Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Практическое пользование изученными буквами. Игры со словами"

Разделы: Начальная школа


Тема: «Практическое пользование изученными буквами. Игры со словами»

Цель. Упражнять в чтении слов с изученными буквами, в словообразовании


Задачи:

  • показать роль фонем в образовании слов;
  • развивать умение работать со словами;
  • продолжать учить совместной работе в группе.

Оборудование: компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: картинки с изображением  героев смешариков, слова и таблицы к заданиям урока.

Раздаточный материал: 5 комплектов (по числу групп)  по 3  разноцветных листочка (по количеству заданий ), на каждого ученика лист с материалом по чтению.

Ход урока

1. Организационный момент

-  Дети, посмотрите, пожалуйста, доброжелательно друг на друга и повторите:

«Друзей так много у меня
И с ними рад учиться я»

2. Первичное восприятие и постановка учебной задачи

- Мы начинаем последний урок чтения по нашей «Азбуке». Желаю вам, чтобы он стал для вас интересным и познавательным. Прочитайте девиз нашего урока на доске.

Учиться надо  .............., чтоб хорошо учиться.

<Рисунок1>

- Подумайте и догадайтесь, как надо учиться, чтобы учёба была хорошей?

(Выслушать ответы детей)

- Вы молодцы и правильно думаете, но вот, что ещё важно не забывать, подскажет песенка.

(Звучит фонограмма припева песни «Учиться надо весело»)

- Так как мы сегодня будем учиться?

(Ответ детей: «Весело». Это слово вставляется в девиз урока)

- Вот поэтому к нам на урок поиграть и поучиться у вас пришли весёлые герои-смешарики. Их интересуют игры со словами и всё, чему вас научила наша первая книга «Азбука».

(Учитель открывает на доске картинки с изображением смешариков)

3. Повторение изученного.

- Старт к игре даёт алфавит.

(По команде учителя начинают проговаривать алфавит мальчики, затем продолжают девочки, а завершают вместе)

- Смешарики приготовили для игр свои любимые слова.

(Учитель по очереди открывает слова рядом с героем. Рядом, где смешарик Крош открывается слово морковь)

- Прочитайте.

- Сколько слогов? (2)
- Как узнали? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
- Измените слово так, чтобы стало 3 слога (Морковка, морковный.)
- Подберите слова, где будет 4 слога (Морковочка, морковище.)
- Сколько букв в слове морковь? (7)
- Сколько звуков? (6)
- Какая буква не обозначает звука? (ь)

(Рядом, где смешарик ёж учитель открывает слово гриб)

- Какая буква находится в слабой позиции? (б)
- Как проверить её написание?

(Изменить слово так, чтобы после согласного встала гласная или сонорный звук. Гриб – грибы, грибной.)

(Рядом со смешариком Бараш открывается слово цветок)

- Дайте характеристику первого звука (Звук ц согласный, глухой, непарный, всегда твёрдый.)
- Дайте характеристику второго звука (Звук в согласный, звонкий, парный, мягкий.)

(Рядом со смешариком Совунья открывается слово мышы)

<Рисунок 2>

- С чем не согласны? (По правилу жи-ши пишем с гласной буквой и.)

(Рядом со смешариком Нюша открывается слово яблоко)

- Составьте звуковую схему этого слова.

(Дети выкладывают на парте звуковую схему слова из разноцветных квадратиков. Учитель ждёт выполнения задания, когда ученик готов, он поднимает правую руку. Учитель идёт проверять и молча касается своей ладонью ладошки ребёнка, если задание выполнено верно или гладит ребёнка по голове, что предлагает ещё раз проверить свою работу для исправления ошибки)

4.Работа над темой

1) Игра «Хвостоголов»

- Молодцы. Вы замечательно поработали, а сейчас мы отдохнём и покажем нашим смешарикам игру «Хвостоглав». Напоминаем правила. Голова, а это начало слова «ловит» хвостик, т. е. своё завершение. Если верно, то проверяющие хлопают в ладоши, а если ошибка, то хлопка в ладоши нет.

(Учитель по очереди вызывает по одному человеку с каждого ряда для выполнения задания, остальные дети проверяют)

хо           рона
коло      бот
во          бок
к            кол
со           рот

<Рисунок3>

2) Игра «Интервью»

- А сейчас задание для смекалистых. Догадайтесь, что ответил Кар-карыч в интервью Совунье, если каждый ответ он начинал словами своей любимой песни.

(Выслушать ответы детей. Учитель открывает картинку с Кар- карычем и началом слова кар…)

- Любимый овощ … (картофель)
- Любимая конфета … (карамель, «Кара Кум»)
- Любимый праздник … (карнавал)
- Любимая рыбка … (карп)
- Любимый сказочный герой …  (Карлсон)
- Любимый цвет глаз … (карий)
- Любимая деталь одежды …  (карман)
- Любимый вид борьбы … (каратэ)

Физкультминутка

У оленя дом большой,                 (Дети изображают
Он глядит  в своё окошко.            руками дом, окно.)
Зайка серенький бежит,               (Дети, сжав руку
В дом к нему стучит:                     в кулачок, стучат.)
«Стук, стук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!»           (Изображают зайку,
«Зайка, зайка, забегай!                  оленя.)
Лапку мне давай»                          (Протягивают руку.)

