Инновационный проект "Личностно-ориентированное обучение на уроках математики"

Разделы: Математика


Адресация проекта: проект может быть использован учителями математики общеобразовательных школ.

Участники проекта: учитель осуществляет координационную работу по взаимодействию всех участников проекта, проводит занятия, организует исследовательскую и практическую деятельность учащихся, консультирует учащихся во время выполнения работы, проводит анализ результатов работы; учащиеся, которые включены в проект; психолог ОУ осуществляет диагностику и психолого-педагогическое сопровождение.

Цель проекта: достижение оптимальных результатов в учебной и внеурочной деятельности с помощью использования методики личностно-ориентированного обучения.

Задачи проекта.

  1. Ввыявлять психологические особенности обучающихся, позволяющие раскрыть потенциальные способности в изучении предмета математики.
  2. Реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению через: совместное с обучающимися целеполагание по результатам входного тестирования; через внедрение индивидуальной карты обучающегося; систему разноуровневых заданий по всем видам деятельности; использование проектной методики и групповых видов работы.
  3. Развивать самостоятельность обучающихся, умение организовывать и управлять своей научно-познавательной деятельностью.
  4. Разработка программно-методического комплекса и использование его в процессе формирования интеллектуальной компетенции обучающихся.

Особенности проекта.

Сущность опыта состоит в создании таких психолого-педагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самостоятельной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Новизна опыта состоит в том, что на личностно-ориентированном уроке я принимаю на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по группам с учетом их личностных особенностей, в целях создания максимально благоприятных условий для их проявления.

Трудоемкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом личностных возможностей и мотивов учащихся.

Предполагаемые результаты проекта.

  1. Рост мотивации к изучению математики. (От 64% до 90%)
  2. Успеваемость по предмету – 100%.
  3. Сформировать навыки самостоятельной работы и реальной самооценки;
  4. Увеличить количество победителей и призёров в различных творческих конкурсах и олимпиадах.
  5. Повысить качество образования. (С 40% до 68%)
  6. Хорошие результаты сдачи ЕГЭ.

Ресурсы проекта:

  • сенсорная доска; мультимедиа проектор;
  • средства телекоммуникации (выход в Интернет);
  • компьютеры, учебно-методические комплексы по предмету.

Обоснование актуальности проекта

Актуальность.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем.

Но есть вопрос вопросов: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?”.

Ответом, направленным на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, может стать принцип дифференцированного подхода к обучению, но осуществляемый на индивидуальном уровне.

Такая трактовка дифференцированного подхода на индивидуальном (субъектном) уровне вызвана следующими соображениями.

Во-первых, нет ни одного ребенка, идентичного другому или группе. Каждый неповторим. У каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации, опыта и т.д.

Во-вторых, дети являются не только, да и не столько объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребенка посредством учебной деятельности, мы прежде всего должны иметь ввиду его саморазвитие.

Разрешить поставленную задачу можно с помощью личностно-ориентированной технологии обучения, которая призвана адаптировать классно-урочную систему к возможностям и потребностям каждого ученика, и направлена на разрешение основного противоречия традиционной школы, связанного с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.

Обоснование.

Главная цель обучения – развитие умственных способностей учащихся. Задача обучения не только в том, чтобы дать определенные знания, но и в том, чтобы поднять уровень развития ученика.

Ещё К.Д. Ушинский категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию.

Мой опыт работы учителем математики - 15 лет. В рамках традиционной системы обучения я работала на “среднего” ученика и некоторые учащиеся не могли справиться с заданиями конструктивного уровня, но, кроме того, в каждом классе есть ученики, чей пытливый детский ум постоянно требовал новой пищи, творческих задач, т.е. возникала необходимость создания и развития возможностей для проявления творческой активности и самостоятельности. Мне чего-то не хватало…

Я заинтересовалась новой темой: “личностно-ориентированное обучение на уроках математики”

Выбрав эту тему, я решила реализовать свой творческий потенциал. В настоящее время имею большой опыт проведения уроков на основе личностно-ориентированного подхода. Подтверждение тому, открытые уроки для учителей нашей школы.

Этапы проектной деятельности

Подготовительный. (2006-2007 уч.год) Изучение литературы, посвящённой современному состоянию исследуемой проблемы. Составление индивидуальной карты учащихся, позволяющее максимально использовать субъективный опыт каждого ученика. Разработка элективного курса.

