в малой группе; развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний, умение вести дискуссию.
Постановка проблемы
Выдающийся русский революционер и мыслитель
Александр Герцен однажды сказал, что книга – это
духовное завещание одного поколения другому.
Совет… юноше, начинающему жить; приказ,
передаваемый часовым, отправляющимся на отдых,
часовому, заступающему на его место.
И разве не достойным продолжателем
патриотической темы выступает проза о Великой
Отечественной войне? В лучших произведениях о
войне, раскрывающих конфликты и проблемы того
времени, мы находим ключ к решению проблем
сегодняшнего дня и, прежде всего, проблем
нравственных.
Разные герои, разные имена. И эта «невероятная явь войны». И каждый делал свой нравственный выбор.
Чтение эпиграфа:
Война прошла по жизни страшным крошевом,
Привычки и желания смешав, –
и пролегла меж будущим и прошлым
истории кровавая межа.Юрий Белаш
Проблемный вопрос: Как ведут себя герои на войне, поставленные жизнью в критическую ситуацию?
Звучит песня «Дороги», музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина.
Слово учителя. Велики и неизбывны
последствия Великой Отечественной войны 1941-1945
годов в судьбах современного мира, в сознании и
душах людей. 1418 дней и ночей длился беспримерный
подвиг нашего народа в этой войне – войне,
развязанной фашистской Германией. По выражению
Л. М. Леонова, «немецкий фашизм хотел омертвить не
только настоящее наше, но и будущее. Он и славное
прошлое наше намеревался истребить, обратить
даже не в пепел, а в ничто, сделать так, будто
никогда и ничего после палеозоя и не было на
громадной русской равнине ». Без живой памяти
люди могли бы заблудиться на протяжении одного
текущего века и озвереть.
Время, переживаемое ныне, мобилизует и держит в
напряжении народную память. Появляются писатели,
в произведениях которых легко угадываются
жизненный источник – биография автора, строгое
следование лично пережитому, прочувствованному
и передуманному, точность в передаче
подробностей, примет и мелочей фронтового быта,
внимание к перепадам и изменениям в человеческой
душе, обстоятельность в исследовании
пограничных состояний в людской психологии.
Точность в деталях, во всем, что окружало
человека на войне, приобретает сегодня особенную
историческую ценность и интерес – не дать, пока
не поздно, ничему просыпаться из памяти, собрать
всю правду, представить человечеству все
аргументы в защиту жизни. « Пристрастие
современных писателей к «молекулярному»
движению на войне, как бы замер ада на глубину с
целью определения предела, где еще может
держаться жизнь в ее мирных проявлениях, с ее
обыкновенными радостями, интересами и желаниями,
имеет, кажется, и другую сторону – война
становится священной книгой народов, заветом
предков к потомству…
Презентация о Данииле Гранине, подготовленная учащимися.
Слайды 1-3. Даниил Александрович Гранин родился в 1919 году в г. Волынь (ныне Курской области) в семье лесника. Школу окончил в Ленинграде и там же поступил в Политехнический институт. Накануне войны защитил диплом, получил специальность инженера-электрика и был направлен на работу на Кировский завод.
Слайд 4. В 1941 году, когда началась война, Даниил Гранин пошел добровольцем в народное ополчение. Воевал на Северо-Западном и Ленинградском фронтах в пехотных частях. После учебы в танковом училище был командиром танковой роты на Прибалтийском фронте. Закончил войну в звании капитана.
Слайд 5. После демобилизации послан в Ленинград
на восстановление разрушенного войной
энергохозяйства города.
Первый рассказ «Вариант второй » был напечатан в
журнале «Звезда» в 1949 году. После этого была
написана историческая повесть «Ярослав
Домбровский» (1951 год).
До 1955 года Даниил Гранин продолжал совмещать работу в научно-исследовательском институте Ленэнерго с литературным делом. После опубликования романа «Искатели» (1954) перешел на положение профессионального литератора.
Слайд 6. В последующие годы были написаны романы «После свадьбы» (1958), «Иду на грозу» (1962), повести «Кто-то должен » (1966), «Прекрасная Ута» (1967), «Наш комбат» (1968), «Эта странная жизнь» (1974), «Однофамилец» (1975), «Обратный билет» (1976) и другие.[3]
Слайды 7-9. За повесть «Клавдия Вилор» (1976) автор удостоен Государственной премии СССР. Героико–трагическая повесть написана в столь любимом писателем жанре документально–биографическом повествовании. Возможно, не появилось бы такого интереса к произведению, к героине, не будь ее судьба столь драматична, не случись послевоенной трагедии, который придал новый свет ее героической и драматической судьбе.
