Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: умники и умницы


Цели:

  1. Формирование устойчивого интереса к предмету,
  2. Выявление и развитие математических способностей,
  3. Расширение кругозора.

Оборудование:

Возраст участников 10-12 лет.

Ход игры

Организационный момент.

Ведущий.

О математика земная,
Гордись, прекрасная, собой.
Ты всем наукам мать родная,
И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой,
Светило всех земных светил.
Тебя царицей величавой
Недаром Гаусс окрестил.
Строга, логична, величава,
Стройна в полете, как стрела,
Твоя немеркнущая слава
В веках бессмертье обрела.
Я славлю разум человека,
Дела его волшебных рук,
Надежду нынешнего века,
Царицу всех земных наук!

Здравствуйте, друзья!

Сегодня у нас встреча в интеллектуальном клубе, где мы будем играть в игру «Умники и умницы». Это игра для всех, здесь нет зрителей, вы все ее участники.

Правила игры:

  1. Чтобы получить орден умника, вы должны отвечать на вопросы.
  2. Получив орден, вы становитесь «теоретиками».
  3. Те из участников, кто наберет большее количество орденов, станет на «дорожку практики».
  4. Если «практик» справится с заданиями на своем пути, то он выходит в финал.
  5. Финальный тур определит победителя – «Умника».
  6. Игру обслуживает техническая группа, оценивает наше уважаемое жюри.

I тур.

1. У Геродота, греческого историка v века до нашей эры, читаем: «Персидский царь Дарий, оставив своих воинов для охраны моста через Дунай, дал им ремень с завязанными на нем узлами и сказал: «Развязывайте на нем каждый день по узлу, когда минует число дней, означенное узлами, плывите обратно на родину». Чем являлся ремень для воинов? (Календарем)

2. Математиками какой страны была придумана десятичная система счисления и способ записи чисел? (Математиками Индии)

3. Как называется расстояние между точками при выбранной единице измерения?  (Длина)

4. Что такое гривенник? (10 копеек)

5. Когда и кем было введено название «миллион»? (XIII век, Марко Поло)

6. Как известно, некоторые числа в математике играют значительную роль.

Одно из таких чисел зашифровано в стихотворении:

22 совы скучали на больших семи суках,
22 совы мечтали о семи больших мышах,
О мышах довольно юрких,
В аккуратных серых шкурках.

Что это за число? (22/7 или число ПИ)

7. У троих братьев оказалось вместе 9 карандашей. У младшего – на 1 карандаш меньше, а у старшего – на 1 карандаш больше, чем у среднего брата. Сколько карандашей у каждого из братьев? (У младшего – 2 карандаша, у среднего – 3 карандаша, у старшего – 4 карандаша)

8. Какое целое число делится (без остатка) на любое целое число, отличное от нуля? (Нуль)

9. Во сколько раз километр длиннее миллиметра? (В 1 миллион раз)

10. Как называется категория, обозначающая одну из основных форм материи и выражающая порядок смены явлений? (Время)

11. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (День и ночь)

12. Летели скворцы и встретились им деревья. Когда они сели, то одному скворцу не хватило дерева, а когда на одно дерево село по два скворца, то одно дерево осталось не занятым. Сколько было скворцов и сколько было деревьев? (Деревьев – 3, скворцов – 4)

13. Какое число в русских пословицах символизирует понятие «много»? Приведите примеры пословиц с использованием этого числа «7».

  • Семеро капралов, да один рядовой.
  • Семеро не один, в обиду не дадим.
  • Семеро одного не ждут.
  • Семеро одну соломинку подымают.
  • Семеро по зайцам, а шкурки нет.
  • Семеро с ложкой, а один с сошкой.
  • Семь бед – один ответ.
  • Семь верст до небес, и все лесом.
  • Семь верст киселя хлебать.
  • Семь верст не крюк.
  • Семь дел в одни руки не берут.
  • Семь деревень, а лошадка одна.
  • Семь лет мак не родил, а голода не было.
  • Семь лет молчал, на восьмой вскричал.
  • Семь лет не виделись, а сошлись – и говорить нечего.
  • Семь раз отмерь – один отрежь.
  • Семь раз по-твоему, да хоть раз, по моему.
  • Семь рек осушила, холста не смочила.
  • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
  • Семь четвергов, и все в пятницу.

Итак, трое лучших «теоретиков» выходят на «дорожку практиков».

Узнаем их имена.

В зависимости от количества набранных орденов, участники выбирают «Дорожку практики».

Примечание.

  1. На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.
  2. На желтой дорожке можно ошибаться один раз.
  3. На зеленой дорожке можно ошибаться два раза.

Вопросы для «теоретика» на красной дорожке.

1.

Медведь в кошелке плюшки нес,
Но на лесной опушке
Он половину плюшек съел
И плюс еще полплюшки.

Шел, шел, уселся отдохнуть
И под ку-ку кукушки
Вновь половину плюшек съел
И плюс еще полплюшки.

Степенно он ускорил шаг,
Но на крыльце избушки
Он снова пол-остатка съел
И плюс еще полплюшки.

