Урок литературного чтения. 2-й класс. Программа "Школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: создание условий для перечитывания художественного текста, формирование грамотного читателя.

Тип урока: работа с новым текстом.

Задачи.

  1. Обучать приёмам понимания прочитанного.
  2. Развивать элементарные умения литературоведческого анализа.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на прочитанное.

План урока.

I. Организационный момент. (Приветствие, проверка готовности, дежурный называет дату, день недели, номер урока, название урока)

II. Повторение.

Учитель: Ребята, какую большую тему мы изучаем на уроке литературного чтения?

Ученики: “Снежок порхает, кружится!”, …о зиме….о зимней природе,… о том, как зимуют животные,….

Учитель: Сегодня мы продолжим работать по данной теме.

III. Знакомство с новым произведением. (Учебник закрыт)

Учитель: Прочитайте фамилию автора и название. Предположите о чём или о ком это произведение?

Ученики: О птицах,… о снегире, …

Учитель: Почему вы так думаете?

Ученики: В названии есть слово “снегирь”

Учитель: Предположите, в каком жанре может быть написано произведение?

Ученики: Это может быть и сказка, и рассказ, и стихотворение. Мы не встречались с произведениями этого автора.

*Дети выставляют возможные варианты моделей обложки произведения.

Учитель: Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте группу слов к данному произведению. (Мороз сердит, тихий зимний сон, пылает, горит, маленький флажок)

- Как вы думаете, кто главный герой?

Ученики: Снегирь.

Учитель: Что интересного заметили в названии?

Ученики: В названии содержится вопрос.

Учитель: Так о чём же может думать снегирь зимой?

Ученики: Он может думать о том, где согреться, достать корм,….

IV. Первичное знакомство с произведением.

Учитель: Итак, откроем учебник и познакомимся с произведением.

*Самостоятельное знакомство со стихотворением (оно небольшое).

Учитель: Подтвердились ли ваши предположения?

Назовите жанр, в котором пишет И. Беляков.

Ученики: Да, подтвердились, стихотворение.

*Ученики работают с моделью обложки. Оставляя лишь нужное.

V. Физкультпауза.

VI. Работа по содержанию.

*Чтение учителем вслух. Дети следят по книге, проговаривая вполголоса.

* 1-2 строка.

Учитель: Какие чувства передаёт автор?

Ученики: Автор восхищается зимой,…зимней природой,..зимним великолепием…

Вывод: Значит читать будем легко, радостно с отличным, приподнятым настроением…

*3-5 строка.

Учитель: О ком, о чём эти строки?

Ученики: Здесь описывается зима, снегирь…

Вывод: Эти строки можно прочитать более спокойно, нам здесь просто сообщается о чём-то.

*6-9 строки.

Учитель: Послушайте данные строки, закрыв глаза. Кем вы себя представили?

Ученики: Мы представили себя снегирём.

Учитель: Что описывает здесь И.Беляков?

Ученики: Он описывает покой зимнего сна,…

Вывод: Эти строки можно прочитать загадочно, волшебно,…

*10 строка.

Учитель: Чем интересна эта строчка?

Ученики: Она содержит вопрос,…перекликается с названием,…

Вывод: Значит в ней будет интонация вопроса.

*11 строка – последняя.

Учитель: Что же мы слышим в ответ на вопрос “О чём ты думаешь, снегирь?”

Ученики: Он думает о весне!

Вывод: Можно прочитать эту строку громким голосом, очень радостно…..

VII. Повторное чтение стихотворения вполголоса. (Можно применить работу в парах)

VIII. Работа над выразительностью. (Часть работы уже сделана, можно лишь заострить внимание на постановку пауз)

IX. Литературоведческие приёмы.

Учитель: С чем сравнивает автор снегиря?

Ученики: Оон сравнивает его с флажком: “…как маленький флажок…”.

Учитель: Как вы понимаете выражение “ мороз сердит”.

Ученики: Это значит на улице очень холодно,…автор употребил это выражение в переносном значении. …сказал о морозе, как о живом человеке, …

Учитель: А что значит “Снегирь пылает и горит…”.

Ученики: Это значит у птицы красная грудка, похожая на огонёк, …

X. Выразительное чтение перед классом желающих.

XI. Домашнее задание. Выучить наизусть.

XII. Итог.

- С каким произведением мы сегодня знакомились? Что на уроке было интересного?

XIII. Рефлексия. Звучит музыка. Дети оценивают свою работу по шкале знаний.