Урок по физике в 8-м классе по теме раздела "Электрические явления"

Разделы: Физика


Девиз урока:

“О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух –
И опыт, сын ошибок трудных
И гений, парадоксов друг
И случай – бог изобретатель!”
А.С. Пушкин

Дидактическая цель урока:

повторение ранее изученной темы “Тепловые явления”, создание условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации по теме “Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов”, а именно: электризации тел при соприкосновении, закономерностях взаимодействия заряженных тел, наличие двух видов электрических зарядов. Углубление, систематизация и обобщение двух видов явлений, сравнение основных проявлений этих явлений (тепловых и электрических), выявление сходства и различий;

усвоение материала курса физики, как средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечит переход от обучения к саморазвитию, становлению научного мировоззрения.

Задачи:

  • воспитание познавательного интереса к предмету, и позитивного отношения к учебе, через развитие логического мышления, познавательной активности, деятельностного подхода (использование методов научного и эмпирического познания):
  • выяснение физической сути изучаемых явлений и формирование устойчивых знаний, формирование умений научного анализа проблемных ситуаций;
  • воспитание творческого отношения к учебному труду, через развитие наблюдательности, творческих возможностей, инициативы, развития речи (устной и письменной), устойчивости внимания, формирования навыков организации умственной деятельности (восприятия, освоения, рефлексивного осмысления ценности знаний, их практической значимости).

Оборудование: набор по электростатике (эбонитовые и стеклянная полочки, шерсть, шелк), штативы, пластмассовая линейка, султанчики, электростатический маятник, мультимедийный проектор, жетоны “Успех”.

Основные этапы урока.

  1. Орг. момент – 2 мин.
  2. Повторение ранее изученного материала – 10 мин.
  3. Изучение нового материала – 12 мин.
  4. Первичное закрепление – 4 мин.
  5. Применение знаний – 5 мин.
  6. Подведение итогов урока – 5 мин.
  7. Оценки за урок – 2 мин.
  8. Задание на дом – 2 мин.
  9. Рефлексия знаний – 3 мин.

Ход урока

I. Орг. момент – 2 мин.

Проверка готовности класса к уроку. Запись в рабочую тетрадь даты и темы урока.

Постановка цели урока.

II. Повторение ранее изученного. – 10 мин.

(Актуализация, мотивация)

Учитель: Ребята представьте, что вы популярный писатель или ученый. Читатели просят вас объяснить текст ваших произведений. Ваша задача, полно и четко дать ответ, используя следующий план описания физического явления (проектор).

  • Суть явления, его внешнее признаки
  • Условия, при которых протекает явление
  • Определение явления
  • Механизм протекания явления (объяснение на основе научной теории).
  • Использование явления на практике.

Условия оценивания правильного ответа (с помощью жетонов)

  • “отлично” - 2 балла жетон “Успех”
  • “хорошо” - 1 балл жетон
  • “удовлетворительно” - 0,5 балла – ? жетона

Итак, какие это явления?

(Идет анализ проблемных ситуаций написанных на карточках или демонстрируемых проектом).

Смотрю на термометр: чуть ниже 0°С, но льдом не покрыта вода, колышется море, песок шевеля, скажи почему нету льда? (Ответ: абсолютно чистая вода t кр. = - 10 °С, в облаках t кр. = - 40 °С процесс кристаллизации не возможен в этих условиях.)

В окно видела Татьяна по утру побелевший двор Куртины, кровлю и забор на стеклах легкие узоры, деревья в зимнем серебре.

- Почему деревья покрываются серебром, а на стекле появляются узоры? Почему деревья нашего школьного двора такие красивые? / Приложение№1/

(процесс кристаллизации воды на стекле, деревьях, на поверхности земли и т.д.)

 Пейзаж тропического лета рисует стужа на окне.

Назовите и опишите обратный процесс. (плавление).

Давайте помечтаем о лете

Жарче день – обильней росы, серебрят ночную тьму

Осаждаются повсюду

Кто ответит - почему? (Процесс конденсации на горах Алтая).

Какой раздел физики изучает эти процессы? (Тепловые явления)

Давайте обобщим знания по тепловым явлениям в следующей таблице.