3) Игра «Буква заблудилась»

-Совунья мудра, но забывчива стала. Свои любимые сказки для нас записала. Мы названия сказок читаем и ошибки исправляем.(Чтение с доски)

Шурочка Ряба  (Курочка Ряба)
Шар птица  (Жар птица)
Гусли – лебеди  (Гуси – лебеди)
Полк и семеро козлят  (Волк и семеро козлят)
Киса и журавль  (Лиса и журавль)

- Встала буква не туда, получилась ерунда. Одна только буква, а смысл поменяла. Вот почему при чтении каждой букве нужно уважение.

5. Работа в группах

1) «Слова в прямом и переносном значении»

-«Ум хорошо, а два лучше», - гласит русская пословица. Мы сейчас поработаем группами по рядам. Подберите одинаковые для пары слова действия, чтобы получились предложения как в прямом, так и в переносном смысле. Задание на листочке розового цвета у старшего по ряду. Приступайте. (Дети работают в группах)

мальчик
солнышко  __________________

ракета
время____________________

девочка
каша_______________________

<Рисунок4>

(Когда группа выполнила задание, ребята встают в «волшебное» кольцо дружбы и поднимают соединенные руки вверх, а учитель забирает у них задание. Работа завершена, когда все группы справляются с заданием).

На доске через проектор с компьютера выполняется проверка.

- Девочки, прочитайте предложения в прямом смысле.                            

Мальчик улыбается.
Ракета летит.
Девочка убежала.

- Мальчики прочитайте предложения в переносном смысле.

Солнышко улыбается.
Время  летит.
Каша убежала.

2) «Найди ответ в вопросе»

- Сейчас узнаем самые внимательные группы. Недаром говорят, кто внимателен и старается у того и получается. Вам надо помочь смешарикам найти ответы на вопросы. Вопрос читайте и в нём ответ подбирайте. Работаем в группах. Задание на листочках зелёного цвета.

Кто не пьёт кефира?
Кто не читал книгу «Путешествие Гулливера
Кто испугался паука и залез под диван?

(Проверка выполнения задания на доске с использованием проектора и компьютера)

<Рисунок 5>

<Рисунок 6>

- Молодцы, мне было очень приятно не только увидеть ответы на вопросы, но и то, что вы не забыли правильное написание имён собственных. Продолжите предложение. Все имена пишутся ………..(с большой буквы).

3) «Весёлое зачёркивание»

- Давайте познакомим смешариков ещё с одной игрой «Весёлое зачёркивание». Правила вам известны. Уберите буквы, которые повторяются и составьте новое слово. Работа в группах. Задание на листочке жёлтого цвета.

соты сто бусы тыква _________________

(Проверка задания на доске с использованием проектора и компьютера)

- Сколько же букв нужно было узнать, чтобы сегодня проститься с нашим первым учебником  Азбукой? (33)

6. Работа с пословицами. Чтение.

- Многому вас научила Азбука. Недаром гласит пословица: «Азбука к мудрости ступенька». О важности пословиц нам прочитает стихотворение Алёша.

(Стихотворение читает подготовленный ученик)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

- Прочитайте, пожалуйста, пословицы, что у вас на листочках жужжащим чтением.

Книга – твой друг, без неё как без рук.
Книга помогает в труде, поможет и в беде.
Книга – окно в мир, почаще заглядывай в него.
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книги читай, а дела не забывай.

<Рисунок 7>

- Прочитайте ещё раз дома эти пословицы и подумайте, почему так говорят.

7. Итог урока

- Сегодня мы играли со словами. Это лишь малая часть. Есть ещё палиндромы, анаграммы, логогрифы, ребусы, шарады. Мы обязательно вернёмся к ним. А что вы расскажете дома об этом уроке?
- Что нового узнали на уроке?
- Что может произойти, если в слове изменить букву?

(Выслушать ответы детей)

- Я думаю, что понравилось не только вам, но и нашим друзьям смешарикам. Давайте для них прочитаем стихотворение - наказ.

(Дети вместе хором читают)

Учись читать!
Учись читать!
Важнее нет науки,
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!

(Р.Сеф)

- Урок закончен. Молодцы! На память смешарики дарят вам бейджики со своим изображением.    

<Рисунок 8>

Список литературы.

  1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука. Самара: Корпорация «Федоров»
  2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. М.: «Просвещение», 1994г.
  3. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И. Кочергина А.В. Учим русский язык с увлечением. М.: 5 за знания, 2005г.
  4. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы 1-4 классы. М.: «Вако», 2007г.
  5. Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры. М.: «Вако», 2009г.