Урок по теме "Источники информации для потребителя"

Разделы: Экономика


Технологическая карта

Тема урока,

план урока, возможная личностно значимая проблема

“Источники информации для потребителя”

План:

Зачем потребителю информация

Где потребитель может получить информацию.

Как пользоваться информацией.

Возможная личностно значимая проблема: понимание того, что информация является главным фактором при выборе потребителем товаров

Планируемые результаты изучения материала. Учащиеся понимают что:
  • информация является важнейшим источником выбора товаров,
  • информацию можно получить из различных источников,
  • верным помощником в выборе товара информация станет тогда, когда потребитель научится ею пользоваться.
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. Метод: Проблемный или частично поисковый.

Проблемное задание: Дать советы потребителю по использованию информацией при выборе товара.

Форма урока : комбинированный урок с элементами работы в группах.

Приемы деятельности учителя:

  • информационный рассказ (какой бывает информация и зачем она нужна),
  • объяснение (как пользоваться информацией)
  • эвристическая беседа (виды информации, их плюсы и минусы для потребителя)
  • работа с презентацией.
Развитие умений учащихся Учащиеся учатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы, готовить информационные сообщения, работать в группах, анализировать источники информации.
Основные понятия и термины Информация, информация общая и специальная, договор
Источники информации.

Домашнее задание.

Учебник И.Виноградовой “Основы потребительских знаний”. Глава-4.

Домашнее задание:- учебник – ст.48 - 57

  • написать эссе на тему “Вы пришли в магазин с незнакомой стране. Вы не знаете языка, и у вас нет переводчика. Как вы будете выбирать товар?
  • подобрать статьи с полезной для потребителя информацией,
  • принести к следующему уроку упаковку от шоколадки.

Комментарии к технологической карте.

Поскольку материал урока имеет большой объем, то опрос провожу в форме фронтального опроса.

Для мотивации интереса учащихся напоминаю ученикам, что продавец на рыке силен, прежде всего, тем, что владеет информацией. А потребителю очень знакомо выражение “купить кота в мешке”. Чтобы не попасть в такую ситуацию надо владеть информацией. Далее знакомлю с темой, планом урока и проблемным заданием на урок.

Работая над первым пунктом плана, в беседе с учениками выясняю, что потребителю нужна информация:

  • о свойствах товара,
  • о его качестве,
  • о его цене.

Перейдя ко второму пункту плана, совместно с учащимися определяю, что источниками информации могут быть:

  • Советы друзей и знакомых,
  • Рекламы , TV, радио,
  • Информация от производителя,
  • Договор,
  • Советы специалиста,
  • Газетные или журнальные статьи,
  • Специальные потребительские издания.

Далее организую дискуссию, в которой вместе с учащимися разбираю каждый из источников, определяя его сильные и слабые стороны. По ходу обсуждения в тетрадях учащихся появляется таблица:

Источник информации для потребителя Плюсы Минусы
Сведения от друзей и знакомых Самая доступная, надежная “На вкус и цвет товарища нет”, знакомый тоже потребитель, а не профессионал
Реклама Доступная, мощная, говорит только о положительных качествах Не рассказывает о недостатках
Информация от производителя Самая полная, точная, только положительная Не раскрывает отрицательных качеств, нужно уметь читать т.к. существует в виде рисунков, символов, непонятных слов.
Договор Дает конкретную информацию. Можно конкретно оговорить качество услуги Фирма чаще думает о себе, чем о потребителе и нужен совет юриста из-за сложности юридического оформления
Совет специалиста Достоверная информация о плюсах и минусах Трудно найти такого специалиста
Газетная или журнальная статьи Много полезной информации:

О свойствах, об истории создания, консультации специалистов, практические советы

Может носить форму завуалированной рекламы

Разбирая информацию от производителя, объясняю, что информация должна быть:

  • О самом производителе,
  • Общая информация о товаре,
  • Специальная информация о товаре.

К информации о производителе относится:

  • Наименование и сведения о государственной регистрации,
  • Адрес,
  • Сведения о лицензии, если деятельность лицензируется,
  • Сведения о режиме работы.

К специальной информации о товаре следует отнести:

  • Состав,
  • Сертификат и его знак на товаре,
  • Информация о вредных последствиях для здоровья.

К общей информации о товаре относится:

  • Перечень потребительских свойств,
  • Цена,
  • Правила пользования,
  • Срок службы и годности,
  • Гарантийные обязательства,
  • Наименование стандартов, которым должен соответствовать товара,
  • Штриховой код.

Рассматривая вопрос о договоре, объясняю, что:

Договор – это соглашение сторон (фирмы и заказчика) в котором определены их права, обязанности и ответственность.

Договоры бывают как устные (билет на автобус), так и письменные (договор, квитанция, гарантийный талон). (Подробно об условиях заключения договора рассказываю в другой теме)

Работая над таким источником информации как газетная и журнальная статья, разбиваю класс на несколько групп. Каждая группа получает приготовленные заранее статьи и, ознакомившись и с ними, отвечает на вопрос: Какую информацию получили из статьи? Похожа ли эта статья на рекламу?

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

После прочтения и обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что они могут получить информацию:

  • О свойствах товара или услуги,
  • Об истории возникновения товара,
  • Консультации специалистов,
  • Практические советы по использованию, выбору, хранению.

Информацию о специальных потребительских изданиях, таких как “Which”, “Test” и “Спрос” учащиеся получают из сообщения или презентации ученика, который получает заранее такое задание. Презентация.

Работая над третьим пунктом плана, ученики, фактически, решают проблемное задание – составляют советы потребителю по использованию информации при выборе товаров. В результате совместной дискуссии рождаются “советы…”, которые фиксируются на доске:

  • Чем больше знаешь, тем уверенней себя чувствуешь на рынке, тем меньше шансов совершить неудачную покупку.
  • Вся информация должна быть на государственном языке.
  • Чем дороже вещь, которую собираетесь купить, тем больше информации надо узнать.
  • Разумно относитесь к информации, постарайтесь перепроверить её, так как встречается реклама, замаскированная под независимую информацию.
  • Пользуйтесь советами специальных потребительских изданий т.к. они дают независимую и объективную информацию
  • Узнай побольше – решай сам.

В конце урока подвожу итог, даю домашнее задание и объясняю его.