Урок: "Архитектурные стили"

Разделы: МХК и ИЗО


“Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже умолкают и песни и предания…”

Н.В. Гоголь.

Цель: Закрепить понятие стиля в архитектуре и cоздать образное представление об архитектурных стилях, распространившихся в России в XVIII-XX веках.

Задачи:

  1. Научить видеть конструктивные отличия разных стилей архитектуры и обобщить знания о стилях.
  2. На примере архитектуры своего города развивать у учащихся способности к эмоционально – художественному восприятию и осмыслению.
  3. Воспитывать патриотические чувства и нравственно эстетическую отзывчивость.
  4. Формировать художественный вкус учащихся

Тип урока: беседа с элементами интегрирования.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Большое влияние на возникновение разных стилей в архитектуре оказывают идеалы исторической эпохи, а также экономическое состояние государства. Архитектурный образ конкретного времени зависит от общественных идеалов исторического периода. В русской культуре с XVIII по XX век можно выделить несколько важных исторических периодов связанных с господством того или иного художественного стиля. Со стилем барокко и классицизм мы знакомились на наших уроках, но сегодня поговорим о самых ярких архитектурных стилях XVIII – XX веков. В XVIII столетии в России сложился тип культуры Нового времени, которая многим отличалась от средневековой и носила светский характер. В Новое время изменилось и место человека в культуре, он стал главным объектом её внимания. Человек и его жизнь нашли своё отображение в живописи, скульптуре, архитектуре. Культура XVIII века по своему содержанию была дворянской, т.е. выражала интересы и вкусы этого сословия русского общества. В петровское время большие перемены произошли в архитектуре. Появились новые типы зданий: адмиралтейство, театр, музей. Разработались типовые, или как тогда говорили, “образцовые” проекты домов для разных слоёв населения. Известные ранее постройки – храмы, дворцы, крепости приобрели новый облик. Стал широко использоваться архитектурный ордер. Сложившийся в Древней Греции архитектурный ордер передавал не только конструктивный порядок сооружения, но и служил украшением здания. Главной особенностью русского зодчества Нового времени стало использование ордерной системы.

Вопрос. Назовите главные архитектурные ордера и дайте характеристику каждому из них. Ученик. (Дорический, ионический, коринфский)

Подробнее вспомнить об архитектурном ордере нам поможет кроссворд.

Вопросы кроссворда

  1. Капитель ионической колонны. (Волюта)
  2. Балка, которая покоится на капители колонны. (Архитрав)
  3. Слово “ордер” в переводе с латинского означает…. (Порядок)
  4. Несущая часть архитектурного ордера. (Колонна)
  5. Вертикальные желобки на стволе колонн. (Каннелюры)
  6. При строительстве храмов греки на колонны и стены укладывали каменные балки, из них образовался…. (Антаблемент)
  7. Основание, на которое опирался ствол колонны. (База)

В середине XVIII века в царствование Елизаветы Петровны в России получил широкое распространение художественный стиль барокко. Он пришел к нам из Западной Европы. Барокко отражал вкусы монарха и его вельмож, которые окружали себя ослепительной роскошью и красотой. Ярче всего барокко проявил себя в архитектуре. В переводе с итальянского слово “барокко” означает “вычурный”, “причудливый”. Архитектуре барокко присущи необыкновенная пышность и нарядность. Стены барочных дворцов густо покрывает лепнина. Волюта, рокайль, картуш – капризно изогнутая кривая в форме закрученного в спираль завитка – характерные орнаменты барокко. Архитектура барокко очень красочна. Стены зданий окрашивали в голубые или желтые цвета, а колонны, пилястры и наличники окон – в белые. Особой пышностью отличаются интерьеры барочных дворцов. Архитектурный ордер служит здесь большей частью украшением.

Вопрос. Назовите самого известного архитектора елизаветинского времени и его произведения. Ученик. (Франческо Бартоломео Растрелли. Царскосельский дворец, Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге.)

В царствование Екатерины II (вторая половина XVIII века) в России утвердился художественный стиль классицизм. Облик многих русских городов преобразился под влиянием архитектуры классицизма. Классицизм заимствовал свои формы из искусства античности. “Благородная красота и спокойствие” – суть художественного стиля классицизм. Архитектура классицизма любит простоту и спокойствие, ясность форм, скромность декора, использование архитектурного ордера. Формы её зданий тяготеют к простым геометрическим фигурам: кубу, параллелепипеду. Спереди к центральной части примыкает колонный портик, увенчанный треугольным фронтоном. Во всём господствует симметрия. Основой архитектурного языка классицизма становится архитектурный ордер.

Вопрос. Приведите примеры построек стиля классицизм Москвы и Петербурга. Ученик. (Дом Пашкова в Москве, Академия художеств и Смольный институт, Троицкий собор и Таврический дворец в Петербурге)

Первую половину XIX века называют “золотым веком” русской культуры, который прежде всего связан с именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Это период расцвета дворянской культуры. В центре внимания оказался человек – дворянин. В первые десятилетия XIX века в архитектуре формируется художественны стиль – ампир. В Европе этот стиль сложился под влиянием наполеоновской Франции. Ампир вырос из классицизма XVIII в. (не случайно его часто именуют поздним классицизмом), однако имеет свои отличительные черты. Образцом для ампира служило искусство императорского Рима, отличавшееся пышностью, помпезностью, приверженностью военной и триумфальной тематике. В архитектуре ампира преобладают монументальные сооружения и крупные градостроительные проекты, а в убранстве зданий встречаются военные мотивы. Зодчий ампира – мастер архитектурного ансамбля, преобразующий обширные городские пространства. Победа в войне 1812г. принесла в русскую архитектуру пафос героизма. Здания стали украшать скульптурой на военные темы: фигурами античных воинов, изображениями шлемов, щитов, мечей, знамён. (Арка главного штаба, ансамбль Александринского театра, ансамбль стрелки Васильевского острова в Петербурге.)