№ п/п Вопросы Качественное описание тепловых явлений.
  Суть явления, его внешние признаки. Изменение внутренней энергии при изменении температуры, переход из одного агрегатного состояния в другое без изменения температуры.
  Условия, при которых протекает явление. Совершается работа или процесс теплоотдачи.
  Определение явления. Явления, связанные с прогреванием и охлаждением тел, с изменением температуры называются тепловыми.
  Механизм протекания явления (объяснение на основе научной теории) Температура тела зависит от скорости движения молекул (их перемещения, колебания, вращения) и их взаимодействия. Их изменение приводит к проявлению тепловых явлений.
  Использование явления на практике Круговорот воды в природе, жизнь и адаптация к изменениям в природе всего живого, тепловые машины, экология.

Образование росы, инея, осадков, значение видов теплопередачи и т.д.

Учащиеся делают записи в тетради по таблице о “Тепловых явлениях”

III Изучение нового материала - 12 мин.

Учитель: “Ребята, объясните суть следующего явления?”

За окном сияет солнце
День погожий и сухой
Не пойдешь на школьный вечер
С непромытой головой.
Чисто голову ты вымыл,
Обсушить не счел за труд,
А потом провел расческой
Дыбом волосы встают
В чем здесь дело, почему?
Я все это не пойму.

(Это явление нельзя отнести к тепловым, значит это новое явление связанное с электризацией) / Приложение№2/

Какова цель урока? (формируют дети – изучение электрических явлений, закономерности поведения, условия и механизм протекания).

Информация о первых исследованиях электризации

(Учащиеся делают сообщение о Фалесе Милетском 3 в. до н.э. и опытах Гильберта в 16 в. или чтение параграф 25) В Древней Греции эти явления наблюдали при падении шерсти с помощью веретен из янтаря (окаменевшей смолы), (по гречески “ янтарь” – означает электрон).

Учитель: О чем идет речь в этом произведении?

О, юная дева, прекрасный цветок
Возьми-ка ты в руки густой гребешок
И волосы ты гребешком расчеши
И опыт чудесный нам покажи.

(Опыт по электризации волос и расчески при трении)

Поисковая беседа.

У меня на столе вы видите различные тела: кусок проволоки, палочки эбонитовые, стеклянные; кусочки ткани шерсти, бумаги, резины и т.д. Проведите опыты по электризации тел.

Рисунок 6.

image010.jpg (30768 bytes)

Сделайте качественное описание электрического явления, используя:

План описания физического явления.

№ п/п Вопрос Качественное описание электрического явления
  Суть явления, его внешние признаки. Способность притягивать или отталкивать наэлектризованные тела, т.е. приобретать электрический заряд.
  Условия, при которых протекает явление. Тело должно быть наэлектризовано (3 способа – электризации: при трении, ударе, соприкосновении электрического тела)
  Определение явления. Явление притяжения или отталкивания др. тела в рез-те электризации называется электрическим.
  Механизм протекания явления (объяснение на основе научной теории). Появление эл. заряда разного знака в зависимости от этого взаимодействия, причем:

Одноименные заряды – тела отталкив.

Разноименные заряды – тела притягив.

  Использование явления на практике. Электризация в быту, в природе. на производстве. Молния, искровые разряды, перевозка бензина, очистка воздуха, покраска машин и т. д.

Во время проведения опытов и установления основных закономерностей идет информация об опытах Гильберта по электризации различных тел (драгоценных камней, различных сортов стекла и т.д.), Рихмана и М.В. Ломоносова в 18 в. /2/

Возможно проведение следующих опытов.

  1. Электризации стеклянной и эбонитовой палочки и притяжение ими бумажных листочков, водяной струи, электрических маятников, султанчиков.
  2. Электризацию листочков бумаги и целлофана, конфетных обертков, целлофанового пакета, предварительно потертых друг о друга;
  3. Отталкивание 2-х тонких листочков металла, взаимодействия воздушного шарика и потолка классной комнаты, листочка бумаги и стенки комнаты, предварительно потертых о шерсть или мех, или друг о друга.
  4. Наблюдение одновременной электризации 2-х тел при соприкосновении, для этого можно воспользоваться набором лопаток, изготовленных из различных материалов или одинакового вещества на изолирующих ручках.
  5. Наблюдение “парение в воздухе” стекловаты или частичек меха или шерсти, после электризации их о пластмассовую линейку.
  6. Наблюдение электризации деревянной указки о бумагу.
  7. Электризация мелкой “крупы” (из сердцевины подсолнуха), пушинок камыша и т.д. см. “Электростатические явления”.Н.М.Шахмаев… /2/
  8. Заполнение в тетради таблицы об “Электрических явлениях”.

