Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение имен прилагательных по родам" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: научить изменять имена прилагательные по родам.

Задачи:

  • способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке;
  • добиться усвоения учащимися правильного употребления и написания прилагательных при изменении их рода;
  • развивать речь, внимание, наблюдательность, познавательную активность;
  • прививать любовь к родному языку, культуре; воспитывать творчески активную личность.

Ход урока

Оргмомент

СЛАЙД

Звучит русская плясовая. (Музыка затихает).

– Здравствуйте, ребята. Пришла я к вам на урок не с пустыми руками, а принесла туесок.

– Как выдумаете, чем он может быть наполнен?

– Открою вам тайну этого туеска.

– Он наполнен игрушками! Конечно, в нем вы не найдете заграничную красавицу Барби или радиоуправляемый катер.

– Но игрушки, что здесь лежат, не менее красивы, не менее знамениты в мире. А особенность их в том, что, как и сам туесок, они придуманы и созданы руками русских народных мастеров.

– Откроем туесок!

– Какая игрушка находится в туеске, вы узнаете, отгадав загадку:

Алый шелковый платок,
Яркий сарафан в цветок,
Упирается рука
В деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)

– А что вы знаете о матрёшке?

Матрешка – деревянная ярко разрисованная русская игрушка, которая стала символом нашей страны. Вот они «подружки, сидящие друг в дружке» : все веселые, нарядные, деревянные русские куклы модницы, известные во многих странах мира. Первую матрёшку сделали в Москве более ста лет назад. Вы хотите узнать почему её так назвали? Самым распространенным на Руси именем было Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню. В основе этого имени латинское слово “матерь” – мать. И сегодня матрешка остается символом материнства. СЛАЙД

Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока.

– Скажите, а какой же частью речи является слово-отгадка? (Имя существительное)

– Что такое имя существительное?

– Прочитайте слова, которые записаны на доске (расписная, яркий, чудесное, красивая, привлекательный, нарядная, забавное, весёлая).

– Что их объединяет?

– К какой части речи относятся слова?

– Что такое имя прилагательное?

– Давайте охарактеризуйте матрёшку, используя данные прилагательные.

– Почему вы выбрали именно эти прилагательные?

– Как вы думаете, в каком роде употреблены данные прилагательные?

– Почему вы не выбрали оставшиеся прилагательные для описания матрёшки? - От какой части речи зависит род имён прилагательных?

– Можно ли оставшиеся прилагательные употребить для описания матрёшки?

– Что для этого нужно с ними сделать?

– Это и есть тема нашего урока. Прочитайте, пожалуйста. СЛАЙД

– Сегодня на уроке мы будем учиться изменять имена прилагательные по родам.

Изучение нового материала

– Измените род оставшихся прилагательных, чтобы их можно было использовать для описания матрёшки. Задайте вопрос от существительного.

– Чтобы убедиться, правильно ли мы рассуждаем, давайте обратимся к учебнику стр.42. Прочитайте правило.

– Верны были наши рассуждения?

Закрепление материала

Работа в тетради

СЛАЙД

– Перед вами слова. Прочитайте.

Деревянная Доброе Румяное Весёлое Синие Нарядный Яркий Цветастая

– На какие три группы можно распределить прилагательные?

– По какому признаку их можно распределить? (По родам)

– Выделим прилагательные в м.р., в ж.р., в ср.р.

Работа на интерактивной доске (Дети по-очереди распределяют слова в столбики)

– Какое слово оказалось «лишним»?

– Почему это слово вы не включили ни в один столбик?

– А почему?

– Можно ли определить род у прилагательных во множественном числе?

– Какой следует вывод?

– Во множественном числе у прилагательных по род не определятся.

Физминутка

(музыкальное сопровождении + картинка-заставка)

СЛАЙД – А сейчас на минутку представьте себя матрёшками, повторяйте за мной движения и слово «ладушки».

Работа с деформированным предложением:

СЛАЙД

На стОит стОле (распИсной) матрёшка

– Составьте предложение, используя все слова, употребите прилагательное в нужном роде.

(Дети устно составляют предложение, заслушиваются варианты ответов.)

– В каком роде вы употребили прилагательное?

– Объясните выделенные орфограммы.

– Запишите предложение в тетрадь с новой строки. СЛАЙД (На столе стоит расписная матрёшка.)

– Найдите подлежащее и сказуемое, прилагательное подчеркните волнистой линией.

– Ребята, что означает слово расписная ?

– Вы правильно сказали. Имена прилагательные тоже украшают нашу речь: они делают её выразительной, точной, образной, красочной, яркой.

Работа с текстом

– Перед вами лежат тексты о нашей сегодняшней гостье-матрёшке.

– Прочитайте его.

– Чтобы текст получился более ярким и выразительным, запишите на месте пропусков прилагательные в нужном роде. У кого возникнут затруднения, можете использовать слова, которые вы записали в столбики.

Текст: Матрёшка – это …(деревянная ) кукла. У матрёшки …(румяное) лицо, …(чёрные) брови. На ней … (яркий) сарафан и … (цветастая) косынка.

– Прочитайте текст, который у вас получился. (Дети читают текст, называют имена прилагательные, объясняют род прилагательных).

Виртуальная выставка матрёшек

– Существует множество видов матрешек. Чтобы в этом убедиться, я приглашаю вас на ВЫСТАВКУ МАТРЁШЕК. СЛАЙД

– Ребята, посмотрите, какое разнообразие красок. Все матрёшки такие яркие, праздничные, загадочные. Полюбуйтесь красотой нарядов русских красавиц.

– Неправда ли – просто чудо!

Творческая работа в группах

– Подобное чудо вы можете сотворить своими руками - здесь и сейчас. Я предлагаю вам поработать в группах.

– Вам нужно украсить сарафан матрёшки, выполнив аппликацию из цветов.

– У каждого на столе жетон с номером группы, в которой вы будете работать. Посмотрите и подойдите к соответствующему столу. СЛАЙД

(Дети работают группах под музыкальное сопровождение)

– Чтобы матрёшка получилась яркой и выразительной, вы должны работать дружно и слаженно.

– Давайте посмотрим, какие замечательные матрёшки получились у каждой группы.

Подойдите по одному представителю от группы.

– Эта матрёшка называется Семеновская, эта Загорская, а эта Полховская, Вятская .Все они разные, потому что родились в разных селениях нашей необъятной Родины. Друг от друга они отличаются росписью. Подробнее о каждом виде росписи матрёшек, вы узнаете на уроках ИЗО.

Но ваши матрёшки непростые. У каждой есть конверт, с вложенным в него заданием.

– Забирайте задание и возвращайтесь в свою группу выполнять .

Задание

1. Поставьте прилагательные в нужном роде:

УРОК
интересный
яркий
творческий
2. Поставьте прилагательные в нужном роде:

НАСТРОЕНИЕ
хороший
прекрасный
чудесный
3. Поставьте прилагательные в нужном роде:

УЧЕНИКИ
активный
умный
способный
4. Поставьте прилагательные в нужном роде:

УЧИТЕЛЬ
добрый
весёлый
мудрый

Проверка задания

– Зачитайте, что у вас получилось.

– А сейчас я прошу вернуться к своей парте.

Домашнее задание

Изменить любые 4 прилагательные по родам, записав их в три столбика.

– Урок я хочу закончить пожеланием:

Я желаю вам быть
Мудрыми
Аккуратными
Творческими
Работоспособными
Естественными
иногда
Шаловливыми
Культурными
Активными в жизни.

Презентация.