Создание геометрических орнаментов с помощью графического редактора Paint. Мандала – пример геометрического узора, модель мироздания и источник внутренней энергии

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Конспект урока №1 по теме:
«Создание геометрических орнаментов с помощью графического редактора Paint».

Цели урока:

  • Образовательная: закрепление навыков рисования в графическом редакторе Paint, расширение знаний о видах орнаментов, их создание.
  • Развивающая: развитие логического и образного мышления, воображения, фантазии, творческой активности и социальных навыков учащихся младших классов.
  • Воспитательная: воспитание самостоятельности, эстетического вкуса, трудолюбия, интереса к предмету, умения организовать рабочее пространство.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения урока: объяснение и закрепление нового материала, индивидуальная творческая работа за компьютерами.

Оборудование: проектор, презентация «Мандалы», лабораторно-практические задания.

План урока:

  1. Организационная часть – 1 мин.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации – 5 мин.
  3. Повторение – 5 мин.
  4. Объяснение нового материала – 15 мин.
  5. Творческая работа за ПК – 15 мин.
  6. Подведение итогов и анализ работ – 3 мин.
  7. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.

Беседа: На предыдущих уроках мы с вами знакомились с основными инструментами и режимами работы в графическом редакторе Paint. Вместе с этим мы погружались с вами в атмосферу творчества и пытались нарисовать на компьютере образ, возникающий в нашем воображении. Кто-то был доволен своим результатом, а кто-то не очень. Не все получалось, так как хотелось. Мы с вами старались, совершенствовали навыки рисования и фантазировали. И многих стали получаться очень красивые, красочные, необычные работы, которые нравились всем – и одноклассникам, и родителям и учителям. В чем же секрет успеха?

Давайте, посмотрим лучшие работы…

Беседа:

  • Чьи узоры вам понравились больше? Почему?
  • Какие правила мы должны соблюдать, чтобы узор был красивым, привлекал внимание, нравился?

Варианты ответов: должен быть ярким, симметричным, с правильными геометрическими формами.

III. Повторение

  • С помощью, каких операций, в графическом редакторе Paint, мы можем сделать симметричный узор?
    Ответ: С помощью операций копирования, поворота и отражения фрагментов узора.
  • Давайте повторим операций копирования, поворота и отражения фрагментов рисунка. 

Действия учителя: показ перечисленных выше операций на интерактивной доске, с активным привлечением учеников.

  • Обратите внимание иногда нам необходимо дополнительное место для экспериментов с фрагментами рисунка? Ведь иногда узор занимает практически весь экран, и для работы с фрагментами очень мало места...

Для этого можно использовать следующую хитрость: можно использовать второе окно графического редактора Paint, в котором и будет происходить отрисовка элементов (хотя можно обойтись и одним окном).

Повторение навыков работы с несколькими окнами. Переключение между окнами. (Повторение происходит с помощью проектора и интерактивной доски).

  • А знаете ли вы, что специальным образом скомбинированный симметричный геометрический узор в круге или в квадрате носит специальное название?

Этот узор может представлять собой центр мироздания, нести позитивную энергию и быть источником положительных эмоций.

Такой узор называется МАНДАЛА, и он широко используется в духовных традициях и религиях. (см. презентация «Ма́ндала» – Слайд 1)

IV. Объяснение нового материала

Ма́ндала («круг», «диск») – сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет. (Слайд 2) 

МАНДАЛА на древнем индийском языке обозначает мистический круг взаимосвязи духовных и материальных энергий вселенной или по-другому цветок жизни. Мандала была придумана примерно 3000 лет назад монахами на севере Индии. (Слайд 3)

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд.

В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». (Слайд 4)

Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. (Слайд 5)

Мандалы на первый взгляд очень простые ничем не примечательные рисунки. Такое может показаться только при беглом взгляде на них. Но если прикоснуться к этой божественной тайне и научится рассчитывать и раскрашивать мандалы для исцеления или для создания Мира и Гармонии в семье или для других целей, понимаешь, что это целая наука – огромная, глубокая, где много неизведанного и прекрасного.

Просмотр встроенного видеоролика…(Слайд 6)

Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. …(Слайд 7)

Мандала способна трансформироваться во множество геометрических форм, во всех трех измерениях. Монахи использовали Мандалу для медитации, так как бесконечное изменение её соответствовало основной идее востока - вечности духа. С помощью различных Мандал восточные мудрецы-астрологи преподавали астрономию, метафизику и другие знания, показывая происхождение вселенной и воссоздавая Парад планет.

Символика графических мандал … (Слайды 8-10)

Зрительные образы: форма, цвета и движения – оказывают различное психическое воздействие на человека. Если представить структуру графической мандалы в виде составляющих ее элементов, то получится ряд геометрических фигур (круг большой и малый, квадрат, треугольники).

Эти фигуры считаются священными почти во всех религиях. Использование их в качестве объектов концентрации внимания в религиозных ритуалах обычно объясняется соответствующими мистическими построениями.

Рассмотрим магические и лечебные мандалы… (Слайд 11)

 Вот эта мандала приносит удачу и богатство, а следующие являются лечебными – повышают иммунитет, улучшают настроение и устраняют депрессию. (Слайды 11 -19)

Беседа:

  • Итак, этот узор – МАНДАЛА представляет собой центр мироздания, несет позитивную энергию и может быть источником положительных эмоций. Он широко используется в духовных традициях и религиях. Считается, что Мандала неизбежно ведет того, кто ею пользуется, к открытию и использованию источника своей внутренней энергии.
  • Какое чувство у вас осталось после просмотра мандал?
  • Захотелось ли вам создать что-то похожее или необычное?
  • Давайте и мы попробуем создать простейшую мандалу ;-) в графическом редакторе Paint.
  • Сейчас, находясь под впечатлением увиденного, мы попробуем нарисовать красивые узоры, которые отразят ваше внутреннее состояние, улучшат настроение и увеличат положительные эмоции.

V. Творческая работа за ПК.

Создание простейших узоров в круге с элементами копирования и поворота. Сохранение и анализ работ.


(Вот такие получились работы учеников пятых классов)        

VI. Подведение итогов.

Слово учителя: Сегодня мы с вами повторили навыки работы с графическим редактором, научились работать с несколькими окнами, а также узнали много нового о геометрических узорах и создали красивые узоры в круге.

VII. Домашнее задание.

Раздаются образцы мандал для раскрашивания (Приложение 1).

Предлагаемые мандалы нужно раскрасить. Эти мандалы обладают специальными свойствами. Когда ты раскрашиваешь или просто смотришь на мандалу, ты становишься спокойнее. Если тебе грустно, или скучно, или кто-то тебя обидел – раскрась мандалу. И ты почувствуешь, как на душе становится легче!

Конспект  урока №2 по теме: «Конструирование геометрического узора. Мандала – пример геометрического узора, модель мироздания и источник внутренней энергии» – Приложение 2.