Практический. (2007-2009 уч.год)

  • Выявление и использование в практике приёмов и способов формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
  • Мониторинг результатов.

Заключительный. (2010-2011 уч.год)

  • Оценка эффективности использования данного подхода.
  • Анализ результатов, обобщение и распространение опыта

Подготовительный

Совместно с психологом школы была оформлена индивидуальная карта уч-ся, его познавательного (психического) развития. Карта служит основным документом для выбора дифференцированных форм обучения, индивидуальной работы с учеником при коррекции. Были проведены исследования на выявление:

  • развития мышления (диагностики: числовые ряды; арифметический счет; логическое мышление);
  • развитие памяти (диагностики: слуховая механическая память; механическая зрительная память);
  • развитие внимания (диагностика: расстановка чисел – произвольное внимание);
  • устойчивости внимания;
  • работоспособности;
  • самооценки и др.

На уроках используются элементы тренингов для развития внимания, мышления и памяти.

Карта успешности учащегося позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход на уроках математики и является основой для разработки планов уроков и составление дидактического материала.

Практический

На практическом этапе я использовала на практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.

Принцип целеполагания и мотивации.

Важное значение на уроке в реализации данного принципа приобретают организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями:

  • На одних уроках ученики совместно со мной формулируют проблемный вопрос;
  • На других – учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;
  • На третьих – я на доске записываю только ключевые и вопросительные слова типа:

а) Что? Как? Зачем? Почему? От чего зависит? Как влияет? Что общего?

б) Определить, вывести, выявить закономерность, доказать и т.д., а учащиеся на основе данного клише составляют целостную картину целей на занятие.

2. Принцип открытости. Контрольная диагностика позволяет мне объективно определять количество учеников, работающих на разных уровнях, корректировать педагогические воздействия. На занятиях главный акцент делается на самостоятельную работу с индивидуальным темпом в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки.

3. Принцип вариативности реализуется путем использования на уроках несколько альтернативных учебников, справочников, таблиц, что позволяет рассмотреть многие вопросы с различных позиций и выработать свой подход к их решению.

4. Принцип направленности обучения на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля деятельности, а именно через самостоятельную и контрольную работы с разноуровневыми заданиями; выбор ролей в деятельности групп; возможность выбора уровня домашнего задания. Учебно-дидактические материалы каждой темы по математике разбиты на три уровня.

5. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы (поощрение с помощью накопления баллов, жетонов). Это позволяет увеличить интенсивность урока за счет повышения активности учащихся и возможности оценить каждого, создает высокий эмоциональный подъем и настрой на весь урок, условие для повышения интереса к предмету, увеличения количества учеников, вовлекаемых в активную учебно-познавательную деятельность.

6. Принцип индивидуализации обучения опирается на составление индивидуальных программ по усвоению учебного материала для каждого ученика на основе результатов мониторинга по определению зоны ближайшего развития.

В своей работе я использую общеизвестные методы дидактики. Словесные методы (рассказ, беседа, лекция и пр.), репродуктивный метод, наглядные (показ, демонстрация и пр.), объяснительно-иллюстративный метод.

Эвристический метод. Этот метод предполагает самостоятельное открытие фактов в процессе рассмотрения частных случаев.

Создаю такую ситуацию, в которой ученик самостоятельно (или с небольшой помощью учителя) приходит к обобщению. Например, измеряя углы треугольника, ученики могут открыть теорему: сумма всех углов треугольника равна 180°. Или, измеряя среднюю линию треугольника и стороны, приходим к выводу, что средняя линия равна половине стороны.

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов. Работаем над проектами, исследовательскими работами.

Так изучая решение квадратных уравнений, мы рассмотрели не только способы, которые находятся в учебники, но и далеко за его пределами. Ученик 8 класса Севба Станислав написал исследовательскую работу по теме “Решение квадратных уравнений”, в которой рассмотрел способы и приёмы устного решения уравнений, а также решение уравнений в комплексных числах.

Чтобы процесс обучения был эффективным, использую различные приёмы.

Известный французский математик, физик и философ Ж.А.Пуанкаре отмечал, что “… всякое обучение становится ярче, богаче от каждого соприкосновения с историей изучаемого предмета”. На уроках мы знакомимся с именами и жизнью людей, которые создавали науку математику. Чаще всего дети сами готовят доклады, сообщения, рефераты.

