Урок русского языка во 2-м классе по теме "Имя существительное"

Разделы: Начальная школа


Цель: продолжить работу над изменением существительных по числам, учить различать существительные среди других частей речи; развивать умение учащегося наблюдать, сравнивать, грамотно объяснять, делать самостоятельные выводы; воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока

I. Прочитайте эпиграф нашего урока.

Чудесный вид, волшебная краса!
Белы, как день, земля и небеса.
А. Поленаев

– О каком времени года говорит поэт?

– Для кого из вас зима – это тоже “краса волшебная”? Почему?

Красивая наша русская зима! Зима – великая мастерица на выдумки. Что только не увидишь зимой! Чего только не умеет из снега лепить она! Какие только развлечения не выдумывает она!

II. Словарная работа.

  1. Тронул он мое окно –
    Стало сказочно оно.
  2. Их обычно шьют из кожи,
    Но из шерсти вяжут тоже,
    В них любой зиме назло
    Пальцам рук всегда тепло.
  3. Бегут по дорожке доски да ножки.
  4. Зимой из снега слеплен ловко:
    Три колобка и нос морковка.
  5. Белой стайкой мошкара
    Вьется, кружится с утра,
    Не пищат и не кусают,
    Просто так себе летают.
  6. Скачет по лесу то взад, то вперед,
    Воет, гудит и деревья трясет.

(Мороз, варежки, лыжи, снеговик, снежинки, вьюга.)

Задания по записанным отгадкам.

– Подчеркните все известные вам орфограммы

– Имеются ли здесь родственные слова? Допишите еще в этот ряд два родственных слова. Объясните, почему они родственные.

– Есть ли слова, в которых букв больше, чем звуков?

– Каким словом, близким по значению можно заменить слово “вьюга”: (метель).

Выберите из группы слов, только имена существительные, запишите.

– Вьюжный, вьюга, завьюжило.

– Мороз, морозило, заморозки, морозная.

– Снежинка, снежная, снеговой.

– Метет, замели, метель.

– Как изменяются имена существительные? Запиши эти существительные во множественном числе.

(Вьюги, метели, морозы, снежинки.)

III. Составьте и запишите красивые предложения с соблюдением с любыми из записанных вами слов.

IV. Работа с текстом.

Пришла зима в лес. Обрядила она сосны и березы в тяжелые снеговые шубы. До самых бровей нахлобучила им белые шапки. Стоят деревья словно лесные богатыри.

– Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому тексту?

– Почему березы и сосны названы лесными богатырями?

– Объясните значение слов обрядила, нахлобучила.

– Выпишите имена существительные, определите их число.

– Дополните этот текст одним своим предложением.

V. Самостоятельная работа.

На доске несколько вариантов предложений о зиме. Нужно выбрать понравившееся, переписать в тетрадь, подчеркнуть существительные, определить их число.

  1. Наступила зима. На улице стоит морозная погода.
  2. Ребятишки во дворе слепили снеговика. Вместо носа у него морковка, вместо глаз – угольки.
  3. Падает пушистый снег. Снежинки тихо ложатся на землю.
  4. Идет снег. Он укрыл все вокруг белоснежным ковром.
  5. Красивые снежные деревья. Они укутаны инеем, словно шалью.

VI. Просмотр фильма “Зима в Зауралье”.

Задание: наблюдаем красоту нашей природы; записать в тетрадь пять зимних существительных.

VII. Итог урока.

Для кого зима любимое время года? Почему?

VIII. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение “Зима в моем городе”.