Урок-игра "Поклонимся великим тем годам" (навстречу празднования 70-летия победы в Великой Отечественной войне)

Разделы: История и обществознание


Нет в России семьи такой,
Где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат,
С фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя,
Не солгать, не обмануть,
Ни с пути свернуть.
В. Златоустовский

Цели урока:

  • Сегодня мы повторим и закрепим учебный материал по истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
  • Узнаем о подвиге советского народа, спасшего не только свое Отечество, но и весь мир от ужасов фашизма.
  • Научимся работать с историческими документами и находить ответы на поставленные вопросы.
  • Сформируем представление о том, что подвиг советского народа и армии был настолько велик и величественен, что он вдохновляет и нынешних россиян служить своему Отечеству.
  • Продолжим развивать и формировать универсальные учебные действия: личностные и метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные).

Задачи урока:

  • Образовательные – систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”. Сформировать у учащихся понимание исторического значения победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
  • Развивающие – развивать умение анализировать и обобщать данные, работать с историческими документами, сопоставлять исторические факты, явления, творчески их применять. Развивать навыки участия в дискуссии, обсуждении, работы в группе. Совершенствовать умение работы с дополнительной литературой, сведениями, полученными на экскурсиях, иллюстрациями и фотоматериалами.
  • Воспитательные – способствовать патриотическому воспитанию учащихся; воспитывать чувство национальной гордости за великий подвиг советских людей; способствовать развитию у школьников интереса к истории. Вовлекать обучающихся в поисковую познавательную деятельность, через использование истории, литературы, музыки, живописи и кинематографии, и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий.
  • Здоровьесберегающие – предупреждать переутомление детей путем смены деятельности.

Тип урока:

по классификации С.А. Ежовой – урок применения знаний и формирования умений и навыков;
по классификации А.А. Вагина – урок применения знаний;
по классификации П.В. Горы – повторительно-обобщающий урок.

Оборудование урока:

  • презентация “Этих дней не смолкнет слава”;
  • карта “Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 гг.”;
  • выставка книг, написанных в годы войны;
  • портретная галерея “Маршалы Победы”;
  • аудиозаписи песен К. Шульженко, Л. Руслановой, Л. Утесова;
  • аудиозапись “День победы” музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова;
  • дидактический материал: карточки с заданиями, фрагменты исторических документов;
  • грамоты для награждения команд;
  • компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SMART Board и оборудование к ней.

Форма проведения урока: дидактическая, обучающая игра.

Подготовка к уроку.

За две недели до урока класс делится на две команды, в каждой из них определяется капитан. Команды придумывают свое название, готовят девиз, эмблему и получают домашнее задание.

Домашнее задание:

  1. Подготовьте презентацию о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. “Слава Вам храбрые, слава бессмертные!”. (Домашнее задание должно быть оформлено в виде компьютерной презентации (в формате PPT) и содержать 8–10 слайдов.)
  2. Прочитайте дополнительную литературу о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., используйте данные о своих родственниках–участниках Великой Отечественной войны.

Этапы дидактической игры:

  1. Представление команд.
  2. Творческая разминка.
  3. Конкурс “Сражения Великой Отечественной войны”.
  4. Конкурс “Найди слово”.
  5. Конкурс капитанов команд “Знаешь ли ты?”.
  6. Конкурс “Слава Вам храбрые, слава бессмертные!” (Домашнее задание.)
  7. Конкурс “Герои Советского Союза”.
  8. Конкурс “Фронтовые песни”.
  9. Конкурс “Маршалы Победы”.
  10. Конкурс “1418 дней войны”.

Ход дидактической игры

Объяснение правил игры:

В игре принимают участие учащиеся 9 класса, которые разделены на 2 команды. Каждая из команд в ходе игры будет работать над общими для всех заданиями, либо над специальными заданиями, объединенными общей темой и сравнительно одинаковыми по сложности.

В ходе игры идет работа по обобщению и повторению темы “Великая Отечественная война 1941–1945 гг.”.

Выявляется победитель (команда).

Ученики, активно принимавшие участие в игре, получают оценки.

Жюри ведет подсчет баллов по пятибалльной системе за каждое задание, подводит итоги в конце игры и называет победителя.

Состав жюри игры: администрация школы, родители учеников, учащиеся старших классов.

Дидактическая, обучающая игра приобретает характер общественного смотра знаний.

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы вспоминаем события давних лет. Но очень уж глубоки раны, нанесенные войной – и детям солдат, и их внукам, и правнукам. Всем нам. И потому не забудется это! Помнится будет вечно!

Этапы дидактической игры.

Звучит аудиозапись “Священная война” музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача.

1. Представление команд. (Название, эмблема, девиз.)

2. Творческая разминка.

Общее задание командам А и Б:

2.1. Выделите основные этапы в ходе Великой Отечественной войны.

2.2. Что Вам известно об этих словах, кому они принадлежат?

2.2.1. “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”.

(Председателю СНК СССР В.М. Молотову.)