Исторические экскурсы на уроках математики прививают интерес к предмету и развивают детей. Рассказ о маленьком Гауссе, который доказал теорему за несколько минут, подталкивают учащихся на активную работу.

В 2010 году мы с учащимися 5а и 9а классов провели во время недели математики интересный экскурс по старинным мерам. Затем составили кроссворды, загадки, ребусы и задачи и собрали свой задачник. Вся наша работа выросла в проект “Старинные меры”.

Математика удивительная наука. Она не может существовать сама по себе. Математические знания нужны и для других дисциплин. Очень часто на своих уроках я использую межпредметные связи.

Например:

1. Использую правило в стихах.

Или очень простые стихи: “Если ищем ширину, делим площадь на длину”. “Когда уравнение решаешь дружок, ты должен найти его корешок”.

2. В 5, 6 классах предлагаю задания, выполняя которые учащиеся узнают о животных и растениях, занесенных в красную книгу.

Рассматриваем некоторые вопросы более глубоко. Так с учеником 9 класса Игитовым Матвеем мы исследовали такую тему “Ритмы сердца и мозга”. В этой работе мы исследовали влияние золотого сечения на здоровье человека.

Без математики не может прожить ни один человек. В повседневной жизни человек любой профессии обязательно выполняет вычисления.

Цель школьного курса математики состоит не только в усвоении математических теорий, но и о владении применять знания по математики в повседневной жизни. Поэтому я использую такой приём, как мотивация к учению. В прошлом году учащиеся писали сочинение на тему: “Математика в профессиях моих родителей”. Учащиеся анализировали, делали выводы. В конце мы получили свой сборник задач “Математика в профессиях округа”.

С ученицей 10 класса Соковниковой Анжелой мы написали исследовательскую работу по теме “Такая простая и сложная арифметика ЖКХ”. В которой рассмотрели эффективные способы экономии семейного бюджета при оплате услуг ЖКХ.

С учеником 7 класса Живодеровым Максимом исследовали вопрос, как без инструментов (линейки, циркуля) построить на местности прямую, биссектрису угла и др.

Помня слова К.Ф.Гаусса о том, что “математика для глаз, а не для ушей”, использую наглядность на уроке. Использование информационных технологий позволяет оформить презентации красочно, кроме иллюстраций я использую видео фрагменты.

Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера. А учитель может привлечь внимание учеников в нужный момент, подобрать интонацию и скорость речи, повторить и внести необходимые пояснения.

Кроме этого я использую на уроках компьютерное тестирование. Оно мне позволяет проверить знания учащихся быстро и качественно. Очень часто учащиеся подготавливают презентации, составляют тесты сами.

Каждый год мы работаем над проектами. Так с учеником 9 класса Ильинским Сергеем мы подготовили проект электронный учебник “В помощь к сдаче экзаменов в 9 классе”. В этот учебник вошли теоретический материал и примеры по темам, необходимым для сдачи экзамена.

Формы организации уроков.

В своей педагогической деятельности использую как традиционные, так и нетрадиционные формы ведения уроков.

Любой урок стараюсь составить ярко, красочно, чтобы дети испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом пришли на следующий урок.

Нестандартный урок требует от учителя большой подготовительной работы. Это не просто отлаженная и продуманная система приемов и средств обучения, это система взаимоотношений учителя и учащихся, как участников процесса познания окружающего мира.

В моей практике уже сложилась система нетрадиционных уроков:

  • урок – соревнование;
  • урок – путешествие;
  • урок – игра;
  • урок – сказка;
  • практикум;
  • семинар и др.

В использовании нестандартного урока необходимо помнить одно правило – не использовать слишком часто. Но чтобы поддерживать детский интерес, развивать интеллектуальные умения и способности, вызывать желание проявлять себя необходимо использование элементов, приемов, методов нестандартного урока в традиционном: составление таблиц, опорных схем, конспектов, составление кроссвордов, подготовка и защита реферата, ролевая и дидактическая игра, иллюстрация, использование ТСО. Задания позволяют учащемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях, выявить проблемы в их усвоении.

