Проект "Стань лучше"

Разделы: Внеклассная работа


Структура проекта:

  1. Введение: актуальность данной темы
  2. Основная часть – мероприятия
  3. Заключительная часть (ожидаемый результат)
  4. Информационные источники.

Введение

Формирование толерантного поведения является одной из главных задач школы. Школа формирует среду, которая приобщает подрастающее поколение к социальным ценностям. В школе происходит прогнозирование и планирование будущего, через школу сообщество формирует и утверждает собственные перспективы.
Однако сегодня всё большее распространение в детской, особенно подростковой среде, получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации, социальное окружение детей, семью всё чаще проникают в школу. Поэтому так актуально, сегодня активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя людей.
Данный проект направлен на преодоление негативного (интолерантного) отношение среди школьников. Позволяет повысить правовую культуру подростка.

Цели проекта:

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях
  • развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества
  • развитие работать с информацией, формировать проблемы и находить пути их решения
  • развитие критического мышления

Задачи:

  • распространение знаний в области толерантности и прав человека;
  • повышение гражданской активности;
  • развитие гражданских навыков и установок на толерантное поведение, самостоятельное решение социальных проблемных ситуаций;
  • формирование у учащихся культуры сотрудничества, сотворчества в урочной и внеурочной деятельности, повышение коммуникативной культуры школьников;
  • развитие навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся, в их творческих работах и поведенческих стратегиях.

Целевая группа: возраст11-16 лет

Мероприятия:

1. Подготовительный этап (организация рабочей группы, помощники с каждого класса)

а) опрос или анкетирование (выявление и подтверждение существующей проблемы)
б) составление диаграмм по итогам опроса (вывешивание в вестибюле)
в) Опросчик, определяющий факторы формирования этнической идентичности
г) создание ролика о правах и обязанностях школьников

2. Психологические акции (для создания настоя в один день на разных переменах):

  • «Возьмемся за руки» (позволяет «жителям школы» почувствовать себя единым целым)
  • «Ты да я, да мы с тобой» (акция охватывает всю школу: разные помещения, людей разного возраста, интересов, занятий и др. Появление воздушных шариков – символ акции.). (Приложение 5)

3. Классный час

Общение людей друг с другом - чрезвычайно сложный и тонкий процесс Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры Игра – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".

Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следую¬щих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.

Предлагаемые тренинги способствуют овладению приемов эффективного общения через игровые компоненты и технику активного слушания.
«Уроки толерантности» (один из представителей класса проводит классный час) 10-11 класс (создать коллаж Кто я? игра), 8-9 класс(я и мой мир вокруг меня, игра 3 участника реклама товара, равнодушие, слушать, неслушать), (Приложение 2), 5-7 (Встреча с самим собой), класс руководитель проекта или старшеклассники. (Ознакомление, презентация что такое толерантность? – Приложение 1)

4. Выпуск газеты про толерантность. (История толерантности, великие люди о толерантности, толерантность в нашей школе – анкетирование 8-11 класс «Проявляешь ли ты толерантность?», анкетирование учителей «Толерантность в повседневной жизни». (Приложение 4)

5. Конкурс рисунков «Эмблема толерантности»

6. Тренинг по толерантности в 5-11 класс (сплочение коллектива) (Приложение 5)

7. Ролевые игры (импатия встать на позицию другого человека)10-11 класс деловая игра. Используя вырезки из журналов и газет сделай коллаж. Игры с этнокультурной спецификой. 5-7 класс . Диалог культур – упражнения 8-9 класс. (Приложение 5)

8. Оформление карты мира с очагами интолерантности. Составление своей собственной программы толерантности. 5-11 класс. (Вывешивание в классе)

9. Презентации конференций, создание типичных портретов народов, проживающих в нашей республике. Опишите русских, татар, марийцев, чувашей, немцев, евреев и др. представителей народов Татарстана через следующие категории:

  • отношения к обществу, к большим группам;
  • отношения к малым группам непосредственного окружения;
  • отношение к людям – гуманистические и коммуникативные характеристики;
  • отношение к труду;
  • отношение к себе;
  • отношение к собственности;
  • общая направленность личности;
  • опыт и образ жизни.(традиции, народный костюм, музыка)

10. Классный час, тренинг «Нет прав без обязанностей» (один из представителей класса проводит классный час) 8-11 класс, 5-7 класс руководитель проекта. . Используя вырезки из журналов и газет сделай коллаж.(права и обязанности ребенка)

11. Выпуск газеты «Права и обязанности» (Приложение 3)

12. Творческая работа «ДЕРЕВО ТОЛЕРАНТНОСТИ»

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе или рекреации. 5-11 класс.

13. Круглый стол (2 человека от класса) разработка, обсуждение и принятие общих правил о преодолении негативного отношения друг к другу. (стр. 81 дневник) «Закон дружды».

14. Игра – конкурс «Самый толерантный класс» (награждение) (Приложение 5)

15. Рисуем радость общения

16. Создание газеты «Пространство толерантности» (закон дружбы)

Ожидаемый результат:

  • Преодоление негативного отношения к окружающим
  • Принятие закона дружбы
  • Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся общеобразовательных учреждений.

Оценка эффективности
Уменьшение столкновения непонимания между школьниками, повышение уровня социальной адаптации учащихся, уменьшение числа конфликтов между учениками и учителями.

Последствия

Распространение опыта данного проекта. Взаимодействие со школами района, совместные фестивали, развитие толерантного отношения у старшего поколения. Данный проект позволил решить проблему интолерантности.

Информационные источники:

  1. Риэрдон Б. Толерантность – дорога к миру. М., 2001 г.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Т.3,4. М.: генезис, 2001.
  3. Социально-педагогическое занятие "Твои права и обязанности" ТимофеенкоОксанаАлександровна, социальный педагог
  4. Газета "Биология", http://bio.1september.ru/2003/36/4.htm
  5. Толерантность
  6. История толерантности
  7. Толерантность
  8. МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ
  9. Школьный клуб
  10. Развиваем внимание
  11. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.,1984.
  12. Сайт Толерантность: Библиотека. Клуб – http://www.tolerance.ru/p-biblio-club.shtml
  13. С.А. Коробкина «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах» Волгоград 2008г.
  14. «Работа классного руководителя» (методическое пособие) М 2006г.
  15. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко «Классные часы 5-9 классы», М «ВАКО» 2006.
  16. Т. А. Шишковец «Справочник социального педагога 5-11 классы» М»ВАКО» 2009.
  17. Г.В. Степанова «Толерантность и права ребенка»(Рабочий дневник). Петрозаводск 2010.
  18. http://ypk.yspu.org/tolerance/3-7.htm формирование толерантности в рамках классного руководства.
  19. Солдатова Г.У., Шалгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, – М: Генезис, 2001 – 105 с.