Урок изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского "Деревня – деревянный мир"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя (слайд 1-3) (см. приложение)

- Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Люди селились по берегам рек и озёр в окружении лесов. Они строили свой мир в неразрывном единстве с природой. Дерево служило основным материалом. Есть старинное придание,будто мир начался с дерева. Ствол его – ось вселенной, корни в землю-матушку ушли, а крона рассыпалась звёздами в поднебесье. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, необходимые ему в быту.Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово “деревня”. Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а чтобы хозяину было удобно и соседу не мешало. Со временем стали их выстраивать фасадом, т. е. лицом к дороге и получилась “у-лица”. Избы в сёлах не красили. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева. В пасмурный день брёвна изб смотрятся как серебряные, а на солнце – как тёплый светящийся мёд.

3. Сообщение темы и цели урока. (Слайд 4).

- Тема сегодняшнего урока “Деревня – деревянный мир”. Как вы понимаете это выражение?

- На нашем уроке мы будем конструировать и рисовать. Мы будем строить деревню.

4. Планирование предстоящих действий. (Слайд 5)

- Изба – это слово в древности звучало как истьба”, “истопка”, т.е. жилище, которое отапливалось изнутри и служило укрытием от холода.

-Назовите главные части избы.( Слайд 6.)

Крыша – это шапка здания. Чем она выше, тем легче с неё скатывался снег и дождь.

Сруб – основа избы.

Окна – очи, глаза, свет. А над ними, как и положено, чело, так раньше называли лоб. Здесь же бывает и лобовая доска – главное украшение крыши. (Слайд 7).

Края кровли выступают и их прикрывают узорные доски – причелины. Стык причелин, чтобы не попадала влага, закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем. Лобовая доска, причелины, полотенце обязательно украшались резьбой.

Окна – глаза на лице дома, поэтому и наличники – самая украшенная часть избы. (Слайд 8)

Вроде бы изба и есть изба, но похожих нет. Бывает изба - богатырь - широкий, могучий дом. Другая , словно девица-красавица, изящная и нарядная. Можно встретить избушку-бабушку с одним окошком и покасившимся забором.

5. Составление плана работы. (Слайд 9).

- С чего начнём работу? Что будем мастерить дальше?

В одиночку дом не построить. Для этого люди собирались группами или артелями. Мы тоже будем работать артелями. И каждая артель будет строить свои дома, свою улицу.

- Что самое важное надо помнить, когда работаешь в группе?

Один из вашей артели напишет пейзаж, где потом вы расположите свои дома. Работать надо большими кистями свободными широкими мазками, не останавливаться на деталях. Затем пейзаж будет сохнуть. В это время остальные артельщики занимаются изготовлением изб. Прежде чем вклеивать силуэты изб в пейзаж, надо вспомнить законы перспективы. Те дома, которые ближе, должны быть больше, на заднем фоне расположить маленькие домики.

Для домов переднего плана возьмём одну четвёртую прямоугольного листа цветной бумаги. Другая четверть пойдёт на изготовление крыши.

Для домов заднего плана возьмём одну восьмую этого листа.

Длину причелин определим по длине ската крыши плюс 1 см с каждой стороны. Готовую полоску складываем вдоль пополам и вырезаем узор, как для снежинок. Полотенце украшаем бахромой. Дольше у нас по плану изготовление окон. Здесь проявите своё творческое воображение и фантазию.

Работать будем ножницами. Это острый предмет. Поэтому давайте повторим правила техники безопасности. (после ответов детей Слайд 10).

Итак, приступим к работе?

Два ученика читают:

Эй, ребятки, собирайтесь,
Да в работу все впрягайтесь.
Строить будем и пилить,
Да домишки мастерить.
Брёвна в стены соберём,
Крышу сделаем с коньком.
Поработаем на славу
Добрым людям на забаву!

6. Самостоятельная работа детей.

7. Физминутка. (Слайд)

Как известно, народ русский умеет и работать и отдыхать. А отдыхать лучше под русскую народную музыку. И мы отдохнём под “Камаринскую”. (Дети исполняют танец).

8. Анализ детских работ.

Каждая артель прикрепляет к доске панно со своей улицей.

- Какая улица вам больше по душе и почему?

- Действительно, каждая улица по-своему хороша. А наш урок подошёл к концу. Чем мы с вами занимались? Какие новые слова запомнили? Я хочу закончить урок такими словами :

В тихом местечке речка бежит,
Вдоль той речушки деревенька стоит.
Резные оконца, на крыше конёк,
Из чистого колодца водицы глоток.
Кудрявые ивы вдоль речки растут,
Умельцы в той деревеньке живут!

Звуковое сопровождение.