Интегрированный урок "Математика и окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Тема урока математики: Решение задач и примеров над многозначными числами.

Тема урока окружающего мира: Знакомство с разнообразием птиц и растительного мира Приморского Края, с заповедниками (Уссурийский им. Комарова, Сихоте-Алиньский, Кедровая падь).

Цели:

Образовательная

Обобщение единичных знаний в систему, выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе в новых условиях. Развитие навыков творческой учебно-познавательной деятельности. Совершенствование вычислительных навыков и умений, решать задачи, примеры, сравнивание величин. Обучать работать в группах и коллективно.

Воспитательная

Развивать мышление, внимание, память, воображение.

Образовательная

Познакомить с разнообразием растений и птиц, взаимосвязи между ними, показать возможное негативное воздействие на природные сообщества человеком, с природоохранными мероприятиями по сохранению красоты и разнообразия растений и птиц, с правилами экологически грамотного поведения с целью сохранения природных балансов.

Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение к окружающей живой и неживой природе, эстетические чувства и ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карточки для дифференцированной работы, рисунки с изображением растений, птиц, видеоаппаратура, кассета “Мы знакомимся с природой”, “Голоса птиц”.

Методы: наглядный и словесный, проблемно-поисковый.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

На некоторое время представим себя в современной научной лаборатории. В нее будут приходить необработанные данные, связанные с жизнью животных и птиц, растений и людей

Нам необходимо пройти трудные, но интересные испытания, обработать всю информацию, нам будет помогать информационный центр.

(1лаборатория-творческая, 2– продуктивная, 3-репродуктивная.)

Все готовы? Тогда смелее вперед.

III.

Устный счет! Мы творим это дело только силой ума и души.

– В1984г. Было создано в нашей стране 143 заповедника, потом еще 50. Сколько заповедников в нашей стране? (193)

– Всего на территории 193 заповедника, 187 заповедников находится вне Приморского Края. Сколько заповедников в Приморском Крае? (6)

– Липа живет 500 лет, а дуб 2000 лет На сколько лет меньше живет липа, чем дуб (на 1500). Во сколько раз дольше живет дуб, чем липа? (в 4раза)

– Дубовая роща выделяет в год 830 кг кислорода, сосновая роща — 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая?

– Современная система охраняемой территории Приморского края равна 10411кв.км. “Экологическая программа” предложила для сохранения уникальной природы увеличить охраняемые территории до 24311кв.км.

На сколько кв.км увеличится охраняемая зона? (24311-10411=13900 кв.км.)

Вывод. Необходимо охранять заповедники, заказники, деревья, животный и растительный мир, чтобы не нарушать взаимосвязи между ними, экологически грамотного поведения с целью сохранения природных балансов.

IV. Работа по теме урока.

1) Дифференцированная работа (карточки для учащихся с разным уровнем подготовленности).

а) Решение задач.

Задача

1 га дубового леса продуцирует (производит) в год 830кг кислорода.

1 га березового леса -725 кг кислорода.

1 га соснового леса-540 кг кислорода.

Сколько всего кг кислорода продуцирует в год весь лес? 830+725+540=2095 (кг)

Задача

1 га леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубается ежегодно в год 12 млн га леса. Сколько тонн кислорода недополучает земля? 28*12=336 (млн т.)

Задача

1 га лиственного леса выделяет за сутки 2кг фитонцидов (смотри в словаре)

1га хвойного леса – 5кг фитонцидов

1га можжевельника-30кг фитонцидов

Сколько кг фитонцидов выделяют эти леса за год?

365 (2+5+30)=13505 (кг)

366 (2+5+30)=13542 (кг)

Вывод: Какие леса более благоприятны для сохранения кислородного баланса?

Березовая роща - 725кг
Сосновая роща - 540 кг
Дубовая роща - 830 кг
Сколько кг кислорода выделят они за год?
Лиственные леса - 2 кг
Хвойные леса - 5кг
Можжевеловые леса - 30 кг

Сколько кг кислорода они выделяют за сутки?

К чему может привести вырубка лесов? Кто пострадает от того, что человек возьмет и вырубит ели? Кто из животных потеряет дом, а кто еду?

Информационный центр.

11 января день заповедников. В этом слове большой смысл. Оно словно вводит в какую-то сказочную обстановку, где природа под пристальным вниманием человека. Приморскому краю повезло на заповедники. На весь мир известен заповедник им. Комарова. Здесь можно встретить редких животных, птиц, насекомых, растения.

б) Задание на смекалку.