Подскажите и обоснуйте ответ на следующие вопросы (Работа по учебнику)

(проектор) по рис. 30,31 § 26 учебника /1/

Какова цель исследования? Опыт по взаимодействию подвешенной эбонитовой палочки, эбонитовой и стеклянной палочки подносимым к подвешенной палочке. (Каково взаимодействие между палочками? Идет изучение взаимодействия при электризации тел.)

Как происходит электризации? (При трении тела электризуются, т.е. приобретают эл. заряд).

Какие заряды приобретают тела при трении? (Два рода зарядов:

  • стеклянная палочка +
  • шелк –
  • мех +
  • эбонитовая палочка –

заряды равны по модулю, противоположны по знаку.)

Причем надо учитывать, что при трении о разные тела могут у тела появиться разные заряды. Пример:

  мех шелк резина бумага
эбонит - - + +
стекло + + + +

/Притягивание или отталкивание не только тв. тел, но жидкостей и газов./

Как взаимодействуют наэлектризованные тела? (одноименные заряды – отталкив. тела, разноименно заряженные тела – притягиваются)

Как передается электрический заряд? (достаточно коснутся, т.е. при соприкосновении, но нужно помнить, что заряд – как краска, которую нужно соскрести с палочки, поэтому площадь соприкосновения очень важна при передаче эл. заряда).

В результате наших исследований, какой нужно сделать вывод об электризации тел?

Учащиеся:

Некоторые тела могут при трении наэлектризовываться.

Тела приобретают два рода зарядов.

  • Положительный заряд - стекло при трении о шелк;
  • Отрицательный заряд – эбонит при трении о мех.
  • Одноименные заряды – взаимно отталкиваются
  • Разноименные заряды – взаимно притягиваются. (Запись выводов в тетрадь).

IV Первичное закрепление – 4 мин.

Решение проблемной ситуации /2/

Экспериментальное задание:

На тонкой шелковой нити висит заряженная бумажная гильза, как можно определить знак электрического заряда гильзы, имея эбонитовую палочку и кусок шерсти? (эбонит отрицательно заряженное тело, если гильза притянется, то у нее положительный заряд, оттолкнется отрицательный заряд).

Почему на шелковой нити, а не на проволоке? (металл эл. заряд не сохраняет, его наэлектризовать сложно)

Для чего к корпусу автоцистерны предназначенной для перевозки бензина прикреплена массивная цепь, несколько звеньев которой волочится по земле? (эл. заряд накопившейся на стенках корпуса автоцистерны через металлические звенья передается на землю).

V Применение знаний. – 5 мин.

Объяснить принцип покраски автомобилей с помощью явления электризации. /3/ Приложение № 3

При наличии времени объяснить различные проблемные ситуации. /2/

Приложение № 4

А так же материалы физического вечера по теме “В гостях у госпожи Электризации”./4/

VI Подведение итога урока – 5 мин.

Учитель: Итак:

Какова была цель урока? (Изучение электрических явлений)

Какие новые понятия мы сегодня узнали? что они означают? (“Электризация”, “электрический заряд”, “эбонит”, “янтарь”, “электрон”, “одноименные заряды”, “разноименные заряды” и т.д.).

Какие наблюдения мы использовали в качестве исходных фактов? (Опыты по наблюдению электризации тел).

Каковы основные отличия электрических явлений от тепловых явлений. (Работа по таблице)

№ п/п Вопрос Качественное описание электрического явления Качественное описание тепловых явлений
  Суть явления, его внешние признаки. Способность притягивать или отталкивать наэлектризованные тела, т.е. приобретать электрический заряд. Изменение внутренней энергии при изменении температуры, переход из одного агрегатного состояния в другое без изменения температуры.
  Условия, при которых протекает явление. Тело должно быть наэлектризовано (3 способа – электризации: при трении, ударе, соприкосновении электрического тела) Совершается работа или процесс теплоотдачи.
  Определение явления. Явление притяжения или отталкивания др. тела в рез-те электризации называется электрическим. Явления, связанные с прогреванием и охлаждением тел, с изменением температуры называются тепловыми.
  Механизм протекания явления (объяснение на основе научной теории). Появление эл. заряда разного знака в зависимости от этого взаимодействия, причем:

Одноименные заряды – тела отталкив.