1. Фаза вызова: актуализация знаний, мотивация, анализ читательского восприятия, оценочные вопросы вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
1) Какие ощущения вы пережили, читая эту повесть? (Предполагаемые ответы учащихся: повесть вызывает «шок», взывает к человеческой боли, кажется, что такое человеку выдержать невозможно, горечь от того что, пройдя ад немецких лагерей, она репрессирована у себя на родине сталинским режимом).
2) Какие вопросы возникли после прочтения?
Использование приема: «Мысли по кругу». (Работа
в группах). Участники группы высказывают свои
мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить
идею. Он пропускает ход. Затем слово
предоставляется представителю одной группы,
остальные группы потом дополняют, если не
прозвучало то что они считают важным.)
Предполагаемые вопросы:
– Во имя какой цели человек идет на такие
жертвы?
– За что была репрессирована Клавдия Вилор после
плена?
– Что ей помогло выстоять, не потерять свое
человеческое достоинство?
– Позиция автора по отношению к изображаемому
материалу и героине?
– Нужна ли нам такая память?
2. Фаза реализации:
Осмысление идейно-художественного своеобразия повести.
Работа на стадии осмысления проходит в малых группах по 4-5 человек. Лидер группы распределяет задания и руководит работой. На столе каждой группы – тексты произведения, литературоведческие справочники, кластеры на фазе вызова. По каждой теме необходимо внести тезисы – основные мысли и подтвердить их примерами из текста. Затем учащиеся выступают по своему вопросу, формулируя основные положения темы. По мере выступления учеником группы вся информация оформляется в кластеры. (Кластеры (блоки идей) или гроздья – это графический способ организации учебного материала, суть которого заключается в том, что на середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам фиксируются идеи, слова, рисунки). На фазе вызова кластер оформляет учитель.
Вопросы на карточках для групповой работы:
1 группа: Что пришлось пережить героине в
фашистском плену?
2 группа: С какой целью, по-вашему, автор
использует в повести документальный материал?
3 группа: Что помогло выдержать Клавдии Вилор
послевоенные испытания?
4 группа: Каково отношение автора к герою?
5 группа: Как автор и его героиня решают проблему
нравственного выбора?
Пример кластера на фазе вызова
Проблема нравственного выбора героя в повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор».
1. Первый круг «ада» – плен.
2. Жанр повести – художественно-документальный.
3. Репрессии.
4. Позиция автора.
.5. Автор и герой.
Примерные выводы.
Патриотизм, Долг, Совесть, Любовь, Гуманизм.
Какую роль играют эти понятия в жизни человека?
Как влияют на его мысли, чувства, поведение?
И что есть жизнь человека? Чего она стоит?
Особенно на войне. И есть ли что для человека выше
и дороже этой высшей и самой дорогой для него
ценности – Жизни?
Разве это не глубочайшая философия? И разве
вопросы эти не связаны неразрывно с проблемой
выбора – нравственного, социального,
гражданского, которую остро ставит в своем
произведении Даниил Гранин. В произведении
созданы образы реальных людей, в которых
писатель обнаружил черты высочайшего служения
своему долгу, своей идее, своему предназначению,
живущих на пределе своих физических и духовных
сил.
Интерес к документальности писатель увидел в том, чтобы запечатлеть горькие и гордые свидетельства рядовых людей, которые в своей массе создают величественную и потрясающую картину народной беды, народного мужества. Не дать былому исчезнуть из памяти, – ведь так стремительно уходят из жизни эти израненные с подорванным здоровьем люди. Что было для писателя главным? Социально-нравственный источник, желание запечатлеть. Только ли? Возможно, и стремление исправить недостатки недавнего прошлого, взять из кладовых прошлого как можно больше опыта.
Таков уж вековечный закон истории: в конечном
счете, в ней непременно побеждает
оптимистическое начало, но далеко не обязательно
торжество отдельной личности. Удел и счастье
борца – сознание исполненного долга, успех дела,
а не полученная в результате награда.
Современную эпоху нужно осмысливать всесторонне
в столкновении разных взглядов, сопоставлении
разных судеб.