На рубеже XIX – XX веков в Европе появился новый художественный стиль, получивший в России название модерн (современный). Возникновение стиля модерн соответствует эпохе империализма, когда возникла потребность строить не только церкви, дворцы, но и заводы, вокзалы, аэродромы, выставочные залы. Поэтому возникает потребность в использовании новых материалов. Архитекторы модерна широко использовали самые современные строительные материалы: железобетон, металл, керамику, стекло. Наиболее заметной особенностью модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных и изогнутых контуров. Фасады домов асимметричны, богато украшены живописью, скульптурой, декоративными панно. Модерн любит капризно изогнутые, текучие линии и плоскости. Характерные орнаменты модерна – орнаменты из растительного мира. Модерн был универсальным художественным стилем, который распространил своё влияние не только на архитектуру, но и на живопись, графику, декоративно – прикладное искусство. (Гостиница Метрополь и Ярославский вокзал в Москве, Дом книги в Петербурге.)

В 20-е годы XX века традиции русского авангарда получили развитие не только в изобразительном искусстве, но и в архитектуре. Одним из ведущих направлений в советском зодчестве этого времени стал конструктивизм. Конструктивисты считали себя новаторами и смело откликались на запросы советского времени. Архитекторы конструктивизма искали новые выразительные формы в архитектуре, опираясь на прогресс в строительной технике старались выявить максимальную полезность сооружения. В советских городах появились новые типы зданий: дома – коммуны, рабочие клубы, дома культуры, фабрики– кухни, детские сады. Их возникновение было связано с новыми формами жизни, сложившимися после Октябрьской революции. Конструктивизм с его простотой и аскетизмом соответствовал художественным вкусам времени. Задачи строительства решаются на основе планового развития народного хозяйства. (клуб им. И. В. Русакова, здание Наркомзема, клуб им.С. М. Зуева, дом – коммуна Наркомфиана, мавзолей В.И. Ленина в Москве.)

В 30-е годы XX возник новый стиль советской архитектуры, для которого были характерны парадность, помпезность, монументальность. Позже он получил название “сталинский ампир”. Он выражал идею прославления советского тоталитарного строя. Здания богато украшались колоннами, скульптурой и лепниной. Большое значение в убранстве придавалось советской символике: пятиконечным звездам, серпу и молоту, снопам хлеба, скульптурным изображениям людей труда.

Известный архитектор А. В. Щусев писал в те годы:

“Общественные и утилитарные сооружения Древнего Рима по своему масштабу и качеству – единственное явление этого рода во всей истории мировой архитектуры. В этой области непосредственными приемниками Рима являемся только мы…”. (гостиница “Москва”, жилой дом ар. И. В. Жолтовский, станции московского метро).

Задание. Из перечисленного ряда слов подберите эпитеты, характеризующие стили модерн, классицизм, барокко, ампир, конструктивизм, “сталинский ампир”.

(Победоносный, современный, вычурный, строгий, причудливый, монументальный, конструктивный, помпезный, парадный, спокойный, универсальный, градостроительный, символичный, сдержанный, аскетичный.)

Слайд – викторина. Определите архитектурные стили. (Приложение1)(сокращена) Примените свои знания о архитектурных стилях относительно нашего времени и места. Наш город совсем небольшой, но имеет свой неповторимый облик. Назовите здания нашего города, которые можно отнести к тому или иному архитектурному стилю.

Задание. На примере зданий, рассоложенных на одной из центральных улиц нашего города, определите элементы архитектурных стилей. (Приложение 2)

Задание. Напишите мини – сочинение о нашем городе, о том каким ты его видишь сегодня. Предварительно обменяйтесь мнениями в парах. (Время работы 10-12 минут)

План:

  1. Архитектура нашего города.
  2. Хотел бы ты что – то изменить в стилевом решении нашего города.

Задание на дом. Класс разбивается на группы. Каждой группе дается задание о составлении презентации по художественным стилям, о которых шла речь на уроке. Одна из групп выполнит презентацию о архитектуре нашего города.

К следующему уроку вы будете искать необходимую информацию в Интернете. Давайте вспомним, как мы занимаемся поиском и скачиванием необходимой информации.

  1. Для того, чтобы получить доступ в Интернет, необходимо…….
  2. Куда вносится адрес сайта?
  3. Куда вносится искомый вопрос?
  4. Как можно наиболее удобным способом скачать необходимую информацию?

Список литературы:

  1. Рябцев Ю.С. Козленко С.И. История русской культуры XVIII– XX в.М. 2006 г.
  2. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII – XIX в. М 2000 г.
  3. Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX – XX вв.М. 1998 г.
  4. М.М. Алленов. История русского и советского искусства. М. 1989 г. Популярная художественная энциклопедия. М. 1989 г.

Приложение 1

Приложение 2