Шрифт. 7-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Изучение понятия «шрифт».

Задачи:

  1. Знакомство с эволюцией письменности.
  2. Развитие культуры изображения и творческого воображения.
  3. Формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к искусству шрифта.

Ход урока

Тема нашего урока – «Шрифт». Сегодня мы должны с вами ознакомиться с понятием «шрифт» и историей его развития.

Что мы понимаем под шрифтами? Это своеобразные письменные знаки, передающие определённую информацию.

Где в нашей жизни мы их можем встретить? Шрифты окружают нас повсюду: книги, газеты, журналы, объявления, буклеты, билеты различного назначения /кино, театр, лотерея и др./, плакаты, афиши, и конечно же компьютер. Современную жизнь вообще невозможно представить себе без такой необходимости, как шрифт. (Слайд 1)

Общение людей при помощи письменных знаков – шрифта – одно из величайших достижений человечества. Слово «шрифт» – (schrift) – немецкого происхождения и в переводе означает – письмо, начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором изображение букв, цифр и других письменных знаков имеет общую закономерность построения и единый стиль. Иными словами, шрифтом называется графическая форма определенной системы письма. (Слайд 2)

Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь самостоятельно и вместе со всем искусством своего времени. И задачей шрифта является передача информации в письменном виде во времени и пространстве.Но чем разнообразнее его употребление, тем больше внимания необходимо уделять его качеству, что невозможно без серьезного изучения его структуры, классификации и истории развития. Поэтому сегодня мы ознакомимся с вами с эволюцией шрифта.

Письменность является частью общей культуры каждого народа и частью мировой культуры. Известный советский ученый, автор книги «Современный шрифт» В. Тоотс очень верно заметил, что, не зная истории письменности, невозможно вникнуть в сущность искусства шрифта и ответить на многие вопросы. (Слайд 3)

Как вы думаете, рассуждая логически, когда мог возникнуть шрифт, т.е. когда и как человек начал передавать какую-либо информацию? (Слайд 4)

История возникновения письменности уходит своими корнями в глубокую древность. Рисунок знаков претерпел сложный и длительный путь прежде, чем он превратился в алфавит. Из истории мировой письменности известны четыре вида письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое. (Слайд 5)

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите – "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus – «живописный» и от греческого grapho – пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы).

Рассмотрим пример пиктографического письма.

Что первобытный человек чаще изображал? Скорее то, чем он жил, а именно – охота, рыболовство и т. д.

Что двигало человека рисовать зверей? Возможно, для пещерного человека эти картины имели какое-то практическое значение. Может быть, через эти рисунки человек общался с богами. Возможно, убивая нарисованного зверя, он верил, что это поможет ему на предстоящей охоте.

Настенные рисунки сохранили свои краски: красную, белую, черную, желтую. Черную краску добывали из угля, белую – из известняка, желтую и красную – из глины. В этот период одни и те же понятия изображались в рисунках различно, так как не было еще никакой системы письма. У разных племен были свои рисунки, которые вырезались на камне зубом акулы или другими приспособлениями. Возможно, что эти рисунки сочинялись заново по мере необходимости для каждой записи в процессе работы над изображением. Многие рисунки, дошедшие до нас, остались еще не разгаданными.

Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. (Слайд 6)

Давайте прочтём современную интерпретацию пиктографии…(Слайд 7 – 8) В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку...

Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" – "священный", "глифы" – "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма – "идеографическое"). (Слайд 9)

Однако сколько же приходилось помнить иероглифов! Одним письменным знаком обозначалось целое слово. Это уже была система графических форм, поскольку последовательность знаков соответствовала порядку слов в речи. Предметы изображались либо символическими знаками (солнце, луна), либо графическими изображениями: птица, зверь и т. д. (Слайд 10)

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало, так называемое, слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала – это расчленение фразы на слова, затем – свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг – расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье: древние египтяне писали на папирусе – писчем материале из стеблей тростника. Папирус свертывали в свитки, чтобы он не ломался. Надписи делали очень старательно и медленно. Слоговое письмо было громоздким, так как в нем смешивались словесные и слоговые знаки (клинопись и египетские иероглифы). Виды этого письма существовали много веков у народов Древнего Востока и в странах Восточной Азии –Японии, Китае, Корее. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии). (Слайд 11)

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое буквенно – звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Оно появилось во втором тысячелетии до н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем знаки, в зависимости от произношения, могли по-разному передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом письме с помощью графических знаков можно было передавать человеческую речь.

Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего, надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое, наконец, произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно. (Слайд 12)

Если взять большое слово,
Вынуть буквы, раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом играйте сами.
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ.
Вышел МАГ и вышел ГНОМ,
А за ними АГРОНОМ..
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке,
С нижней палубы МАТРОС
От причала тянет ТРОС...
Сверху лётчику видна
Вся родная СТОРОНА.