С пустой кошелкою, увы,
Он в дом вошел уныло.
Хочу, чтоб мне сказали Вы:
А сколько плюшек было? (Семь).

2. Из девяти монет одна фальшивая, она легче остальных. Как за два взвешивания на чашечных весах без гирь определить, какая именно монета фальшивая?

1) Монеты разделить на три равных части, две поместить на весы.

2) Если весы находятся в равновесии, то фальшивая монета в третьей части.

3) Взять две монеты и положить на весы, если весы находятся в равновесии, то фальшивая монета не на весах.

Вопросы для «теоретика» на желтой дорожке.

1. Кто из древнегреческих математиков принимал активное участие в Олимпийских играх? Был победителем в пятиборье? (Эратосфен).

2. На вопрос: «Сколько ты поймал рыбы?»,- рыбак ответил: «Половину восьми, шесть без голов, девять без хвоста» (Нуль).

3. В одном ряду 8 камешков на расстоянии 2 см один от другого. В другом ряду 15 камешков на расстоянии 1 см. один от другого. Какой ряд длиннее? (Одинаковые)

Вопросы для «теоретика» на зеленой дорожке.

  1. В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только чашечные весы без гирь, отмерить 9кг гвоздей? (24/2=12. 12/2=6. 6/2=3. 6+3=9).
  2. Три курицы за три дня снесут три яйца. А сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?(36)
  3. Ваня раскладывает на столе камешки на расстоянии2см один от другого. Сколько камешков он разложит на протяжении10 см? (6)
  4. Кирпич весит 2кг и еще полкирпича. Сколько весит кирпич? (4кг)

II тур.

1. Два отца и два сына разделили между собой поровну 300 рублей, причем каждый получил по 100 рублей. Как это могло случиться? (Дед, отец, сын)

2. Можно ли 188 разделить пополам так, чтобы в каждой половине получилось по 100?

3. Можно ли число 66 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий? (99)

4. Человек подобен дроби, числитель есть то, что представляет собой человек, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, меньше дробь. Кому из великих писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое сравнение? (Л.Толстому)

5.

Квадрат обмяк, устал
Дал за углы себя схватить,
И загрустил…
А вдруг он промахнулся,
А вдруг бы жизнь другим путем пошла,
Подставь он два других угла!

Какой фигурой стал квадрат, дав схватить себя за два угла? (Ромб)

6.

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала.
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

А какой ее рост? (Дюйм – 2,54 см)

7. Мы часто используем слово «километр», «килограмм». Что означает в переводе с французского языка слово «кило»? («кило» - тысяча).

8. В египетской пирамиде на гробнице начертано число 2520. За что именно этому числу выпала такая честь? (делится на 2, 3, 4, 5, 9, 10)

9. Некоторый товар сначала подорожал на 10%, а затем подешевел на 10%. Как изменилась цена этого товара? (товар подешевел на 1%)

10. Мальчик купил две книги. Первая из них на 50% дороже второй. На сколько процентов вторая книга дешевле первой? (на 33 1/3%)

11. Сейчас шесть часов вечера. Какая часть суток прошла? (3/4 суток)

12. Если к числу учеников класса прибавить столько же и еще половину первоначального количества учеников, то получится 100. Сколько учеников в классе? (40)

Итак, трое лучших «теоретиков» выходят на «дорожку практиков».

Узнаем их имена.

В зависимости от количества набранных орденов, участники выбирают «Дорожку практики».

Примечание.

  1. На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.
  2. На желтой дорожке можно ошибаться один раз.
  3. На зеленой дорожке можно ошибаться два раза.

Вопросы для «теоретика» на красной дорожке.

1. Женщина несла корзину яиц на базар. Ее нечаянно толкнул мужчина, корзина упала, яйца разбились. Мужчина, чтобы заплатить, спросил: «Сколько было яиц в корзине?» Женщина ответила: «В корзине помещается не более50 яиц. Когда я их складываю по 2, по 3 и по 4, то всякий раз оставалось одно яйцо. А складывала по5 – не оставалось ни одного. Сколько яиц было в корзине? (25)

2. Сколько сейчас времени, если до конца суток осталось3/5 времени, прошедшего от начала суток? (сейчас 15 часов)

Вопросы для «теоретика» на желтой дорожке.

1.

Приучайтесь думать точно,
Все исследуйте до дна.
Вместо точки на листочке
Цифра верная нужна.

Я подсказывать не буду
Никаких ее примет,
Но она везде и всюду
Даст вам правильный ответ.
* + 6* = 78. (цифра 9)

2. Костя разложил на столе 5 камешков на расстоянии3 см один от другого. Какое расстояние от первого камешка до последнего? (12 см)

3. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим яблокам прибавить половину Моих да еще десяток, то у меня была бы целая сотня». Сколько яблок было у торговки? (60)

Вопросы для «теоретика» на зеленой дорожке.

