Интегрированный урок физики и литературы в 8-м классе «Магнетизм любви. По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"»

Разделы: Физика, Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (41 МБ)


Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет переживать целую бурю эмоций: и страдания, и радости, и сомнения, и надежду, и ревность.

А.С. Пушкину удалось создать самый полный образ любви, показать ее во всех проявлениях. Роман «Евгений Онегин» – это вершина творчества поэта. Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, зрелость, вся его жизнь. Но самое главное – это роман о любви. Татьяну и Онегина, Ольгу и Ленского притягивает друг к другу какая-то неведомая сила.

В физике такое явление называется магнетизмом. Явление магнетизма было известно людям за много веков до нашей эры. Свое название оно получило от города Магнесии в Малой Азии. Магнетит в разных странах называли по-разному (адамас, айман), но все эти названия переводятся как «любящий».

Бурное развитие физики началось в XIX в. и привело к созданию учения об электромагнетизме. Были сформулированы основные законы электромагнетизма, установившие глубокую связь электрических и магнитных явлений.

В романе мы слышим отзвуки популярного в то время учения. Ведь он создавался в те же двадцатые годы 19 века. Само слово «магнетизм» в переносном смысле значит «притягательная, покоряющая сила воздействия». Герои романа: Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский – словно притягиваются друг к другу и отталкиваются.

Перед нами разные истории любви: счастливой и несчастной, чувство одно, а проявления его различны, они отличаются силой, окраской, направленностью.

Закон притяжения противоположностей находит свое отражение и в дружбе. Но взаимоотношения Онегина и Ленского обернулись трагедией.

Вокруг человека создается определенное поле, на него влияет все окружающее. Онегин, как бездушное тело, попавшее в магнитное поле, не может противостоять «мнению глупцов», ему не хватает мужества и он против своей воли убивает друга. Но человек, в отличие от чисто физического тела, обладает душой, силой воли и свободой выбора.

Синонимами слова магнетизм являются «внушение, гипноз, приманчивость, сила».

Любовь делает человека не только внушаемым, но и обостряет привычные чувства, дает способность прозревать будущее. Так происходит и с Татьяной. Ей снится вещий сон, предсказывающий дальнейшее развитие событий.

Под воздействием внешних обстоятельств, внутренних причин человек изменяется сам, меняется отношение к жизни, порой к любви. Так происходит и с героями романа. Почему? Это загадка любви.

В физике подобное явление тоже имеет место. Магнитные свойство вещества могут изменяться под действием внешних условий, ослабевать и усиливаться. Полюса электромагнитов зависят от направления тока в проводнике. Магниты искусственного происхождения со временем изменяют свойства: размагничиваются или перемагничиваются.

Магнетизм – всеобъемлющее, глобальное свойство природы, но мы многого о нем не знаем. Еще не родился и, наверное, не родится никогда человек, который мог бы сказать: «Я знаю о магните ВСЕ».

«Почему магнит притягивает?» – этот вопрос всегда будет внушать необъяснимое волнение перед прекрасной таинственностью природы и рождать жажду новых знаний и новых открытий..

И вряд ли найдется человек, который может сказать: «Я знаю о любви все».

«Тайна сия велика есть» – гласит Библия.

Размышления над этими прекрасными и таинственными явлениями стали поводом для разговора о «магнетизме любви».

«…Божественная сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта его рассказчику и слушателю…»
Платон

Цели урока:

  • углубление межпредметных связей физики и литературы;
  • формирование научного мировоззрения;
  • анализ и обобщение различных понятий и явлений из области физики и литературы, используя различные приемы сравнения и сопоставления;
  • формирование нравственных качеств личности;
  • развитие творческих способностей учащихся на основе применения ИКТ.

Ход урока

(Презентация)

Учитель физики:

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.