2.2.2. “Я умираю, но не сдаюсь! Прощай Родина!”. “Умрем, но из крепости не уйдем!”. Эти надписи были сделаны на стенах одной из крепостей во время героической обороны.

(Защитникам Брестской крепости.)

2.2.3. “За Волгой для нас земли нет!”. Слова принадлежат герою Сталинградской битвы, снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста. Эти слова стали лозунгом защитников города.

(Василию Зайцеву.)

2.2.4. “Товарищи! Граждане! Братья и сестры! К Вам обращаюсь я, друзья мои”. С такими словами обратился к народу руководитель нашего государства через 11 дней после начала войны.

(Генеральному секретарю ЦК ВКП (б) И.В. Сталину.)

3. Конкурс “Сражения Великой Отечественной войны” (работа с историческими документами, картой, репродукциями картин и плакатами).

Учащиеся получают разноуровневые задания. Команды выбирают документы, репродукции картин, плакаты, относящиеся к этим битвам, и отвечают на вопросы.

Задание команде А:

Битва за Москву и Сталинградская битва.

3.1. В чем Вы видите военно-политическое и международное значение разгрома фашистских армий под Москвой? Можно ли утверждать, что победа Красной Армии под Москвой была чудом, что главную роль сыграл “генерал Мороз”?

3.2. В чем источники победы и значение разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом? Почему оказался возможным прорыв немецко-фашистских войск к Волге в 1942 году?

Задание команде Б:

Курская битва и битва за Берлин.

3.1. В чем значение Курской битвы для дальнейшего хода Великой Отечественной войны и Второй мировой войны? Каковы последствия Курской битвы для воюющих сторон?

3.2. В чем состоит историческое значение битвы за Берлин? Как развивались взаимоотношения “большой тройки” в годы Второй мировой войны?

4. Конкурс “Найди слово”.

Общее задание командам А и Б:

Найдите ключевое слово из 10 букв, которое означает любовь к отечеству (по вертикали) – (Патриотизм).

По горизонтали впишите:

  1. Возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц. – (Репатриация.)
  2. Рядовой чин в армии. – (Солдат.)
  3. Город, где проходила встреча глав государств – участников антигитлеровской коалиции. – (Ялта.)
  4. Кодовое название наступательной военной операции советских войск под Сталинградом. – (Уран.)
  5. Комплекс мероприятий по переводу на военное положение вооруженных сил, экономики в связи с началом войны. – (Мобилизация.)
  6. “Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!”. Эти слова принадлежат одному из героев битвы за Москву. – (Клочков.)
  7. Верховный главнокомандующий в годы Великой Отечественной войны, глава СССР. – (Сталин.)
  8. Уничтожение определенных групп населения по расовым, национальным и иным мотивам. – (Геноцид.)
  9. Герой Сталинградской битвы, которому принадлежат слова: “За Волгой для нас земли нет!”. – (Зайцев.)
  10. Город, получивший почетное звание “город-герой”. – (Смоленск.)

5. Конкурс капитанов команд “Знаешь ли ты?”.

5.1. Знаете ли Вы карту?

Где расположены объекты? Покажите их на карте, на интерактивной доске.

Задание капитану команды А:

5.1.1. Дорога жизни (Ладожское озеро).

5.1.2. Города, где проходили встречи глав государств – участников антигитлеровской коалиции. (Тегеран, Ялта, Потсдам.)

5.1.3. Города, получившие почетные звания “город-герой”. (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Керчь, Тула, Севастополь, Волгоград, Мурманск, Смоленск, Брест.)

Задание капитану команды Б:

5.1.1. Малая Земля (Район г. Новороссийска).

5.1.2. Страны Европы, освобожденные Советской Армией от немецко-фашистских захватчиков. (Польша, Чехословакия, Австрия, Северная Норвегия.)

5.1.3. Города, получившие почетные звания “город-герой”. (Москва, Ленинград, Киев, Минск, Одесса, Керчь, Тула, Севастополь, Волгоград, Мурманск, Смоленск, Брест.)

5.2. Знаете ли Вы кто он (она)?

Задание капитану команды А:

5.2.1. Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР, чей голос стал символом военных лет. (Ю.Б. Левитан.)

5.2.2. Ленинградская школьница, которая вела дневник в блокадном городе. (Таня Савичева.)

Задание капитану команды Б:

5.2.1. Советский разведчик, работавший под видом немецкого журналиста в Германии, Японии. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза (Рихард Зорге.)

5.2.2. Выдающийся русский композитор, во время блокады Ленинграда, написавший всемирно известную Седьмую симфонию, которая стала символом борьбы с фашизмом (Д.И. Шостакович).

6. Конкурс “Слава Вам храбрые, слава бессмертные!” (Домашнее задание.)

Учащиеся рассказывают о подвигах героев Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., используя подготовленные дома электронные презентации.

7. Конкурс “Герои Советского Союза”.