Весь этот арсенал я использую для всестороннего развития ребенка, раскрытия его способностей, для положительного эмоционального поля, которое способствует процессу запоминания, развивает память. И ученик проявляется – начинает работать его фантазия, он самостоятельно ищет ответ на вопрос, он обретает свой взгляд на известные факты и явления, тем самым расширяет свои знания, устанавливает связи, сходства и различия событий. И в этой игровой среде происходит многократное повторение предметного материала по желанию ребенка в различных его сочетаниях и формах, а не по традиционной необходимости заучивания и запоминания. Эта положительно заряженная эмоциональная среда помогает проявиться и слабым учащимся, активизирует их деятельность.

Личностно-ориентированный подход во внеурочное время.

Я считаю, что внеурочной деятельности должно быть много и она должна охватывать как можно больше школьников. Эта деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает ценностные качества личности.

Одно из направлений личностно - ориентированного обучения – это проектная деятельность. Именно работа над проектом развивает, обогащает ребёнка. Мои ученики с удовольствием участвуют в работе школьных, городских, окружных научно – практических конференциях.

Ведение элективных курсов по предмету: “Решение задач”, “Аналитическая геометрия” позволяют углубить знания по математике. Мои ученики активно участвуют в школьных и муниципальных олимпиадах. Традиционно, мы участвуем в Международной олимпиаде по основам наук УРФО, во Всероссийской заочной олимпиаде “Познание и творчество” и “Интеллект - экспресс”. Мои ученики являются лауреатами этих олимпиад.

Стало традиционным в нашей школе проведение внеклассного мероприятия по математике “Умники и умницы”. Мною разработаны и проведены мероприятия: “Самый умный”, “Умники и умницы”, “Занимательная математика” и другие. Разработка игры “Самый умный” получила диплом 2 степени на Всероссийском конкурсе “Образование: взгляд в будущее”.

Внеклассные мероприятия по математике сопровождаются накоплением интеллектуального опыта. Занимательная математика может принести большую пользу для развития у детей сообразительности, умения рассуждать самостоятельно и привития интереса к математике.

Внеклассные мероприятия позволяют раскрыться ученикам, укрепляют их веру в себя и свои возможности, прибавляют творческих сил, приносят радость и желание познавать.

Заключительный.

Я систематизировала диагностическую работу по предмету. Анализирую результаты контрольных работ. На графиках отмечаю средний балл по предмету каждого класса и ученика. После этого проводится ликвидация пробелов в математической подготовке учащихся.

Анализ результатов показал, что качество зависит от уровня владения техникой чтения, письма, счета и от внимания ученика.

Поэтому так необходимо проводить коррекцию знаний. Учитывая индивидуальные особенности ученика, данное диагностирование помогает спланировать учебную работу, наметить пути коррекции недостатков знаний.

Составленная на МО учителей математики МСОШ № 30 карта успешности учащегося позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход на уроках математики и является основой для разработки планов уроков и составление дидактического материала.

В результате проделанной мною работы достигнуты следующие результаты:

1. Было проведено изучение литературы по данной теме.

2. Выявлены и использованы в практике приёмы и способы формирования личностно-ориентированного подхода на уроках математики.

3. Составлены индивидуальные карты учащихся, позволяющие максимально использовать субъектный опыт каждого ученика.

4. Рост мотивации к изучению математики. (От 64% до 90%)

5. Увеличилось количество победителей и призёров в различных творческих конкурсах и олимпиадах.

6. Повышение качества образования. (С 40% до 68%)

7. Стабильно хорошие результаты сдачи ЕГЭ.

Перспективный план развития.

1. Продолжить заполнение индивидуальной карты учащихся, применяя для исследования диагностики, соответствующие возрастным особенностям учеников.

2. Продолжить накопление и использование приемов организации работы учащихся по развитию индивидуальности личности на уроках математики.

3. В 2011-2012 учебном году результаты ЕГЭ: успеваемость – 100%.

4. Увеличение количество участников в различных олимпиадах и конкурсах.

Литература

  1. Г.К. Селевко. Современные образовательные технологии. Народное образование, 1998 г.
  2. И.С.Якиманская. Технология личностно-ориентированного образования. Библиотека журнала “Директор школы №7/2000 г.
  3. Г.Ю. Ксенозов.а Перспективные школьные технологии, Москва, 2000 г.
  4. А.А.Леонтьев. Технология развивающего обучения: некоторые соображения “Школа - 2000”.
  5. М.И.Махмудов. Проблемное обучениею Москва, 1998 г.

Приложение