Учитель литературы:

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! Пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны
На лоне сельской тишины!
Или мне чуждо наслажденье,
И все, что радует, живит,
Все, что ликует и блестит,
Наводит скуку и томленье
На душу, мертвую давно,
И все ей кажется темно?

Учитель литературы: Мы не случайно начали наш уроке с лирической ноты. За окном весна, пора любви, когда людей, как магнитом, притягивает друг к другу. В чем тайна этого притяженья? Попробуем разобрать в ходе урока, тема которого «МАГНЕТИЗМ ЛЮБВИ».

Учитель физики: Эпиграфом к уроку мы выбрали слова великого древнего философа Платона: «…Божественная сила магнита передается от железа к железу подобно тому, как вдохновение музы передается через поэта его рассказчику и слушателю…» Цель нашего урока: анализ и обобщение различных понятий и явлений из области физики и литературы используя различные приемы сравнения и сопоставления.

Учитель литературы: Любовь…Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.

Учитель физики: Любовь. Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет переживать целую бурю эмоций: и страдания, и радости, и сомнения, и надежду, и ревность.

Учитель литературы: «В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение писателей, поэтов, музыкантов, людей способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в словах и музыке. Поэтому мы обратимся к творчеству А.С. Пушкина, которому удалось создать самый полный образ любви, показать ее во всех проявлениях.

– Давайте вспомним любимые пушкинские строки, посвященные любви.

(Учащиеся читают стихи А.С. Пушкина о любви: «К Алине», «Я Вас любил…» и другие)

Сам А.С. Пушкин был не просто певцом любви, но и ее бесстрашным рыцарем, отдавшим свою жизнь, защищая честь любимой женщины – своей жены Н.Н. Гончаровой. Даже перед смертью он думал не о себе и своих страданиях, а о ней.

Приложение 1 (Видеоклип «Жестокий романс» на песню С. Избаша)

Учитель литературы: Роман «Евгений Онегин» – это вершина творчества Пушкина. Все вложено в эту книгу: ум, сердце, молодость, зрелость, вся его жизнь. Но самое главное – это роман о любви. Татьяна и Онегин, Ольга и Ленский, старшая Ларина и «герой» ее романа… Всех их притягивает друг к другу какая-то неведомая сила.

Учитель физики: В физике такое явление называется магнетизмом. Явление магнетизма было известно людям за много веков до нашей эры. Свое название оно получило от города Магнесии в Малой Азии. Кристаллы черного цвета, которыми были богаты окрестности Магнесии, назвали МАГНЕТИТОМ.

Магнетит в разных странах называли по-разному:

  • греки называли его адамас;
  • французы – айман;
  • немцы – магнесс;
  • англичане – лоудстоун.

Почти все эти названия переводятся как "любящий", именно так описывалось основное свойство магнитов – притягивать, «любить» железо.

Обратимся к истории развития магнетизма.

Приложение 5 (Сообщения учащихся с использованием презентации).

Учитель физики:

Вопросы к учащимся:

  • В чем заключается опыт Эрстеда?
  • Как и почему взаимодействуют проводники с током?
  • Как определить направление вектора магнитной индукции проводника с током?
  • Как определить направление вектора магнитной индукции катушки с током?
  • Как действует магнитное поле на проводник с током?

ВЫВОД 1. Бурное развитие физики началось в XIX в. и привело к созданию учения об электромагнетизме. Были сформулированы основные законы электромагнетизма, установившие глубокую связь электрических и магнитных явлений.

Учитель литературы: В романе «Евгений Онегин» мы слышим отзвуки популярного в то время учения. Ведь роман создавался в те же двадцатые годы XIX века. И в нем мы встречаем понятие «магнетизм»:

А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.

Вопросы к учащимся:

  • О ком эти строки? Что они означают? (Онегин едва не стал поэтом под влиянием любви).

Учитель литературы: Кстати, слово МАГНЕТИЗМ в переносном смысле значит «притягательная, покоряющая сила воздействия». И точно такое же определение можно дать любви. Давайте проследим, как в романе герои словно притягиваются друг к другу и отталкиваются.

