Макраме – искусство плетения

Разделы: Технология


Цели урока:

Учебная: познакомить с искусством плетения в технике “Макраме”.

Образовательная: Научить основным узлам макраме.

Воспитательная: Воспитание прилежности, аккуратности и трудолюбия, воспитание эстетического вкуса.

Оборудование и материалы.

  1. Работы, сделанные в технике “Макраме”.
  2. Подушечки для работы, булавки, ножницы, палочки для подвешивания нитей.
  3. Верёвки, шнуры.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вводный инструктаж. Беседа “Из теории”.
  3. Текущий инструктаж. Практическая работа.
  4. Заключительный инструктаж. Подведение итогов. Показ лучших изделий.

Ход урока

1. Организационный момент: раздача оборудования, подготовка рабочих мест.

2. Вводный инструктаж.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из древнейших видов искусства — это макраме. Завязывание узлов на верёвке для её практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток-другой узлов и научился плести сети раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узел задолго до того как изобрёл лемех, колесо, иглу, топор, лук и стрелу. Существование первобытного человека, Его быт, невозможно представить без верёвки сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий животных.

Умение вязать на верёвке узлы и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну из поколения в поколение.

С узлами в жизни людей было связано не мало примет и суеверий. Использование шаманами, знахарями и жрецами определённых узлов и плетений из верёвки носило культурный характер. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне.

Сегодня мы применяем узлы и плетения, не задумываясь даже о том, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями, это подтверждают археологические раскопки и находки, так, на обрывках снастей парусного корабля фараона Тутанхамона была затянута тоже необычным узлом, называемым выбленочным.

Прямой угол был широко распространён также у древних греков и римлян.

Его изображение часто встречается на найденных осколках ваз и кувшинов. Он украшал жезл Меркурия (древнего бога– покровителя торговли) и называли геркулесовым узлом, однако изобретателями самых, хитромудрых узлов оказались моряки.

Шум за дверью: неожиданно вбегают 2 моряка со словами: Первый моряк: “Ой, вроде не корабль, а столько знакомого, и верёвки как наши тросы на корабле”.

Второй моряк: “А вот и узлы, с которыми я давно знаком”.

Третий моряк: “И где же мы?”

Ребята: вы в 8 классе на уроке технологии.

Первый моряк: “А что вы здесь делаете?”

Ребята: Мы учимся рукоделию.

Второй моряк: “И сегодня вы, наверное, будите учиться макраме?”

Третий моряк: “О, мы многое можем рассказать об этом увлекательном занятии”.

Первый моряк: “А появилось оно более пяти тысячелетий назад, когда первый парусный корабль был немыслим без верёвок, которыми крепились мачты, поддерживались паруса”.

Третий моряк: “Ко времени рассвета парусного флота в морском деле насчитывалось более 500 узлов. Моряки прошлого кроме узлов в своей работе использовали много различных, практически необходимых плетений.

Вы знаете, что большинство различного рода плетений и орнаментов из верёвки придумали мы моряки от скуки. Ведь в старое время плавание парусников длилось годами. И чтобы сократить время свободное от вахты – мы занимались рукоделием. Нашими материалами были отслужившие свой век тросы из пеньки и сизаля”.

Второй моряк: “Искусство декоративного плетения особенно было

распространено на востоке, а затем оно покорило западную Европу. Появились тончайшие кружева и бахрома, плетённые скатерти, абажуры и шторы. Узлы, кроме практического и декоративного значения когда-то играли другую роль в истории человечества: их применяли для счёта, использовали в узелковой грамоте. Некоторые народы приписывали узлам магическую силу, пытались с их помощью отпугивать злых духов”.

Учитель: Ладно, морячки, вы рассказали много интересного о прошлом макраме. Но в наши дни макраме имеет немало поклонников среди любителей рукоделия. Современные умельцы, овладев узелковым плетением, продолжают развивать и совершенствовать это искусство. Казалось бы, серые унылые верёвки, бумажный безликий шпагат, плоская тесьма, бельевая верёвка – и вдруг этот будничный материал оживает под руками мастера и удивляет изысканной игрой светотеней, своеобразной фактурой и совершенством форм. Чтобы овладеть этим древнейшим из рукоделий, кроме желания нужны увлеченность, терпение и немного выдумки и фантазия. Знакомство с узелковым плетением начнем со знакомства о нитях и инструментах.

Для плетения используются самые разнообразные нити и веревки: льняные, пеньковые, хлопчатобумажные, сезаливые. Мелкие вещи плетут из суровых нитей, мулине, ириса, сутажа. А для крупных изделий берут бельевую веревку, используют шнур. Чем сильнее скручены нити, тем узлы получаются чёткими и рельефными, изделия из них не деформируются.

Художники говорят: “Нет плохих цветов – есть неудачные сочетания”. Так и с материалом для плетения — для получения определенной фактуры — своя веревка (показ выставочных работ на стенде). Если цвет не подходит – нить можно окрасить, но мы об этом поговорим на следующих уроках.

Главным и обязательным условием для веревки должна быть прочность, иначе она порвется. Инструменты – это подушка для плетения, булавки, ножницы, сантиметровая лента, крючки.

Подушку можно заменить валиком для мебели, кресло – мягким стулом. Когда разыграется фантазия можно использовать в своей работе старые бусины, кольца, шарики, планки, рейки, старые рамы от картин. Перед завязыванием узлов нужно рассчитать длину нити. Точный расчёт длины нити сделать весьма трудно, так как на каждый вид узла расходуется определенный отрезок нити. Ко всему еще приходится учитывать толщину нити и манеру плетения каждого человека, кто-то то плетет туго, а кто то слабо, на слабую затяжку идет больше нити. Когда нарежем нити, некоторые концы становятся бахромой или распускаются, поэтому нужно их опустить в бутылек с лаком или подпалить над свечкой. Основой для навешивания может быть толстая нить, спица, трубка, штырь или деревянная рейка.

3. Текущий инструктаж. Практическая работа.

Сейчас мы все проделаем практически. Морячки будут нам помощниками, а чтобы легче работать, у вас на столе лежат инструкционные карты с основными узлами макраме.

Инструкционная карта (Приложение 1)

1. Навязать нить на основу.

  1. “Геркулесовый узел”.
  2. Одинарный плоский узел.
  3. Узел “Фриволите”.
  4. Узел “Капуцин”.

В процессе работы нам помогают морячки – они знают и делятся опытом и профессиональными навыками.

Из присутствующих гостей выбирается жюри.

Сейчас мы разобьемся на команды, у нас будет три корабля и мы будем все вместе изучать различные узлы из которых можно скомбинировать орнамент — рисунок, а в конце подведем итоги у кого были узлы правильные. (на работу дается 20 минут)

Пока команды заняты выполнением задания проведем конкурс капитанов.

Конкурс капитанов:

Условия:

1. Навесить четыре веревки длиной 70 см на основу и закрепить на подушечку. Завязать 3 геркулесовых узла.

2. Завязать узел “Капуцин”. Соединить все концы в одинарный плоский узел.

Жюри поводит итоги по правильности выполнения работы командами и капитанами (оценка идет по пяти бальной шкале).

4. Заключительный инструктаж.

Подведение итогов: показ лучших работ, определение ошибок.

5. Задание на дом:

Потренироваться вязать узлы: плоский двойной, одинарный, узел “Фриволите”, “Капуцин”.