Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель: Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.

Задачи:

  1. Познакомить с играми народов Севера
  2. Развивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигательной реакции, ловкость, меткость, координацию движений в пространстве)
  3. Формировать знания и представления о правилах подвижных игр
  4. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, дружеских отношений между собой.

Тип урока: обучающий

Форма обучения: фронтальная

Метод обучения: игровой

Место проведения: спортивный зал

Ход урока

  1. Вводная (5 мин)
    Построение. Разминка.
  2. Основная часть (23–30 мин)
    • Игра «Стаи рыбок»
    • Игра «Вертолет»
    • Игра «Бег с капканом»
    • Игра «Бой медвежат»
    • Игра «Отбивка оленей»
    • Игра «Собери ягоды»
  1. Заключительная часть (5–7 мин)
    Рефлексия.

Стенограмма урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я очень рада вас видеть! Сегодня, в такой прекрасный солнечный день мы отправимся в путешествие по играм народов Севера. Мы познакомимся с самыми интересными, самыми увлекательными играми, которые сохранились в народе до наших времен. В этих играх отражается быт и уклад жизни народов Севера.

Чтобы наше путешествие было веселым и интересным я хочу подарить вам амулет удачи, украшенный орнаментом, который является главным украшением национального костюма северных народов.

(учитель каждому учащемуся раздает амулеты)

В течение всего путешествия свой амулет вы сможете украсить узелками успеха.

Все зависит от вас, от вашего настроения, ловкости, быстроты и умения.

Итак, в путь!

А начнем мы с того, с чего начинается каждая игра – со считалочки.

Давайте разучим небольшую народную считалочку и выберем одного из вас, который проведет разминку перед игрой.

(сначала учитель сам произносит, затем два раза с ребятами)

Ан-тыр-мык
Ан-тыр-мык
Ба-сер-мен
Гы-дык!
Посчитаю, посчитаю,
Того, кто водит выбираю.

(переходим к разминке)

Итак, мы сделали разминку – одно из правил безопасности, но не забываем, что успех игр зависит от соблюдения их правил, взаимовыручки, дружеских отношений между игроками.

Наше путешествие мы начинаем со знакомства с северной игрой «Стаи рыбок» (5мин).

Участники делятся на две группы (каждой команде рыбки своего цвета). Каждый игрок получает «рыбку», которая изготавливается из картона или фанеры и привязывается на нитку (длина в зависимости от ростовых данных).Нитку закрепляем на поясе, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. По команде ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить на хвост рыбки. У чьей команды больше останется рыбок.

Учитель: Молодцы ребята! Все в этой игре проявили быстроту и ловкость. Играли все с большим интересом, азартом, получили удовольствие от этой игры.Ребята, возьмите из волшебной шкатулки узелок успеха любого цвета, который вам нравится и привяжите к своему амулету.

Мы продолжаем наше путешествие. Следующая игра «Вертолет» (5мин)

Участники делятся на две команды. Берется канат (тынзян, веревка), отмечается середина. Участники берутся за канат от середины до его конца и начинают по сигналу ведущего бег по кругу. Все игроки должны стараться, как можно дольше удержаться на ногах. Тот кто падает, выбывает из игры. Побеждает та команда, у которой осталось большее количество участников.

Учитель:В этой игре самыми выносливыми были у нас……

А какие впечатления у нас после этой игры? Выберите себе узелок из волшебной шкатулки.

А теперь нам предстоит следующее испытание - «Бег с капканом». (5мин)

Дистанция зависит от возраста и уровня физической подготовленности. Участники состязания делятся на две команды. Встают парами у линии старта (один из одной, другой участник из другой команды). К правой и левой ногам каждого бегуна привязываются мячи (резиновые мячи в сетке). Это и будут «капканы». По команде ведущего члены команды бегут наперегонки до контрольного ориентира и возвращаются обратно. Победитель приносит команде очко. Побеждает та команда, у которой больше очков.

Учитель: Какие вы все ловкие, быстрые. Молодцы! И вот моя волшебная коробочка с узелками успеха.

Следующее состязание развивает силу, ловкость, внимание - «Бой медвежат» (5 мин).

Чертится круг диаметром 1,5-2 м. В него становятся на корточки соперники (медвежата),вытягивают руки вперед ладонями. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его коснуться земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.

Учитель: В этом состязание вы покажите все свои физические качества (ловкость, выносливость, прыгучесть). Игра народов Севера «Нарты-сани».

Участники делятся на две команды. На расстоянии 10 м от старта устанавливаются нарты в один ряд в количестве 3-10 штук (расстояние между ними 50 см). по сигналу первые номера бегут к нартам и выполняют прыжки через нарты. Закончив прыжки, возвращаются и передают следующему и т.д.

Учитель: Вот и заканчивается наше путешествие. Я вижу на ваших амулетах появилось много узелков успеха. Значит вам понравилось. Вы всепроявили свои способности – ловкость, силу, выносливость и быстроту. Но наше путешествие прошло успешно и интересно, потому что мы играли дружно. Давайте встанем в круг, положим руки друг другу на плечи и скажем добрые слова.

Волшебную нить
мы протянем по кругу,
Добра пожелаем,
Удачи друг другу.

Сегодня вы познакомились с разными играми. Пусть народные игры станут для вас любимыми, закаляют в вас волю, смелость и доброту. Мне очень приятно было с вами путешествовать. И пусть на вашем амулете прибавится много узелков успеха. всего вам хорошего!