Вопросы к учащимся:

  • Что мы узнаем об Онегине до его встречи с Татьяной? Устал от жизни, не способен любить.)
  • Как жила Татьяна до встречи с Онегиным? (Читала романы, ждала любви)
  • Когда, в какой момент, начинается их притяжение, или, как говорят в физике, взаимодействие? (С момента встречи.)
  • Что вы можете сказать о любви Ольги и Ленского? Докажите. (Она выдумана)

ВЫВОД 2. Перед нами две истории любви: счастливой и несчастной, чувство одно, а проявления его различные, они отличаются силой, окраской, направленностью. Взаимоотношения героев напоминают притяжение и отталкивание магнитов.

Учитель физики: Разные по характеру взаимоотношения между людьми можно сравнить со взаимодействием магнитов. Убедимся в этом на опытах.

ОПЫТ 1. Демонстрация магнитов природного и искусственного происхождения, определение полюсов магнитов и наблюдение их взаимодействия, наблюдение взаимодействия различных тел с магнитами.

Вопросы к учащимся:

  • Что такое постоянные магниты?
  • Какие виды постоянных магнитов вы знаете?
  • В чем заключается основное свойство магнитов?
  • Что такое полюса магнитов и как они взаимодействуют?
  • Как взаимодействуют различные тела с магнитами?

Учитель литературы: Закон притяжения и отталкивания действует не только в физике и любви, но и в дружбе.

Вопросы к учащимся:

  • Почему подружились Онегин и Ленский? (Они противоположны)
  • Кто играет главенствующую роль ? (Очевидно, Ленский попадает под определенное влияние Онегина как более сильной «личности-магнита»).
  • Как случилось, что друзья стали врагами? (Повод – ссора на именинах Татьяны, но причина совсем в другом. В дело вступает сила, которую нельзя повернуть вспять, – это сила «общественного мнения», представитель которой Зарецкий – сплетник и лгун).

ВЫВОД 3. Таким образом, вокруг человека создается определенное поле, на него влияет все окружающее. Онегин, как бездушное тело, попавшее в магнитное поле, не может противостоять «мнению глупцов», ему не хватает мужества, и он против своей воли убивает друга.

Учитель литературы:

Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!

Неужели все так безнадежно!? Нет, человек, в отличие от физического тела, обладает душой, силой воли и свободой выбора.

Учитель физики: Мы знаем, что вокруг магнитов существует магнитное поле.

ОПЫТ 2. Демонстрация взаимодействия магнитной стрелки и магнита, моделирование линий магнитного поля с помощью железной стружки, определение направления поля с помощью магнитной стрелки, наблюдение ориентации магнитных стрелок в магнитном поле.

Вопросы к учащимся:

  • Что такое магнитное поле? Свойства его? Характеристики?
  • Как выглядит линии магнитного поля постоянных магнитов?
  • Как определить направление магнитного поля?
  • Одинакова ли сила взаимодействия различных магнитов?
  • От чего зависит сила магнитного взаимодействия? (Гипотеза Ампера.)

ВЫВОД 4. Взаимодействие магнитов происходит посредством магнитного поля, которое создается циркуляцией токов в веществе. Характеристики магнитного поля, густота линий и величина вектора индукции зависят от силы внутренних токов. Электричество и магнетизм взаимосвязаны.

Учитель литературы: Любовь также часто сравнивают с электричеством. Фразеологические обороты отражают это: «Словно искра между ними пробежала», «ток прошел по жилам», «громом поразило», «ударило молнией». Высшая точка взаимодействия разноименных зарядов – электрический разряд. А в художественном произведении – это кульминация.

– Что является кульминацией во взаимоотношениях Татьяны и Онегина?

(Письмо Татьяны и отповедь Онегина.)