Задание команде А:

7.1. Сколько людей было удостоено звания Героя Советского Союза? (11 тысяч 657 человек.)

7.2. Кто была первая женщина Герой Советского Союза? (Летчица Гризодубова В.С..)

Задание команде Б:

7.1. Сколько женщин в годы Великой Отечественной войны удостоено звания Героя Советского Союза? (90 женщин.)

7.2. Кто был самым молодым Героем Советского Союза? (Партизан Котик В.А. получил звание Героя Советского Союза в 14 лет.)

8. Конкурс “Фронтовые песни”.

Общее задание командам А и Б:

Назовите песню и ее авторов.

На интерактивной доске демонстрируются фрагменты хроники военных лет и звучат куплеты из фронтовых песен.

Ответы команд А и Б:
“Священная война” муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача.
“Вася – Василек” муз. А. Новикова, сл. А. Алымова.
“Вечер на рейде” муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Чуркина.
“В землянке” муз. К. Листова, сл. А. Суркова.
“Ехал я из Берлина” муз. И. Дунаевского, сл. Л. Ошанина.
“Темная ночь” муз. Н. Богословского, сл.В. Агатова.
“Смуглянка” муз. А. Новикова, сл. Я. Шведова.
“Дорожка фронтовая” муз. Б. Мокроусова, сл. Б. Ласкина и Н. Лабковского.
“Последний бой” муз. и сл. М. Ножкина.
“Бери шинель, пошли домой” муз. В. Левашова, сл. Б. Окуджавы.

9. Конкурс “Маршалы Победы”.

Общее задание командам А и Б:

Команды получают листы с фрагментами текста о маршалах Победы.

На интерактивной доске демонстрируются репродукции портретов “славных сынов Отечества” (И.В. Сталин, Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, Л.А. Говоров, А.М. Василевский, И.С. Конев).

Звучит аудиозапись “Поклонимся великим тем годам” муз. А. Пахмутовой, сл. М. Львов, исп. Л.Г. Зыкина.

На интерактивной доске под каждым портретом напишите фамилию маршала и прочитайте соответствующий ему фрагмент текста.

10. Конкурс “1418 дней войны”.

Общее задание командам А и Б:

Назовите литературные, музыкальные и художественные произведения, посвященные героизму и отваге советских людей в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

(Отвечает каждый участник команды по очереди, если не знает, ход переходит другой команде.)

Ответы команд А и Б:
Повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие”.
Поэма А. Твардовского “Василий Теркин”.
Поэма М. Алигер “Зоя”.
Поэм Л. Поповой “Капитан Гастелло”.
Роман К. Симонова “Солдатами не рождаются”.
Роман А. Фадеева “Молодая гвардия”.
Стихотворение А. Суркова “Утро победы”.
Д. Шостокович Седьмая “Героическая” симфония.
“Алеша” муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина.
Памятник “Родина – мать” в г. Волгограде, скульптор Е.В. Вучетич, инженер Н.В. Никитин.
Памятник советскому воину – освободителю в Берлине в Трептов-парке, скульптор Е.В. Вучетич, архитектор Я.Б. Белопольский.
“Письмо с фронта” худ. А.И. Лактионов.
“Мать партизана” худ. С.В. Герасимов.
“Оборона Севастополя” худ. А.А. Дейнеки.
“Два бойца” кинореж. Л.Д. Луков.
“Жди меня” кинореж. А.Б. Столпер.
“Живые и мертвые” кинореж. А.Б. Столпер.
“Она защищает Родину” кинореж. Ф.М. Эрмлер.

Итог урока:

Сегодня на уроке мы расширили и углубили знания о героической истории нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Этот урок вызвал чувство законной гордости за свою страну, за доблесть и мужество ее защитников. Сегодня мы не должны забывать о подвиге совершенным нашим народом в годы Великой Отечественной войны! Каждый должен быть патриотом своей Родины, любить свое Отечество, и заботиться о нем.

Закончить урок я хочу строками поэмы Р. Рождественского “Реквием”:

Помните! Через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!..
Люди, покуда сердца стучатся, – помните!
Какою ценой завоевано счастье, –
Пожалуйста, помните!

Урок-игра “Поклонимся великим тем годам” показал не только Ваши знания, но и умение применять их на практике. Многие задания были проблемными, носили творческий характер, но, проявив смекалку, Вы справились с ними.

Звучит аудиозапись “День Победы” муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Жюри подводит итоги дидактической, обучающей игры.

Команда победитель в дидактической, обучающей игре награждается почетной грамотой.

Наиболее отличившимся участникам команд выставляются оценки.

Список литературы:

  1. Великая отечественная война, 1941–1945: Словарь-справочник / Н.Г. Андроников, А.С. Галицан, М.М. Кирьян и др.; Под общ. ред. М.М. Кирьяна. – М.: Политиздат, 1985. – 527 с.
  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 256 с.
  3. Полководцы и военачальники Великой Отечественной / Сост. А. Киселев. – М.: Мол. гвардия, 1985. – 367 с.