Следы животных помогут вам проверить свой ответ (сумма 3 чисел). В каком году образовался Уссурийский заповедник? (1932г.) Какова его площадь? (40432 га)

    *   * *            
  *               * * *
*         * *          

 

501 503 885
271 888 773
159 364 637

в) Блиц-турнир

– Какие хвойные деревья растут в Уссурийском заповеднике? (Ель, кедр, густоцветная сосна, лиственница, можжевельник.) Рисунок 1,2,3,4,5.

– Лесоводы иногда называют березу Шмидта – доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков, от лучей солнца (Рисунок 6)

– Древесина какого дерева не гниет, а со временем становится крепче, тверже? Внутренние детали Московского кремля сделаны из этого дерева и служат уже более 500 лет. Найди значение выражения и определи, какое это дерево: 5*2:1+64-18+40:10*2:1+10.

57-кедр.

52-сосна.

74-лиственница.

Информационный центр.

Лиственница устойчива против гнили, применяется в строительстве сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, машиностроении. Растительный мир заповедника разнообразен. Можно встретить дуб зубчатый, граб, ясень носолистный, рододендрон, актинидию, лимонник. (Рисунок 7,8,9,10,11,12)

Физ.минутка: Отдых на “Поляне дружбы”

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась
Раз – росой она умылась,
2 – изящно потянулась,
3 – нагнулась и присела
На 4 – улетела.

Информационный центр.

Растительный мир заповедника разнообразен. Можно встретить много цветущих растений: башмачок, лилию даурскую, фиалку, лотос (рисунок-13,14,15,16)

г) Найди лишнее. Что объединяет эти цветы? (звучит “Вальс цветов” П.И. Чайковского)

Вывод: Богат и разнообразен растительный мир нашего Края.Множество удивительных растений можно встретить на ее территории. Но пожалуй самые красивые творения природы– это цветы. Цветы не только радуют наш взор, но некоторые из них приносят большую пользу человеку – они возвращают здоровье, помогают бороться с болезнями. Как называются такие растения?

д) Из 250 тыс. видов растений Земли 10 часть находится в угрожающем положении. Сколько видов растений на земле на грани исчезновения? (250000:10 =25000 видов)

V.

Сихотэ-Алиньский заповедник (1935 г.)

а) Решите уравнение, найдите год образования.

Х+235= 2170; 2450+х=515; х+420=2355.

Информационный центр

Площадь этого заповедника – 347050га. Для заповедника характерны лесная, кустовая, луговая, скальная растительность. Преобладают кедрово-широколиственные леса и пихтово– кедровые.

1га хвойного леса отфильтровывает в год до 30-35 т пыли, лиственные – 50-70 т пыли.

б) Решение задач.

Задача№1. Один вяз за сезон (май-сентябрь) усваивает из воздуха 120 г сернистого газа, самого распространенного и ядовитого загрязнения природы. Вяз живет 400лет. Сколько кг сернистого газа уничтожает вяз за свою жизнь? (120*400=48000г=48кг).

Задача№2. Для зоологического питомника заготовили 12мешков с капустой и 14мешков с морковью, которые весят 6ц92кг. Причем масса 1мешка моркови на10кг меньше массы 1мешка капусты. Какова масса 1 мешка моркови?

1) 10*12=120кг-на столько больше весят 12м. с капустой.
2) 692-120=572кг-капусты и моркови, если бы их было одинаково.
3) 572: (12+14)=22кг-вес 1м. моркови.
4) 22+10=32кг-вес 1м. с капустой.

Задача повышенной трудности №3. За два дня туристы проехали 155км. В один день они проехали на 1/6км больше, чем во второй день, и еще 12км.Сколько км туристы проезжали каждый день?

1)155-12=143 (км) – проехали туристы за два дня.
2)1+1/6=1 1/6 (части) – расстояние, которое проехали в один день.
3) 143: (7+6)*7=77 (км) – проехали за один день.
4)77+12=89 (км) – проехали туристы в первый день
5)155-89=66 (км) – проехали туристы во второй день

VI. Закрепление изучаемого материала.

а) Найдите значения выражения и вы узнаете в каком году образовался заповедник “Кедровая падь”

40236:21; 38320:20; 21076:11.

Кедровая падь.1916г Площадь-115000га

Информационный центр.

Мир растений и птиц разнообразен и уникален.

В Красную книгу занесено клен Комарова (Рисунок 17), береза Шмидта, лилия, фиалка, лимонник, актинидии.

Физ.минутка (под грамзапись “Голоса птиц”):

Руки подняли и показали – это деревья в лесу.
Руки согнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем. Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем – руки согнули назад.

Презентация информационного центра “Птицы в наших лесах”.