(Ученица читает письмо Татьяны наизусть)

Учитель литературы: Представьте себе смятение Татьяны, ее горечь, боль, отчаяние. Несчастная, неразделенная любовь! Сколько о ней сказано и написано. Так, драматург А.Н. Островский в XIX веке написал драму «Бесприданница», по мотивам которой Никитой Михалковым был создан фильм «Жестокий романс».

Приложение 2 (Просмотр видеофрагмента кинофильма с дальнейшим обсуждение)

– Что объединяет героинь? (Несчастная любовь)

Да, Татьяна стремится к Онегину, к любви, словно бабочка к огню, как железо тянется к магниту. Несмотря на отповедь, она продолжает жить этой любовью, как зачарованная, словно под гипнозом.

А знаете, что синонимами слова магнетизм являются «внушение, гипноз, приманчивость, сила».

Любовь делает человека не только внушаемым, но и обостряет привычные чувства, дает способность прозревать будущее. Так происходит и с Татьяной. Ей снится вещий сон, предсказывающий развитие дальнейших событий.

Работа с текстом: сравнительный анализ образов сна Татьяны и событий на ее именинах.

Мы видим, как в воображении поэта и его героини смешались сон и явь. Звучит некая мистическая нотка.

Учитель физики: Интерес к воздействию магнитных полей на человека возник сразу же после открытия магнетизма. Появилось еще одно направление изучения магнетизма – месмеризм. Эта антинаучная система, основанная на представлении о "животном магнетизме". Считалось, что планеты действуют на человека посредством особой магнитной силы и человек, овладевший этой силой, способен излучать её на других людей, благотворно действуя на течение всех заболеваний. Таких людей называли магнетизерами.

И снова обратимся к страничке истории XIX столетия.

Приложение 6 (Сообщения учащихся с использованием презентации)

Учитель литературы: В это же время в России создавались оккультные общества, проводились лекции и сеансы по спиритизму, гипнозу и магнетизму. Очень многие знатные особы, писатели и поэты увлекались этим течением, не остался в стороне и Пушкин. В его жизни это увлечение сыграло роковую роль. (Факт биографии поэта о вере в предсказанную ему раннюю гибель от пули).

Татьяна – любимая героиня Пушкина, в ее образ он вложил много своего задушевного. Она увлекалась гаданием. П.А. Вяземский, читаю главу 5, сделал примечание: «Пушкин и сам был суеверен».

(Зачитывается фрагмент гадания Татьяны)

Здесь поэт уже ироничен, это говорит о том, что он, будучи в зрелом возрасте, осознал многие свои заблуждения, в том числе и увлечением метафизикой, оккультизмом. Он начал переписываться с митрополитом Филаретом, они даже обменивались стихами.

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена…

Написал в унынии молодой Пушкин. Митрополит возразил поэту также в стихах:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал.
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал!..

В ответ Пушкин в «Стансах» покаянно признал правоту митрополита:

…Я лил потоки слез нежданных
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Таким огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует:
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.

Пушкин стал истинным христианином, покаявшись в своих заблуждениях молодости.

Учитель литературы: В жизни каждого человека с возрастом происходит переоценка ценностей. То, что казалось ненужным, приобретает первостепенное значение. Онегин и Татьяна во второй части романа словно «меняются ролями».

Вопросы к учащимся:

  • Почему так случилось? Насколько это обусловлено характерами героев?
  • Что происходит с Онегиным за время их разлуки? (Переоценка ценностей, связанная с убийством им Ленского, впечатлениями от путешествия по России).
  • Какой мы видим Татьяну? (Прочитать и прокомментировать встречу героев на балу)

Теперь уже Онегин пишет письмо Татьяне. В начале романа Она любит, Он холоден, сейчас Он любит, а Она дает отповедь.

