Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Театрализованная игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками, взрослыми.

В театрально-игровой деятельности происходит и интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно. Так, А.Н. Грабаров отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.

Я считаю, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, культуре поведения, счету. Поэтому у нас в детском саду широко используются постановка, инсценировка рассказов, песен, сказок, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика, жест и др.

Игры-драматизации предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Здесь дети – артисты. Познакомившись со сценарием и распределив все роли, они показывают спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействовать друг с другом.

Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность. Особенно большие возможности в решении этих задач дает теневой театр, когда дети действуют за ширмой.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретая новые краски и звучание.

Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствуют:

  1. тесное взаимодействие в работе педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, воспитателей) и родителей;
  2. организация предметно-развивающей среды – различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски, грим, декорации и пр.);
  3. сценарии, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, фонотека (шумы и пр.);
  4. природный, бросовый материал и пр. для изготовления костюмов, декораций.

Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.

Ежегодно у нас в городе проводится фестиваль детского творчества «Музы и дети», одной из номинаций которого является «Театр». Предлагаю сценарий сказки, представленной на городском фестивале в 2009 году.

«Умка ищет друга». Ю. Яковлев

Действующие лица:

  1. Рассказчик.
  2. Мама – большая медведица.
  3. Умка – маленький медвежонок.
  4. Мальчик.
  5. Олени (2 мальчика,2 девочки).
  6. Елочка.
  7. Северное сияние (4 мальчика).
  8. Теневой театр: рыба-солнце, льдины, волны, акула, люди, костер, медвежонок Умка, Большая медведица, олени, птицы, тюлени.

Оформлены:

  1. ширма для теневого театра, на ней экран теневого театра, торосы, волны, перед ширмой прорубь;
  2. на стене: созвездие Большой и Малой медведицы (электрогирлянда);
  3. на полу: берлога, сугробы, снег;
  4. на стене: северное сияние, луна Рисунок 1

Рисунок 1

Перед берлогой сидит мама – Большая медведица с медвежонком: слышны звуки метели, моря Рисунок 2

Рисунок 2

Рассказчик: На далеком-далеком Севере, в краю лютых метелей и трескучих морозов, среди снегов и льдин жил маленький медвежонок Умка. И была у медвежонка мама – большая медведица. Северные ночи долгие и холодные, многое нужно знать и уметь, чтобы не замерзнуть в такую ночь.

Медведица: Ты знаешь, как построить хорошую берлогу? Я научу тебя (показывает). Нужно вырыть когтями ямку и улечься в нее поудобнее, снег засыплет тебя. И когда над тобой вырастет сугроб, начинай ворочаться, потом встань, выгни спину и у тебя будет берлога теплая, как наша.

Умка: А я не задохнусь?

Медведица: Нет, от теплого дыхания в снегу появится отдушина.

Умка: Это хорошо (вздыхая).

Медведица: А теперь пора спать, Умка.

(Умка ложится в берлогу).

Умка: Расскажи про рыбу (просит).

Медведица: В далеком теплом море, где нет льдин, живет печальная рыба-солнце. Она большая и круглая, и плавает только прямо, и не может увернуться от зубов акул, поэтому она и печальная.

(Звуки моря, теневой театр – море, льдины, рыба-солнце.)

Рассказчик: Слушал Умка и представлял: как огромная черная акула проглатывает печальную рыбу-солнце.

(Теневой театр – акула проглатывает рыбу-солнце.)

Умка: А наше солнце тоже съела акула?

Медведица: Солнце – не рыба, оно плавает наверху.

Умка: А-а, в верхнем море, да?

Медведица: Спи. Когда проснешься, будет солнце (поет колыбельную).

Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.

(Умка засыпает.)

Рассказчик: Окончилась долгая северная ночь. Выглянуло солнышко (на заднике сцены поднимается солнце). Выбрались медведица и Умка из берлоги.

Медведица и Умка: Хорошо вокруг.

Рассказчик: Вдруг они увидели костры, а рядом ходили какие-то существа.

(Теневой театр – костер, люди.)

Умка: Что это?

Медведица: Это люди.

Умка: А кто такие люди?

Медведица: Люди – это такие медведи, которые всегда ходят на задних лапах и могут снять с себя шкуру.

Умка: И я хочу! И я хочу! (Весело подпрыгивает.)

Медведица: От них пахнет дымом. Пойди лучше поймай рыбу (уходит).

(Слышны звуки моря.)

Умка: (подходит к полынье) Здесь нет рыбы.

Медведица: (кричит из-за ширмы) Оглянись закрой лапой нос.

Умка: Зачем? (удивленно)

Медведица: (из-за ширмы) Он тебя выдает. Ты весь белый, а нос черный.

(Умка сидит у проруби ловит рыбу.)

Рассказчик: В это время скакал на оленях маленький мальчик.

Танец оленей.

Рассказчик: (в конце танца) Быстро бежали олени, не удержался мальчик и брык! – прямо в снег головой!

Умка: (принюхивается).

Мальчик: Ты чего это? Чего ты меня нюхаешь?