1. Сколько лет рыбачил старик из « сказки о рыбаке и золотой рыбке» Пушкина до того, как поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)

2. А сколько раз ходил старик к морю, чтобы рыбка выполнила его желания? (5 раз)

3. Чему равен аршин? (71см 12мм)

4. Продолжите предложение:

Три пути ведут к знаниям:
Путь размышления – самый благородный.
Путь подражания – самый легкий.
Путь опыта – самый (горький)

III тур.

1. Слово «процент» происходит от латинского слова. Что в переводе означает это слово? (сотая доля)

2. Числовой ребус: АВ А=ССС. (37*3=111)

3. На вопрос сестры: «Сколько у меня в руке орехов?» - брат ответил: «Пять!» «Не верно! - сказала сестра. - Если бы у меня было вдвое больше орехов, то и тогда бы одним меньше, чем 5». Сколько орехов у сестры? (два)

4. Продолжите высказывание: «В любом математике живет всегда художник, архитектор и даже…». (Поэт)

5. Ученик написал на доске: «4 руб. = 40 000 к.» « Как ты рассуждал?» - спросил учитель? Ученик объяснил: «Возьмем верное равенство 2 руб. = 200к. Возведем в квадрат. Получим 4 руб. = 40 000к». В чем ошибка ученика? (Величины в квадрат не возводят)

6.

Внимай! Кому? Ты в удивлении:
Доступен слуху я - не зренью,
Я бестелесен, невесом,
А кто я, я скажу потом.
Без «некто» я остался в нем,
И «некто» возвещает всем,
Что нет меня, и, правда, я –
Лишь отрицанье бытия…

Гимн какому числу прозвучал? (Числу нуль)

7. Дан произвольный четырехугольник. Середины его сторон последовательно соединены отрезками. Какая фигура образуется? (Четырехугольник)

8. За столом обедает семья. У каждого лежат столовые приборы: ложка, вилка, нож. Одинаковых троек нет, то есть приборы разложены по-разному. Сколько человек за обедом? (Шесть)

9. А по каким правилам этикета должны лежать приборы возле тарелки? (Слева – вилка, справа – нож лезвием к тарелке, а затем – ложка)

10. Объясните пословицу: «Мели Емеля, пока неделя». (Неделя – так у славянских народов назывался день отдыха, переименованный духовенством в воскресенье. В словаре Даля читаем: «Неделя – не делать, не работать).

11. Говорят, на вопрос о том, сколько у него учеников, древнегреческий математик Пифагор ответил так: «Половина моих учеников изучает математику, четвертая часть изучает природу, седьмая часть проводит время в молчаливом размышлении, остальную часть составляют 3 девы». Сколько учеников было у Пифагора? (28)

12. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2 + 2= 2*2)

13. Сумма двух чисел равна 179. Одно из них на 61 больше другого. Найдите эти числа. (59 и 120).

Итак, трое лучших «теоретиков» выходят на «дорожку практиков».

Узнаем их имена.

В зависимости от количества набранных орденов, участники выбирают «Дорожку практики».

Примечание.

  1. На красной дорожке нельзя ошибаться ни разу.
  2. На желтой дорожке можно ошибаться один раз.
  3. На зеленой дорожке можно ошибаться два раза.

Вопросы для «теоретика» на красной дорожке.

  1. Половина от половины числа равна половине. Какое это число? (2).
  2. Как называется диаметр огнестрельного оружия? (калибр).

Вопросы для «теоретика» на желтой дорожке.

  1. Летела стая гусей, построение стаи напоминало равносторонний треугольник впереди вожак, затем два гуся и т.д. Стая остановилась на ночлег, на этот раз расположение гусей напоминало квадрат рядами: в каждом ряду одинаковое количество гусей, причем число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае? (36)
  2. Четыре человека сыграли друг с другом по одной партии в шахматы. Сколько партий было сыграно? (Шесть)
  3. Мотоциклист ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин шло в поселок? (Не менее одной)

Вопросы для «теоретика» на зеленой дорожке.

1.

На базаре спозаранок
Покупал баран баранок
Для баранов, для овечек
Десять маковых колечек,
Десять сушек,
Восемь плюшек, семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки, три пирожных,
Две коврижки.
И один калач купил,
Про себя не позабыл,
А для женушки – подсолнушки.

Сколько же вкусных хлебных изделий купил баран спозаранок? (55)

2. Задумано натуральное число. Среднее арифметическое этого числа и числа, следующего за ним в натуральном ряду чисел, равно7,5. Какое число задумано? (Семь)

3. В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра.. Сколько детей в семье? (Шесть)

4. Ученик сказал, что за 4 дня он решил 23 задачи. Причем каждый день он решал задач больше, чем в предыдущий, а в четвертый день он решил в 2 раза больше, чем в первый. Сколько задач решал ученик каждый день? (4, 5, 6, 8)

Итак, у нас определились финалисты. Кто из них получит диплом 1, 2 или 3 степени, определит работа в финале.

Финал.

У вас карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Сложите пять чисел, отношение которых было бы таким: 1:2:3:4:5. (9, 18, 27, 36, 45).

Подводятся итоги игры.