Разноименные заряды – тела притягив.

Температура тела зависит от скорости движения молекул (их перемещения, колебания, вращения) и их взаимодействия. Их изменение приводит к проявлению тепловых явлений.
  Использование явления на практике. Электризация в быту, в природе. на производстве. Молния, искровые разряды, перевозка бензина, очистка воздуха, покраска машин и т. д. Круговорот воды в природе, жизнь и адаптация к изменениям в природе всего живого, тепловые машины, экология.

Образование росы, инея, осадков, значение видов теплопередачи и т.д.

Какие основные закономерности мы установили?

(При взаимодействии наэлектризованных тел:

1. Некоторые тела могут при трении наэлектризовываться.

2. Тела приобретают два рода зарядов.

  • положительный заряд - стекло при трении о шелк;
  • отрицательный заряд – эбонит при трении о мех.

3.Одноименные заряды – взаимно отталкиваются; разноименные заряды – взаимно притягиваются.).

VII Оценки за урок – 2 мин. (рейтинговая оценка с помощью жетонов).

VIII Задание на дом – 2 мин. Параграфы 25, 26. /2/

1)Составить творческое задание “Что произойдет, если……” /на электризацию тел./

2) Полезное или вредное проявление электризации тел.

IX Рефлексия – 3 мин.

Обсуждение вопросов:

Янтарь – смола и камень драгоценный.
Есть серьги с янтарем, кольцо, кулон, но спору нет,
Он знаменит еще и тем во всей Вселенной,
Что есть в нем электрический секрет.

- Какой электрический секрет хранит янтарь?

- Как можно осуществить электризацию тел?

- Что является мерой электризации тела?

- Что условно принято за отрицательный заряд, положительный заряд?

- Как взаимодействуют заряженные тела?

- Какова практическая значимость изученного явления?

- Считаете ли вы, что те знания, которые приобрели сегодня на уроке, важны ли для вас в повседневной жизни? Почему?


Приложение №1. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Наша школа, ранним утром.(Кристаллы снежинок рассеивают свет)

 

 - А наше село Андреевка - такое белоснежное, затерялось между небом и землей?

Приложение№ 2. ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

О, юная дева, прекрасный цветок!
Возьми-ка ты в руки густой гребешок,
И волосы ты гребешком расчеши,
И ОПЫТ чудесный нам покажи.

О, юная дева, чья же ты дочь?
Глаза твои светят, как звезды в полночь.
В историю физики навсегда ты войдешь
Коль имя отца своего назовешь.

В историю физики ты попадешь,
Коль имя отца своего назовешь.
“Отец мой самых строгих правил,
Философ, математик и поэт,
Себя в науке он прославил на много тысяч лет.”

Янтарь-смола и камень драгоценный,
Вот серьги с янтарем, кольцо, кулон,
Но спору нет, он знаменит еще и тем во всей Вселенной,
Что есть в нем электрический секрет.

image016.jpg (21881 bytes)

Приложение №3. Электростатическое покрытие

Приложение № 4. Дидактический материал

Какое основное свойство электрических зарядов используется в электроскопе?

Возьмите расческу и наэлектризуйте ее о волосы, затем поднесите к тонкой струйке воды. Объясните, что происходит? Объясните явление.

В одном случае наэлектризованной эбонитовой палочкой коснулись шарика электроскопа, в другом случае хорошо провели полочкой по нему. Одинаково ли зарядился электроскоп в том и в другом случае?

Определите знак заряда полученного на оргстекле при трении его о шелк и шерсть. Является ли оргстекло проводником?

Для чего к корпусу автоцистерны, предназначенной для перевозки бензина, прикреплена массивная цепь, несколько цвеньев которой волочатся по земле?

Почему бывалые люди говорят: “Молния находит под землею клад”?