Рассказывая о страшных пытках в гестаповских
застенках, Даниил Гранин задает такой вопрос:
«Откуда такая жестокость, может быть, им нужно
было что–то уяснить себе? ». И тут же с горечью
рассказывает о несправедливости, произошедшей
после войны с его героиней.
Даниил Гранин: «Мысленно я примериваю эту судьбу.
Солдатская наша жизнь была пронизана затаенным,
самым мучительным страхом из всех страхов и
ужасов войны – страхом попасть в плен к фашистам.
Это была самая страшная угроза, и бесчестье и
позор… лучше смерть, чем плен».
В августе 1941 года был принят приказ Ставки Верховного Главнокомандования СССР № 270, согласно которому все лица, оказавшиеся в плену, считались изменниками Родины, подлежащими уничтожению, а члены их семей – лишению гражданских прав. Из учебника истории для 11 класса, автор Н. В. Загладин, М., «Русское слово», 2004 г. [6]
В школьных учебниках истории о репрессиях, о спецпереселенцах не упоминалось даже словом. Так и вырастали целые поколения людей, для которых трагические страницы отечественной истории были изъяты услужливыми историками. Заговорили о репрессиях сравнительно недавно, лет двадцать назад. И как заговорили! Столько довелось наслушаться за эти годы не судей даже – гневных прокуроров истории, что поневоле, боясь последовать их примеру, к оценкам того времени и тех событий подходишь с осторожностью.
Даниил Гранин в своем произведении ставил задачу: «…углубление исторической правды». Не появилось бы интереса к его героине, не будь судьба ее столь драматична и не случись того послевоенного «перевертыша», который придал новый свет ее героической и драматической судьбе. И это – в 1975 году?
О работе молодежного клуба «Поиск», о судьбе репрессированных рассказал журналист, автор- составитель книги «Боль памяти» Олег Александрович Угрюмов. Участники историко– туристического школьного клуба обследовали место, где стоял крупный поселок спецпереселенцев – Ледня. Беседовали с репрессированными в поселках Лупья, Литвино, Нянда, Очея, побывали на реке Уктым, в Озерном, на Сендуге…Принимали участие члены клуба и в сооружении памятника жертвам политических репрессий в районном центре с. Яренск.
Дискуссия
Используя материалы книги «Клавдия Вилор» и воспоминания спецпереселенцев из книги О. А. Угрюмова «Боль памяти», – Яренск, 2009 г.[1] организуем в классе дискуссию по вопросу:
Есть ли различие фашистского режима в Германии и сталинского режима в СССР в отношении к человеку?
Класс делится на две группы: первая отстаивает точку зрения – «да»; вторая – «нет».
Во время дискуссии демонстрируются фото из презентаций «В фашистском плену» (слайд с 12 по 18) и «ГУЛАГ» (слайд с 19 по 28)
Примерные выводы в дискуссии: «Старая, как человек, проблема перед каждым встает: поступись – получишь при жизни славу, деньги, сохрани себя, стой на своем – тогда терпи и хулу, и бедность, в будущем признают тебя и воздадут…», – писал Д. Гранин в одном из своих произведений. Какой бы ни был режим, человек должен оставаться всегда человеком. И, наверное, не столько страшны те жестокие режимы, сколько их исполнители и палачи. «Включить мозги», поступить по нравственным законам – им было не дано: в этом и вся суть режима: он развращает людей.
3. Фаза рефлексии
Сочинение-миниатюра (по выбору учащегося – одну тему):
- Нужно ли нам «ворошить» ошибки прошлого?
- Нравственные уроки повести Даниила Гранина «Клавдия Вилор».
- Жизнь и смерть. Родина и чужбина. Свобода и рабство. Гуманизм и жестокость. Порядочность и подлость. Как эти противоречия в трагических обстоятельствах войны отразились на Клавдии Вилор?
Литература к уроку:
1. Боль памяти Автор-составитель Угрюмов О. А.
– Сыктывкар, 2009.
2. Гранин Д.А. Эта странная жизнь. – М.: Сов.
Россия, 1982.
3. Гранин Д.А. Роман-газета № 21 – 22 «Картина»
1981.
4. Гуляков Е.Н. Новые педагогические
технологии. – М.: Дрофа, 2006.
5. Журавлев С.И. Память пылающих лет. – М.:
Просвешение, 1985.
6. Загладин Н.В. История Отечества. Учебник
для 11 класса. – М.: «ТИД» Русское слово» – РС», 2004.
7. Имя его известно: Сборник произведений
советских писателей о войне / Сост. В. Васильев. –
М.: 1987.