Наука изучения птиц – орнитология. Существует около 200 видов птиц: утка-мандаринка (Рисунок 18), иволга (Рисунок 19), орланы (Рисунок 20), черный журавль, белый аист, белоснежный японский журавль и др.

Черный журавль. (Рисунок 21) На левом берегу Бикина, выше поселка Красный яр, в апреле 1974г найдено гнездо журавля. В середине апреля появилось 2 зеленовато– бурых со ржавыми пятнами яйца. Черные журавли живут парами, Высиживают птенцов самка, самец помогает. Его роль – своевременное обнаружение опасности.

Белые аисты (Рисунок 22) иногда поселяются по соседству с серыми цаплями. Аист избегает густонаселенных местностей и недоверчивы к людям. Это очень редкая птица. Насчитывается более 5-7 пар.

Белоснежный японский журавль (Рисунок 23). В мае 1981г впервые поселился на небольшом озере в тростнике. Весной в Приморье прилетают в конце марта. В нижней части р.Уссури гнездятся на дубе, общая численность (1999-2000гг)составила 117-126 гнездящихся пар. Основная угроза – разрушение мест обитания: вырубка деревьев, разорение гнезд, отстрел, пожары.

Даурский журавль (Рисунок 25) – гнездится на восточном побережье оз.Ханка Приморского края. К северу по долине р. Уссури. С помощью кольцевания доказано, что даурские журавли летят зимовать на остров Кюсю в Японию.

Ушастая сова (Рисунок 24). На голове у нее торчат перышки– совсем как маленькие ушки Поэтому ее и зовут – ушастая. Гнезда она сама не строит, занимает старые гнезда сорок. В июне появятся в гнезде совята – белые, пушистые, беспомощные.

Все птицы приносят человеку большую пользу. Одни – уничтожают вредных насекомых и их личинок, другие– мышей и полевок ловят, третьи– семена сорняков поедают. Да и какой же это лес, если там не поют птицы (Прослушивание “Голоса птиц”)? Птиц надо беречь, охранять, не беспокоить, а зимой, в трудное голодное время,– подкармливать.

б) Решение задач.

Задача№1.

Большая синица уничтожает в день-120 гусениц равной по массе 34 г.

Чему равна масса гусениц, съеденных за лето и начало осени? (июнь, июль, август,..)

1)34 * 120=4080 г

2)4080 * 122 = 497 760 г =497 кг 760 г

Задача№2

Пара поползней приносит своим птенцам в день 300 гусениц.

Пара дятлов – в 3р больше.

Пара скворцов в 5 р. больше.

На сколько больше гусениц приносит пара скворцов, чем пара дятлов. Во сколько раз больше?

1) 300* 3=900г. – принесли дятлы.

2) 900* 5=4500г. – принесли скворцы.

3) 4500-900=3600г – скворцы приносят больше.

4) 4500:900=5 раз.

Задача№3.

Сравни площади заповедников.

Сихотэ-Алинь-площадь равна 347050 га

Уссурийский заповедник площадь равна 40432 га

Кедровая падь площадь равна 115000 га

Какой заповедник больше и на сколько? (сравни)

Информационный центр.

VII.

Ханкайский заповедник создан в 1971г,площадь равна 35500 га.

В заповеднике обитает большое количество птиц, включенных в “Красную книгу, международную книгу России”.

Из 487 птиц охраняемых Советско-Японской и Советско-Корейской конвенцией 225 видов

(Аист дальневосточный, даурский журавль, райская мухоловка (Рисунок 26).

VIII. Рефлексивно-оценочный этап.

– Как вы считаете, какие чувства испытывает человек, когда лицо у него радостное, когда лицо грустное. Какие рожицы я нарисовала (Рисунок 27,28)?Какое настроение у вас?

– Какое открытие вы сделали для себя? Как вы оцениваете работу лабораторий?

IX. Итог.

“Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит ее просто за то, что она прекрасна”Жан Дорст

Многие виды деятельности людей влияют на жизнь диких животных, птиц, и растений, коренным образом меняют образ Земли. Человеку стоит задуматься. Ччто будет дальше? Ведь Земля– это наш дом..Нам всем надо понять, что леса, реки, луга оказались на краю гибели. Экология стала проблемой нашего общества. В нашей стране принят “Закон об охране и использовании животного и растительного мира, сбережения мест обитания”.

Стихотворение “Красная книга” (отрывок)

Охраняется красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери и змеи,
Охраняются даже цветы.
Охранять от опасности нужно
Защищать у людей на виду:
Чистоту, бескорыстье и дружбу
И доверие, и доброту

X. Домашнее задание.

Узнать о Дальневосточном морском заповеднике.

Рисунки