Технологическая карта
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема |
“Источники информации для
потребителя” План: Зачем потребителю информация Где потребитель может получить информацию. Как пользоваться информацией. Возможная личностно значимая проблема: понимание того, что информация является главным фактором при выборе потребителем товаров |
Планируемые результаты изучения материала. | Учащиеся понимают что:
|
Методы обучения и формы организации учебной деятельности. | Метод: Проблемный или частично
поисковый. Проблемное задание: Дать советы потребителю по использованию информацией при выборе товара. Форма урока : комбинированный урок с элементами работы в группах. Приемы деятельности учителя:
|
Развитие умений учащихся | Учащиеся учатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы, готовить информационные сообщения, работать в группах, анализировать источники информации. |
Основные понятия и термины | Информация, информация общая и специальная, договор |
Источники информации. Домашнее задание. |
Учебник И.Виноградовой “Основы
потребительских знаний”. Глава-4. Домашнее задание:- учебник – ст.48 - 57
|
Комментарии к технологической карте.
Поскольку материал урока имеет большой объем, то опрос провожу в форме фронтального опроса.
Для мотивации интереса учащихся напоминаю ученикам, что продавец на рыке силен, прежде всего, тем, что владеет информацией. А потребителю очень знакомо выражение “купить кота в мешке”. Чтобы не попасть в такую ситуацию надо владеть информацией. Далее знакомлю с темой, планом урока и проблемным заданием на урок.
Работая над первым пунктом плана, в беседе с учениками выясняю, что потребителю нужна информация:
- о свойствах товара,
- о его качестве,
- о его цене.
Перейдя ко второму пункту плана, совместно с учащимися определяю, что источниками информации могут быть:
- Советы друзей и знакомых,
- Рекламы , TV, радио,
- Информация от производителя,
- Договор,
- Советы специалиста,
- Газетные или журнальные статьи,
- Специальные потребительские издания.
Далее организую дискуссию, в которой вместе с учащимися разбираю каждый из источников, определяя его сильные и слабые стороны. По ходу обсуждения в тетрадях учащихся появляется таблица:
Источник информации для потребителя | Плюсы | Минусы |
Сведения от друзей и знакомых | Самая доступная, надежная | “На вкус и цвет товарища нет”, знакомый тоже потребитель, а не профессионал |
Реклама | Доступная, мощная, говорит только о положительных качествах | Не рассказывает о недостатках |
Информация от производителя | Самая полная, точная, только положительная | Не раскрывает отрицательных качеств, нужно уметь читать т.к. существует в виде рисунков, символов, непонятных слов. |
Договор | Дает конкретную информацию. Можно конкретно оговорить качество услуги | Фирма чаще думает о себе, чем о потребителе и нужен совет юриста из-за сложности юридического оформления |
Совет специалиста | Достоверная информация о плюсах и минусах | Трудно найти такого специалиста |
Газетная или журнальная статьи | Много полезной информации: О свойствах, об истории создания, консультации специалистов, практические советы |
Может носить форму завуалированной рекламы |
Разбирая информацию от производителя, объясняю, что информация должна быть:
- О самом производителе,
- Общая информация о товаре,
- Специальная информация о товаре.
К информации о производителе относится:
- Наименование и сведения о государственной регистрации,
- Адрес,
- Сведения о лицензии, если деятельность лицензируется,
- Сведения о режиме работы.
К специальной информации о товаре следует отнести:
- Состав,
- Сертификат и его знак на товаре,
- Информация о вредных последствиях для здоровья.
К общей информации о товаре относится:
- Перечень потребительских свойств,
- Цена,
- Правила пользования,
- Срок службы и годности,
- Гарантийные обязательства,
- Наименование стандартов, которым должен соответствовать товара,
- Штриховой код.
Рассматривая вопрос о договоре, объясняю, что:
Договор – это соглашение сторон (фирмы и заказчика) в котором определены их права, обязанности и ответственность.
Договоры бывают как устные (билет на автобус), так и письменные (договор, квитанция, гарантийный талон). (Подробно об условиях заключения договора рассказываю в другой теме)
Работая над таким источником информации как газетная и журнальная статья, разбиваю класс на несколько групп. Каждая группа получает приготовленные заранее статьи и, ознакомившись и с ними, отвечает на вопрос: Какую информацию получили из статьи? Похожа ли эта статья на рекламу?
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
После прочтения и обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что они могут получить информацию:
- О свойствах товара или услуги,
- Об истории возникновения товара,
- Консультации специалистов,
- Практические советы по использованию, выбору, хранению.
Информацию о специальных потребительских изданиях, таких как “Which”, “Test” и “Спрос” учащиеся получают из сообщения или презентации ученика, который получает заранее такое задание. Презентация.
Работая над третьим пунктом плана, ученики, фактически, решают проблемное задание – составляют советы потребителю по использованию информации при выборе товаров. В результате совместной дискуссии рождаются “советы…”, которые фиксируются на доске:
- Чем больше знаешь, тем уверенней себя чувствуешь на рынке, тем меньше шансов совершить неудачную покупку.
- Вся информация должна быть на государственном языке.
- Чем дороже вещь, которую собираетесь купить, тем больше информации надо узнать.
- Разумно относитесь к информации, постарайтесь перепроверить её, так как встречается реклама, замаскированная под независимую информацию.
- Пользуйтесь советами специальных потребительских изданий т.к. они дают независимую и объективную информацию
- Узнай побольше – решай сам.
В конце урока подвожу итог, даю домашнее задание и объясняю его.