Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Горючие полезные ископаемые" (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Изучить свойства каменного угля, торфа, нефти и природного газа.
  • Развивать внимание, восприятие, познавательный интерес, речь.
  • Развивать умение работать в группах.
  • Способствовать воспитанию коллективизма, взаимовыручки, прививать чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация, коллекция минералов, физическая карта РФ и РБ, приборы для опытов, индивидуальные таблицы для записи выводов по результатам опытов.

Ход урока

I. Минутка вхождения в урок

(создание психологического комфорта)

– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам узнать на уроке что-то новое, увидеть удивительное в природе.

Предоставляется слово синоптику.

II. Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

А) Тест.

  1. Выбери верное утверждение:
    А)Полезные ископаемые – это все, что находится в земле.
    Б) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин и поверхности земли.
    В) Полезные ископаемые – это все, что служит человеку.

  2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:
    А) Гранит;
    Б) Рубин;
    В) Руда.

  3. Металлы – это:
    А) Соль, агат, базальт;
    Б) Медь, алюминий, железо, олово;
    В) Известняк, глина, песок.

  4. Из железной руды получают:
    А) Чугун, сталь;
    Б) Алюминий, гранит;
    В) Бриллиант, малахит.

  5. Крупнейшие месторождения железной руды:
    А) Москва, Тула;
    Б) Уфа, Рязань;
    В) Магнитогорск, Курск.

  6. Условное обозначение месторождения железной руды:

Б) Творческое домашнее задание:

– Какие пословицы, поговорки, высказывания, в которых качества горных пород характеризовали бы качества человека. (лучшие работы оценить)

III. Постановка проблемы.

Такие ценные полезные ископаемые – руды металлов. Без металла человек станет беспомощным, беззащитным.

– А в каких полезных ископаемых спрятаны тепло и свет, без которых человек тоже не может существовать?

IV. Сообщение темы урока.

О чем сегодня на уроке будем говорить?

– Урок посвятим изучению особой группы полезных ископаемых- горючих. Слайд 1.

V. Работа по изучению новой темы:

Практика под руководством учителя.

1) Беседа.

– Для самых разных нужд человека необходимо топливо. Какие виды топлива вы знаете? (дрова, уголь, торф, газ)

– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома? (дровами, древесиной)

– Почему сейчас не отапливают древесиной? (истреблялись леса, дрова не могли выделять нужное количество теплоты …)

2) Работа с учебником.

чтение 1-3 абзацев (стр. 109-110)

– Что заменило дрова? (каменный уголь, бурый уголь, торф)

– Почему все они родственны? (все образовались из остатков растений)

– Да, они образовались из остатков растений, которые образовали слои, спрессовались и без доступа воздуха обугливались, а не сгнивали. Но главное чудо в другом, ведь эти растения законсервировали в себе свет и тепло Солнца, которые пришли на Землю миллионы лет тому назад. Когда мы зажигаем уголь, мы видим свет Солнца и чувствуем его тепло, спрятанное в угле миллионы лет тому назад. И неважно, где мы греемся, у печки или батареи отопления. Вот так и получается, что «уголь – солнечные консервы, чудо-консервы».

3) Демонстрация полезных ископаемых, их исследование.

Работа в группах, у каждого ученика таблица для записи результатов исследований:

Каменный уголь Торф Нефть Газ

А) Исследование свойств каменного угля. Слайды 2-4.

–Отгадайте загадку и найдите ископаемое, которое начнем исследовать:

Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

Что это? Рассмотрите. Заполните таблицу.

внешний вид блестит
состояние твердый
цвет черный
запах не имеет
легче или тяжелее воды тяжелее воды
хрупкость хрупкий
горючесть хорошо горит

V. Каменный уголь

Топливо
Для электростанций  Выплавки чугуна, стали  Для получения жидкого топлива
нагревают воду (поезда, станки …)  (каменноугольной смолы)
пар    бензин, керосин
вращает турбины и    
вырабатывается    
электроэнергия  краски, резина, лекарства, пластмасса …  

2) Исследование торфа. Отгадайте загадку и найдите следующее ископаемое для исследования:

– Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрение.

Слайды 6-8.

3) Исследование нефти.

– Бегут по дорогам автомашины, рокочут тракторы на полях, летят самолеты в воздухе, по железной дороге мчатся тепловозы, плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? (нефть)

– Запасы угля и торфа не бесконечны. С 19 века человек стал добывать этот поистине удивительный продукт. О нефти многое сможете рассказать вы сами. Расскажите.

Слайды 9-12.

4) Природный газ

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. Что это?

Выступление ученика-эксперта о природном газе.

Заполнение таблицы. Слайды 13-16.

VI. Физминутка.

VII. Работа с физической картой РФ и РБ.

Посмотрите на карту России. Какими значками обозначены месторождения каменного угля, нефти, торфа, природного газа? Запомним самые крупные месторождения:

  • угольные бассейны: Кузбасс, Печора
  • природного газа:
  • нефтяные месторождения: Волго-Уральское, Западно-Сибирское

– Нефть занимает особое место в экономике , потому что очень широко применяется в промышленности. Ее называют «черным золотом», «кровью экономики», так как от цен на нефть зависит развитие экономик всех стран в мире. Наша страна по запасам нефти занимает место в мире, но они не бесконечны. Чтобы сохранить запасы для будущих поколений , надо более разумно их использовать.

VIII. Закрепление. Проверочная работа в группах.

Слайд 17.

– Выберите из предложенного списка свойств полезных ископаемых свойства горючих полезных ископаемых:

  • 1 вариант – свойства нефти
  • 2 вариант – свойства каменного угля
  • 3 вариант – торфа
  • 4 вариант – свойства природного газа
  1. горючее
  2. твердое
  3. жидкость
  4. имеет запах
  5. маслянистый
  6. сыпучее
  7. хрупкое
  8. коричневого цвета
  9. черного цвета
  10. легкий
  11. бесцветный
  12. легче воды
  13. газообразное
  14. тяжелее воды
  15. не имеет запаха

Проверка.

IX. Рефлексия.

    повторил
Я   запомнил
    узнал
    удивился
    горжусь

X. Оценивание.

XI. Д/З

  1. Описать одно горючее полезное ископаемое(дополнительные сведения);
  2. Составить кроссворд по полезным ископаемым.