(Ученик и ученица читают наизусть письмо Онегина и отповедь Татьяны)

ВЫВОД 5. Под воздействием внешних обстоятельств и внутренних причин человек изменяется сам, меняется его место в мире, отношение к любви. Почему так происходит? Пушкин не дает ответа. Это загадка любви.

Учитель физики: В физике подобное явление тоже имеет место. Магнитные свойства вещества могут изменяться под действием внешних условий: ослабевать или усиливаться. Полюса электромагнитов зависят от направления тока в проводнике. Магниты искусственного происхождения со временем изменяют магнитные свойства, размагничиваются или перемагничиваются.

ОПЫТ 3. Демонстрация магнитов с измененными полюсами, «намагничивание» металлических предметов трением и взаимодействием с магнитами.

Учитель физики: Наша Земля – постоянный магнит и, как все магниты, имеет магнитное поле и полюса.. Впервые ученые открыли южный магнитный полюс в начале XIX века: тогда выяснилось, что он находится в Канаде. А уже в начале следующего века обнаружили, что происходит постепенное смещение магнитных полюсов Земли. Причем скорость миграции магнитного поля плавно повысилась в период с 1904-го по 2007-й год с 15 километров в год, соответственно до 55-60 километров.

Куда же будут указывать магнитные стрелки через несколько десятилетий?

Приложение 3 (Просмотр видеофрагмента)

ВЫВОД 6.

Земля, как и все магниты, может перемагничиваться, то есть изменять полюса и силу магнитного поля.

Учитель физики: По словам ученых, магнитные полюсы Земли много раз менялись местами. За последний миллион лет это случалось 7 раз. Возможно, при одном таком изменении и зародилась жизнь на Земле. Что произойдет с нами при следующем изменении магнитного поля Земли, точно сказать не может никто.

Магнетизм – всеобъемлющее, глобальное свойство природы, но мы многого о нем не знаем. Еще не родился и, наверное, не родится никогда человек, который мог бы сказать: «Я знаю о магните ВСЕ».

«Почему магнит притягивает?» Этот вопрос всегда будет внушать необъяснимое волнение перед прекрасной таинственностью природы и рождать жажду новых знаний и новых открытий.. Свойство магнита притягивать и через много столетий не потеряет своей чарующей таинственности.

Учитель литературы: И вряд ли найдется человек, который может сказать «Я знаю о любви все». «Тайна сия велика ест» – гласит Библия. Мы хотим пожелать вам такой же удивительной любви, как у Татьяны и Онегина, но гораздо более счастливой.

Учитель физики: Чтобы ваше взаимное притяжение с теми, кого вы любите, было подобно самому сильному магнитному полю и не ослабевало с годами.

Учитель литературы: И завершить наш урок мы хотим презентацией и советом современного поэта Асадова всем влюбленным. Стихотворение так и называется «Магнетизм»

Приложение 4 (Ученик и ученица читают стихотворение)

О, как же мы странно с тобой прощаемся:
Твердим: «До свидания», твердим: «Пока».
Но только все время в руке рука,
И мы их так слабо разнять пытаемся.

Ужасное время – пора разлуки…
Но, кажется, силы у нас нашлись.
Однако, едва лишь разжались руки,
Как губы вдруг взяли да и слились.

А губы слились – значит, смолкли речи.
Но чуть только мы их смогли обуздать,
Как тут устремились друг к другу плечи
И руки уже обнялись опять.

Домашнее задание: создать эссе на тему:

«В чем заключается магнетизм любви?»

О, Господи! Что же творит любовь?!
Все планы практически рассыпаются:
То руки мгновенно опять смыкаются,
То губы встречаются вновь и вновь…

А чуть распрощаемся до конца,
Как все будто снова лети по кругу:
То ноги несут нас опять друг к другу:
То тянутся руки, то вновь сердца.

О, люди! Запомните мой совет:
Коли если такое у вас случится,
Не мучайтесь, а мчитесь бегом жениться.
Другого решения просто нет!