Брей-ринг "Что за прелесть эти сказки"

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия: содействовать формированию классного коллектива сплочению сообщества детей и взрослых, способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребенка, развивать инициативу, мышление, творчество детей.

Оборудование: “цветной” ящик; грамзаписи для музыкальных пауз и конкурсов; колокольчики для каждой команды; предметы для “цветного” ящика: швейная игла, стрелковый лук, шапочка красного цвета, корзинка, букет цветов, мочалка, луковица, помидор, апельсин, лимон, игрушка Чебурашка; призы – медальки для всех участников в игре и поделки из бумаги для победителей.

(Столы поставить полукругами так, чтобы за каждым полукругом сидела команда игроков. Класс разбить на четыре команды.)

– Сегодня, ребята, мы поиграем с вами в игру, брейн-ринг которая называется “Что за прелесть эти сказки”. Тема нашей игры – СКАЗКИ. В игре у нас участвуют четыре команды. А сейчас давайте с вами выберем капитанов команд.

(Выбираются капитаны которые получают кружочки красного цвета)

– Каждый из вас получил по цветному кружочку, те, у кого кружочки красные, будут капитанами команд. Каждая команда имеет свое название: 1 команда – “Пион”, 2 команда – “Роза”, 3 команда – “Ромашка”, 4 команда “Астра”.

У каждой команды своя корзиночка, та команда, что больше наберёт в свою корзиночку цветов – баллов и будет победителем в нашей игре, чтобы получить цветок, надо правильно и быстрее всех других команд ответить на вопрос. Когда ответ команды готов – капитан звонит в колокольчик. Выкрикивать с места ответ нельзя, т.к. за это снимаются баллы.

(На столе у ведущего лежат конверты с вопросами и заданиями. Игроки из каждой команды подходят и берут любой конверт. Ведущий читает вопрос-задание. В каждом конкурсе выигрывает та команда, которая быстрее и правильно назовет ответ. Перед тем, как начинать игру, учитель проводит с детьми небольшую беседу.)

– Какие вы знаете сказки? Какие сказки вам нравятся? Почему? Каких писателей-сказочников вы знаете?

Сказки бывают:

1) о животных;
2) волшебные;
3) бытовые.

  1. В сказках о животных звери наделены чертами, которые присущи людям (они говорят, ходят на двух лапах, имеют человеческий характер.) Пример: “Теремок, Кот, Лиса и Петух”.
  2. Волшебные сказки не обходятся без чудес. Пример: “По щучьему велению” (говорящая щука, движущаяся печь). В них также присутствуют волшебные вещи: ковер-самолет, живая вода, шапка – невидимка, сапоги-скороходы. В каждой сказке повествуется о победе добра над злом.
  3. Персоналии бытовых сказок – это люди.

Сказки появились в результате мечтаний людей о полете (ковер – самолет), о передвижении со скоростью ветра (сапоги – скороходы) и о многом – многом другом. Как мы видим сейчас, все эти мечтания люди смогли превратить в жизнь. Поэтому не зря говорят: “Сказка – ложь, а в ней намек – добру молодцу урок”.

Содержание конвертов с вопросами.

1. О каком герое в сказке говорится:
“Правду молвит молодица
Уж и впрямь была царица
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ленива,
Своенравна и ревнива”.

(О царице в сказке А.С.Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”).

2. А что за страшный великан?
“Рыжий и усатый…
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит”.

(Тараканище из сказки К.Чуковского).

3. Внимание – “цветной” ящик.

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок.(ИГЛА)

4. А кто же это?

“На голову его надели, глаза из угольков сделали, а вместо носа воткнули морковку”. (Снеговик из сказки Сутеева “Елка”)

5. Внимание – “цветной” ящик.

С помощью предмета, который находиться здесь, главный герой сказки нашел свое счастье – мудрую жену, которая была заколдована.(В сказке “Царевна – лягушка” Иван пустил из лука, которая попала в болото где сидела заколдованная в лягушку царевна.)

6. Из какой сказки эти слова:

“Ночь настала
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом
И садится под кустом.
Звезды на небе считает
И краюшку уплетают”.

(П.Ершов “Конек-Горбунок”).

7. Внимание – “цветной” ящик!

В какой сказке присутствуют эти предметы: шапочка красного цвета, корзинка с пирожками, букет цветов?

(Ш.Перро “Красная шапочка”).

8. А кто это такой?

“В сорочинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый”.

(Звездочет из “Сказки о золотом петушке” А.С.Пушкина)

9. Внимание – “цветной” ящик.

Здесь находится вещь, которую проглотил крокодил из сказки. Назовите автора и название сказки.

(Крокодил проглотил мочалку. К.Чуковский “Мойдодырь”.); (В ящике должно находится несколько предметов: мочалка, луковица, помидор, апельсин, лимон из которых дети должны выбрать правильный предмет).

10. Знаком ли вам портрет этого героя?

“Руки кривые, на руках когти, ногти лошадиные, спереди и сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматы от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные”.

(Зверь лесной, чудо морское из сказки С.Т.Аксакова “Аленький цветочек”.)

11. В какой сказке вы прочитали про эту красавицу?

“Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит”.

(Царевна-лебедь из “Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина.)

12. А это кто? Где вы с ней встречались?

“Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и все же живая! Глаза её сияли, как звезды”.

(Снежная королева из сказки Г.-Х. Андерсена.)

13. Внимание – “цветной” ящик.

Здесь находится игрушка – главный герой книги, которому дали очень смешное имя, потому что он упал со стола.

(Чебурашка. Э.Успенский.)

14. Кто это такая разнаряженная?

“В дорогой собольей душегрейке,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки”.

(Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина)

15. А это чей портрет?

“Между тем росла, росла
Поднялась и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву краткого такого”

(Царевна из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкина).

16. Вспомните, кто это?

“Он рос вместе с волчатами и отец Волк учил его.”

(Маугли из сказки Р.Киплинга.)

17. Сколько раз закидывал старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку? (Два раза.

“В третий раз закинул он невод –
Пришел невод с одною рыбкой”.)

(Подводятся итоги. Награждаются победители.)

Советы…

Начинайте работу как можно раньше до дня предполагаемого показа! Подготовки должны проходить регулярно, требуйте от учеников серьезного отношения к работе. Детям сначала нужно кратко рассказать, в чем смысл игры, о соблюдении правил игры, нарушение которых может привести к снижению баллов.

Естественно, одному человеку трудно сделать хороший праздник, игру, спектакль и т.д.

У вас есть коллектив единомышленников, должны быть и помощники. Во – первых, родители детей. На них ляжет забота по подготовке атрибутов, аксессуаров.

Во – вторых, ваши коллеги учителя. С ними у вас должна быть большая, огромная взаимосвязь. Учителя – словесники помогут с литературным материалом; художники с декорациями, с оформлением. Проводите игру оживленно, эмоционально, чтобы детям было интересно.

Использованная литература:

  • Шмаков С.А. Ее величество – игра! – М.,МИП. НВ Магистр, 1992.
  • Михайлова М.А., Горбина Е.В., Поем, играем, танцуем дома и в саду” – Ярославль: Академия развития, 1997.
  • Зубкова М.Л. Подарите детям праздник. – ТЦ Сфера, 2002.
  • Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей. – Просвещение, 1991.
  • Журнал “Начальная школа” – Москва, Просвещение. 1989.
  • Зайцев О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.