Цель урока: создание условий для формирования у учащихся первичных представлений о правописании мягкого знака в именах числительных.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями правописания мягкого знака в именах числительных и создать алгоритм доказательства его написания;
- тренировать полученные умения;
- развивать творческие способности через моделирование правила.
Планируемые результаты.
Личностные:
- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи,
- развитие мотивов учения как важного показателя сформированности внутренней позиции выпускника начальной школы.
Метапредметные:
- способность к самоорганизации в целях решения учебных задач (целеполагание, планирование, коррекция и оценка);
- постановка и решение проблемы;
- преобразование правила в модель;
- учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Предметные:
- применять полученные знания о правописании мягкого знака в именах числительных для решения практических задач.
Оборудование для учителя:
1. Мультимедийный комплекс, презентация.
2. Аудиомагнитофон, диск с записью песни.
3. Демонстрационные карточки (тема урока, картинный план задач урока, блок-схема).
Оборудование для учащихся.
1. Учебник “Русский язык. 4 класс” (авторы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова).
2. Рабочая тетрадь.
3. Рабочая тетрадь “Пишем грамотно” №2.
4. Маркеры, фломастеры.
5. Лист формата А4.
6. Раздаточный материал (тексты, карточки с именами числительными).
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством выделения темы урока из текста песни.
- Начинаем урок русского языка. У каждого урока есть своя тема, а тему нашего урока вы узнаете из песни. (Звучит песня “Без мягкого знака” из “Радионяни”).
- Какова тема урока? (Правописание ь…)
- Роль мягкого знака велика, о его правописании мы не раз говорили, знаем много правил, но тема открыта не до конца, значит, мы сегодня откроем новое знание.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель: актуализировать знания, необходимые для постановки проблемы (повторить роль мягкого знака; вспомнить части речи); создать проблемную ситуацию, связанную с удивлением (разные мнения учеников, выполнивших практическое задание); активизировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, классификация.
- Посмотрите на группу слов (слайд №3):
листья, вскачь, бежишь, молодёжь, ходьба, ручьи, маленький
- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть ь).
- Назовите роль мягкого знака. (Заслушиваются ответы учащихся о правилах правописания мягкого знака в словах)
- Давайте проверим. (Слайд №4)
- Слова каких частей речи нам встретились? (Имена существительные, имя прилагательное, глагол, наречие)
- А слов какой изученной части речи нет на слайде? (Имени числительного)
- Так какова тема урока сегодня? (Правописание ь в именах числительных)
- Знакомы ли вам эти люди? Чем они знамениты? (На слайде №5 портреты М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена). Учащиеся вспоминают материал, изученный на уроках окружающего мира.
- Действительно, именно русская экспедиция на шлюпах “Мирный” и “Восток” под командованием Беллинсгаузена и Лазарева открыла последний неизвестный материк Земли – Антарктиду. Этот шестой континент Земли очень необычный, на нём нет коренного населения (пожалуй, кроме пингвинов и бактерий), а работают только учёные и исследователи из разных стран, в Антарктиде разрешена только исключительно научная деятельность. (Слайд №6)
Этим летом у нас памятная дата. Путешествие “Востока” и “Мирного” продолжалось более двух лет и завершилось в родном Кронштадте 24 июля 1821 года. Пока гости высчитывают, сколько же лет прошло с тех пор, вы узнаете ещё небольшие сведения об Антарктиде и поработаете с текстом. (2 учащихся работают на обратной стороне доски, остальные индивидуально в рабочей тетради, текст представлен на слайде №7 и у каждого ребёнка на карточке)
Примерно 700 дней продолжалась русская экспедиция в Антарктиду. Средняя зимняя температура на этом континенте составляет минус 70 градусов, а летняя – 17 градусов ниже нуля.
- Выпишите из текста все числительные.
3. Выявление места и причины затруднения.
Цель: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения.
- Посмотрим, что у нас получилось (сравниваем работы учащихся).
- У вас так же? А как вы написали?
- Слова были одинаковые? А написали вы их по-разному. Почему? (Дети делают вывод о том, что они не знают новый способ действия, правило написания мягкого знака в именах числительных)
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: сформулировать цель урока, последовательность учебных действий.
Какова цель урока? (Найти правило написания мягкого знака в именах числительных).
Появляется знак “Вопрос”.
Какие задачи поставим перед собой на урок? (На доске появляется картинный план)
1. Понаблюдать за числительными.
2. Сделать вывод, сформулировать правило.
3. Поупражняться в написании числительных с мягким знаком.
5. Реализация построенного проекта.
Цель: вывести и зафиксировать знаково алгоритм написания мягкого знака в числительных.