На тонкой шелковой нити висит заряженная бумажная гильза, как можно определить знак электрического заряда гильзы, имея эбонитовую палочку и кусок шерсти?

Почему опасность возникновения пожара резко возрастает, если при бурении скважины из-под земли вырывается мощный фонтан нефти? Чем это объясняется? При какой погоде сухой или влажной, опасность воспламенения нефти больше? Ответ обоснуйте.

Провода в напряжении высоком,
Оголенные в небе гудят,
А другие, что дома под боком
В изоляции токи хранят.
Этот гол, тот укрыт
В чем причина? Кто ответит тот молодчина.

Определите знак заряда пластмассовой линейки.

Вот палочка стеклянная лежит перед тобой,
Один конец заряжен, заряжен и другой.
Возможно ли такое – точнее объясни,
Один конец знак “минус”, другой конец знак “плюс”?

Электрскоп заряжен, листочки разошлись.
Его блестящий шарик руками обойму,
Но шарика не трону, внимательней вглядись.
Листочки опадают, скажи – ка почему?

(О скалолазе)

Палатку разбил высоко на горе, с трудом одолев перевал.
Потом перед сном, на вечерней заре, Собрал и поотдаль убрал,
Свой нож, ложку, крючья, топор, ледоруб.
И даже в жестянках сардины и суп
Короче, все то, где металл,
Зачем он на ночь от палатки унес,
Такие предметы? Ответь на вопрос... и т.д.

Литература.

  1. А.В. Перышкин “Физика 8 класс” М “Дрофа” 2009 г.
  2. Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов “Физический эксперимент в школе” М.“Просвещение” 2008 г.
  3. Хорошавин С.А. “Техника и технология демонстрационного эксперимента” М. “Просвещение” 2007 г.
  4. Журнал “Физика в школе” № 6, №7 – 2009 г.

Приложение № 5. Физика и поэзия

В работу частично включены стихотворные произведения, созданные ребятами и некоторые мои стихотворения. Например:

1)

Вы пришли сюда сейчас...
В самый большой в нашей школе класс,
Здесь узнаете вы много: “что, когда и почему?”
Что уже произошло, что нас дальше ожидает в 201-n году?

2) Тема: “Электризация тел”

Когда вглядимся в мирный атом
Спокоен, взвешен и силен
Но стоит тронуть шелком или шерстью
Там появляется ион.
Откуда взялся он
И что произошло
Что тело так ведет себя само
К одним он тянется душой
С других как ветром отдувает?

Все по порядку элементы
Находятся не просто так
Порядок нам ответ дает
Сколько протонов он несет
Чтобы нейтроны посчитать
Нам разность нужно отыскать.
А сколько электронов будет?
И чтоб открыть нам сей секрет
Нам очень важно дать ответ:
Нейтрален атом или нет!

3) Тема: “Равнодействующая сила”

Если на тело силы влияют двигаться по-разному его заставляют
Очень важно разузнать: “Куда R надо направлять?”
Эта сила - так всегда, заменяет всех сама
Но особо рассмотри, куда те силы тело понесли
Если силы вдоль прямой, выстроились одна к другой
Складывай и не зевай, равнодействующую подсчитай,
Если силы потянули тело в разные углы
Здесь ты тоже не зевай, от большей меньшую отнимай
А результат вдоль большей силы
Четко, быстро — направляй!

4)

Я свечусь как светлячок и горю как маячок
К батарейке подключусь, ярко, ярко засвечусь
Не перо, не хвост жар-птицы у меня внутри искрится,
Не костер, не пожар, А горит внутри кристалл!

5)

Янтарь-смола и камень драгоценный,
Вот серьги с янтарем, кольцо, кулон,
Но спору нет, он знаменит еще и тем во всей Вселенной,
Что есть в нем электрический секрет.

4) Тема: “Строение атома”

Когда вглядимся в мирный атом
Спокоен, взвешен и силен,
Но стоит тронуть шелком или шерстью -
Там появляется ион! Откуда взялся он?Что произошло?
Потратив жизни много лет, нам Менделеев дает ответ:
“Все по порядку элементы находятся не просто так

Порядок нам ответ дает - сколько протонов он несет, Чтобы нейтроны посчитать нам нужно разность отыскать!” …. и т.д.

И это только часть произведений по темам.