Умка: Мама говорила, что ты пахнешь дымом. А ты пахнешь молоком. И хвоста у тебя нет. Может вырастет?

Мальчик: Эх-хе, вот глупый! Эй! (подбрасывает шапку)

Умка: Странно, у тебя две головы, а у меня одна.

Мальчик: Это не голова, это шапка. Голова – вот!

Умка: А почему у тебя на носу не растут волосы?

Мальчик: Вот этого я не знаю.

Умка: И когтей у тебя нет (уходят вдвоем).

Рассказчик: Так и подружились мальчик с медвежонком. И вот в один из дней снова повстречались друзья.

(Мальчик и Умка выходят с разных сторон ширмы.)

Мальчик: А, это ты! Здорово!

Умка: Может, пойдем к морю?

Мальчик: Пойдем.

(Подходят к ширме.)

Умка: Ныряй, поплаваем! (Уходит за ширму.)

(Теневой театр – Умка ныряет в море.)

Мальчик: Да ты что, вода холодная! (Стоит перед ширмой.)

Умка: Жарко! (Ныряет.)

Мальчик: Ой! Я уж думал, что ты утонул.

Умка: (вышел из-за ширмы) Медведи не тонут.

Медведица: Умка! Умка!

Умка: Ой, мама идет, как бы не попало.

Мальчик: А что делать-то?

Умка: Ложись в снег и закрой лапой нос.

(Мальчик прячется за ширму.)

Медведица: Дымом пахнет (смотрит по сторонам, принюхивается).

Умка: Вон – рыба!

Медведица: Где рыба?

Умка: Вон! Дальше!

(Медведица уходит.)

Рассказчик: Оглянулся Умка, а мальчика и след простыл, одна только шапка осталась.

Умка: Где же ты? Куда же ты ушел? Где ты? Я все равно тебя найду! (надевает шапку и уходит).

(Из-за ширмы выходят Медведица и Умка, звуки моря.)

Рассказчик: Вернулся Умка к маме, и отправились они к синему морю. Плывут по морю льдины, а на них – медведи, олени, птицы. (Показ теневого театра).

Умка: А двуногие медведи плавают на льдине?

Медведица: Плавают, только самые смелые.

Умка: Надо скорее собираться в путь.

Медведица: Ну что же, поплывем.

Умка: А акула меня не съест?

Медведица: Ты же не печальная рыба-солнце, ты – белый медведь. Вперед, Умка! (идут за ширму, показ теневого театра).

Поют:

Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи, белые медведи
Светят дальним кораблям.

Рассказчик: А где-то на другом краю Севера стоял и смотрел в звездное небо маленький мальчик. И, казалось ему, что там, высоко-высоко, бегут по небу медведица с медвежонком.

(Загорается созвездие Большой медведицы и Малой, выходит мальчик, смотрит вдаль и уходит.)

Умка: (выходя из-за ширмы вместе с мамой) Вы не встречали моего товарища, который ходит на двух ногах, и может снять с себя шкуру? Он – мальчик. Я ищу его, ищу, а мне попадаются одни тюлени и ни одного мальчика.

(Показ теневого театра – тюлени.)

Медведица: Умка! Не отставай!

Умка: Что там за красный, синий и зеленый мох?

(Над ширмой появляется северное сияние.)

Медведица: Это не мох, это северное сияние.

Умка: А с чем его едят?

Медведица: Его не едят, им любуются.

Танец «Северное сияние».

Умка: Не хочу любоваться! Хочу есть! Поймай мне рыбу.

Медведица: Где же я тебе поймаю? Кругом же льды.

Умка: Мама! Горит что-то!

Медведица: Где горит?

Умка: Вон там! (Выходит елка.)

Медведица: Это елка.

Умка: А с чем ее едят?

Медведица: Ее не едят, ею любуются. Это большая зеленая сосулька, которую люди украшают игрушками, шарами.

Умка: (убегая к елке) Хочу большую зеленую сосульку!

Медведица: Стой! Там люди!

Умка: Ура! Значит там мой товарищ!

(Умка убегает, медведица уходит за ширму; выходят Умка с елочкой, Умка любуется ею и поет песню, а елочка танцует.)

Снег скрипит под жесткими ступнями
И хватает вьюга за бочок,
Елочка сигналит мне огнями,
Новогодний маячок.
Что за чудо – чудо елка – маячок.
Кто зажег мне елочку такую
Не иначе как хороший друг
Не боюсь я стужу ледяную,
Огоньки горят вокруг,
Что за чудо, чудо – огоньки вокруг.

Рисунок 3

Мальчик: (выбегает) Ой, это ты!

Умка: Как здорово! Я так долго тебя искал! (Обнимаются.)

Медведица: Умка! Умка! (Выходит.)

Умка: Мама, я нашел своего товарища.

Рассказчик: Разные есть друзья на Земле, и от слова «друг» мир становится светлей.

(Все артисты выходят на поклон.)

Рисунок 4

Все поют песню: 

В мире много сказок,
В мире много сказок,
К нам они приходят во сны.
Сказки – это чудо, лучшее на свете,
Их любить мы все должны.