- Приступаем к решению наших задач.
- Посмотрите на слайд (№8), прочитайте слова про себя, определите части речи и обратите внимание на мягкий знак.
Давай подумаем!
пятнадцать | пятьдесят | пятьсот | ||
шестнадцать | шестьдесят | шестьсот | ||
восемнадцать | восемьдесят | восемьсот | ||
девятнадцать | девятьсот |
- Какими частями речи являются слова? (Именами числительными)
- А что можете сказать о мягком знаке в этих словах? (ь есть во всех словах, служит для обозначения мягкости согласных, в словах первого столбика пишется в конце, а во втором и третьем столбике – в середине слов)
- Предлагаю поработать в группах (по рядам) и попробовать объяснить: 1 ряд – почему в числительных первого столбика ь пишется на конце слова, а 2 и 3 ряды соответственно второй и третий столбики слов – почему в этих числительных ь пишется в середине слова.
У каждого ряда есть лист с отпечатанными именами числительными нужного столбика. Со словами можно делать всё, что хотите, используйте маркеры, фломастеры; главное постарайтесь найти объяснение места мягкого знака в числительном, вывести правило и на чистом листе смоделировать его с помощью знаков, слов, каких-то значков. Примерно через 2-3 минуты каждый ряд представит нам свои модели правила (памятки, опорные сигналы).
- Проверяем, что у вас получилось. Вы нашли какое-то объяснение?
Выступление каждой группы, защита своей модели правила.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель: зафиксировать во внешней речи алгоритм определения места мягкого знака в именах числительных.
- Я вам предлагаю следующую схему. (Слайд №9 и опорная памятка)
- Моя схема совпадает с вашими?
- Давайте ещё раз повторим правило написания ь в числительных. (Чтобы определить место ь в числительном, смотрим на состав слова. У простых числительных (состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать) мягкий знак пишется в конце слова, а в сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.
- А есть ли два ь в числительном? Оказывается, существует секрет (знакомит учащихся с секретом подготовленный ученик): ь в числительных в одних случаях в серединке, а в других - в конце. Так ведь и перепутать недолго! А ведь есть секрет и он очень прост: в каждом из числительных всего один мягкий знак. Прислушайтесь, как звучит конец числительного. Если там есть ь, то его всегда слышно – он в сильной позиции. Значит, в середине его уже не может быть. Вот и весь секрет! (В.Волина “Русский язык. Учимся играя”, Екатеринбург, ТОО “Издательство АРГО”, 1996 г., с.391)
- Вернёмся к заданию в тетради, исправим ошибки.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организовать самостоятельное выполнение и самопроверку по эталону.
- Посмотрите на слайд (№ 10), укажите номер строки, в которой допущена ошибка. Найдите слово, в котором допущена ошибка, и запишите его правильно в тетрадь.
- Проверьте себя (на слайде появляется “выплывание ” правильного ответа).
8. Включение в систему знаний и повторений.
Цель: тренировать умение написания мягкого знака в именах числительных.
- Закрепим наше новое знание (слайд №11), выполнив задания №1 и №2 на с.24 в тетради “Пишем грамотно. №2” (фронтально с комментированием).
- Откройте учебник на с.62. Как авторы учебника предлагают нам определять написание ь в именах числительных? (Запомнить, в каких числительных и где пишется ь)
- Вы можете пользоваться любым способом, который вам удобнее.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке и работу класса; обсудить и записать домашнее задание.
- Почему мы сначала допустили ошибки, и у нас возник вопрос? (Не знали, как правильно писать мягкий знак в именах числительных)
- А сейчас мы можем ответить на вопрос, когда и где пишется ь в числительных?
- Значит, мы достигли цели урока и можем заменить знак вопроса на памятку – модель правила.
- Решение каких задач нам помогло достичь цели? (Понаблюдали за числительными, смоделировали правило, поупражнялись в написании числительных)
- Поупражнялись мы в написании ь в числительных пока недостаточно, но вы выполните домашнее задание, на следующем уроке поработаем с этим правилом. Более подробно с другими правилами написания числительных вы познакомитесь в 6 классе. А знания, полученные сегодня на уроке помогут вам уже сейчас грамотнее писать имена числительные.
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник, с.63 №3.
- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся на полях рабочей тетради ставят либо знак “+”, если им понятно новое знание, либо знак “ +?”, если у них остались вопросы).
- Что нового для себя вы открыли на уроке?
- А теперь, уважаемые гости, вы сумели посчитать, сколько лет прошло с окончания экспедиции?
- А вы, дети? (190 лет)
- Молодцы! Спасибо всем за работу! (Слайд №12)
Желаю успешного продвижения по лестнице познания!