ГАСТРОНОМ: астроном, маг, гном, агроном, мост, гром, матрос, трос, сторона, ас, нос, мор, ром, оса, нога, стог, мотор, сон, рот, морс, трон, март, нота, тор, рог, гора, нора,… (Слайд 13)

С течением времени графические знаки усовершенствовались, на смену одним приходили другие, более простые по форме, передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая система стала основой для письменности многих народов мира, языковая специфика которых нашла отражение и в фонографическом составе их алфавитов. Каждый язык стабилизировался на определенном количестве знаков, составляющих алфавит. Первых алфавитов дошло до нашего времени немного. В зависимости от специфики языка в алфавитах разных народов получилось различное количество букв, например: в современном итальянском – 21, буква, в русском – 33, в чешком – 39, в армянском – 39. Каждый алфавит (шрифт) представляет собой систему графем и имеет свои закономерности в построении и развитии.

Первым алфавитом в Европе был буквенно-звуковой алфавит, который появился около XI века до н.э. Он был создан финикийцами и явился прообразом многих алфавитов мира. (Слайд 14)

От финикийцев алфавитное письмо перешло к грекам (VII-VIII вв. до н.э.) Предполагается, что структура графем исторически связана с иероглифическими изображениями, что подтверждается также исходными наименованиями некоторых букв греческого алфавита. Древнегреческий шрифт весьма прост и выразителен. Он построен с помощью линий, образующих геометрические формы: квадрат, круг, треугольник.

Предполагается, что от греческого алфавита (возможно, через посредство этрусского) произошло латинское письмо – письмо древних римлян (III в. до н.э.). В дальнейшем латинское письмо стало международным. (Слайд 15)

Создателями славянской азбуки были монахи-миссионеры – братья Кирилл и Мефодий. С именем Кирилла связана азбука древнерусского письма, получившая название "кириллица". Впервые была создана азбука с четкой и ясной графикой знаков. В основу было положено греческое письмо. Новая азбука была распространена по всему государству. Старославянская письменность известна с X в. в двух различных начертаниях: глаголицы и кириллицы. Вначале оба начертания существовали параллельно, но со временем за основу русской письменности была взята кириллица. (Слайд 16-17)

Начиная с XV в. в написании заглавий книг применялось особое письмо – вязь. Вязь представляла собой декоративное письмо, с помощью которого выделялись заглавия в виде непрерывного равномерного орнамента. (Слайд 18)

С возникновением типографии упрощается работа с изданием книг, которые выпускались уже множественными тиражами.

На протяжении XVIII в. русский шрифт улучшается и совершенствуется. Громоздкие выносные линии укорачиваются, исчезают некоторые ненужные элементы букв. Шрифт становится единым и более строгим по рисунку. (Слайд 19 – 20)

После свершения Великой Октябрьской социалистической революции все книгопечатание перешло в руки государства. Уже на втором месяце существования Советского государства была проведена реформа русского правописания. Из старого алфавита были изъяты лишние буквы, которые затрудняли изучение русского языка. Русская грамматика стала более упрощенной и доступной. (Слайд 21)

Одновременно с созданием новой системы письма велась большая работа по освоению новых типографских гарнитур. В настоящее время все типографские шрифты строго квалифицированны в соответствии с Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТом).

В наше время мы не можем представить свою жизнь без компьютера. Он создаёт удобство в работе со шрифтами. Мы можем набрать любой текст и перенести его на бумагу с помощью домашней типографии – принтера. (Слайд 22)

Раньше не было государственных стандартов, но у каждой эпохи был свой шрифт, как была и своя музыка, своя поэзия, свои вкусы. И никак не перепутать эпохи Пушкина и Маяковского, даже шрифты, которые характеризуют их искусство. И стандарты, слава богу, до сих пор не коснулись рукописных и рисованных шрифтов, применяемых для декоративно-оформительских работ, с которыми мы сейчас с вами и поработаем.

Обратите внимание, каким образом решается образ шрифта. Здесь объединяются рисунок и буквы, в результате чего создаётся образ слова. т. е. образуется воссоединение шрифтов двух эпох – пиктографии и буквенно-звуковой письменности. (Слайд 23 – 25)Сейчас мы с вами выполним данное задание со словами: солнце, книга, полёт. Задание: Выполнение пиктографическо-буквенно-звукового шрифта.

(Образ слова через воссоединение рисунка со шрифтом). (Слайд 26)

Домашнее задание: Шрифт – образ слова «Музыка». (Слайд 27)

Источники:

  1. nauka.relis.ru
  2. www.fontz.ru

19.02.2011