Профессионализм учителей как фактор эстетического воспитания на уроках литературы

Разделы: Литература


Профессионализм учителя как фактор эстетического воспитания на уроках литературы.

«Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. Об искусстве как особом виде общественной идеологии. Эстетическое воспитание – это воспитание чувства прекрасного, правильного восприятия красоты». (С.И.Ожегов «Словарь русского языка».)

« …Я не знаю, какими эпитетами ещё выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, - это ценность доброты. Награждённый даром понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее». (Д.С.Лихачёв «Письмо о добром и прекрасном»).

Учитель входит в огромный мир детства. Перед ним – десятки пар пытливых и любознательных глаз, жаждущих новых открытий, совместных поисков и изобретений. Не передать, не заглушить этой любознательности – смысл труда педагога. Постоянный поиск нового, свежего стиля преподавания и общения с классом – манера, отличающая истинный урок литературы – урок человеческого общения. «Восприятие литературного произведения, как и вообще любого произведения искусства, носит глубоко личностный характер… Но воздействует на всех только через каждого, только через неповторимую человеческую индивидуальность». Итак, учитель входит в класс. В его распоряжении – передовая техника и современное оборудование кабинета, в его методическом арсенале – достижения известных учёных и практиков. Но никто и ничто не заменит живого слова учителя – ласкового и требовательного, призывного и увлечённого. Слово – важнейшее средство воспитания эстетических чувств, и в гармонии с музыкальным, изобразительным искусством оно незаменимо. Воспитание чувства прекрасного не должно ставиться как одна из задач эпизодических уроков. Оно предполагается в манере их проведения, изложения нового материала, в характере общения с учениками. Урок литературы в современной школе должен быть уроком высокой нравственности. Чрезвычайно важно в этой связи определения эстетической позиции юного человека по отношению к окружающему миру. Эстетика и идеология неразрывно связаны, их общая задача – формировать гармонически развитого человека. Учитель – словесник должен воспитывать чувство прекрасного. И преподавание литературы должно стать неотъемлемой составной частью такого воспитания. Актуальны слова В.В.Стасова: «Русское искусство – родной брат русской литературы. У них обоих одна и та же душа, один дух. Сердце и смысл, одни и те же стремления, одни и те же любви и ненависти, упования, надежды и задачи, одна и та же натура созидателей и творцов. Литературное произведение продолжает жить в читателе, и школа призвана формировать такого читателя, чей кругозор в состоянии схватить всё многообразие мира отечественной классики и искусства наших дней. Осуществлению этой задачи служит урок – основная форма сообщения учебного материала. Эстетическое воспитание – целостный процесс, и ведём мы его каждым уроком, каждой экскурсией, каждой минутой общения с учащимися.

Очень часто можно услышать от родителей, что их дети увлекаются музыкой, которая непонятна для них. А что они сами делают для развития эстетических вкусов в семье? В 5 классе после изучения темы «Устное народное творчество» проводила урок, который назвала «Народная песня у нас в гостях». Предложила задания такого характера:

1. Какие народные песни знают и поют в вашей семье?

2. Есть ли у тебя любимая народная песня?

3. Чем она тебе нравится? 

Что же показал урок? Очень мало знают, слушают и поют народные песни. Дома не слушают, в школе мало звучат. Откуда же детям знать народные песни, чувствовать их красоту, мелодичность, глубокий смысл? На что я обратила внимание давно – это на неумение слушать содержание песен, рассказов, стихов. Читаешь им отрывок из произведения А.Платонова «Юшка» о гибели маленького, незаметного, тщедушного  человека, а на некоторых лицах видишь улыбку. Чья же в этом вина, что эстетическое развитие однобоко? Нас, учителей? Родителей? А может, телевидения? Есть о чём подумать. Один, два, десять уроков ничего не решат. Нужна система во всём процессе обучения, в первую очередь литературы, музыки, рисования. Например, читаем в 5 классе стихотворения С.Есенина «Берёза», «Поёт зима, аукает», «Пороша». Во время анализа стихотворений спрашиваю ребят о том, что же они услышали, читая Есенина? Столько же красок, движения, звуков в стихотворении «Пороша», как в стихотворении «Берёза»? Какие новые звуки услышали?  Звон бубенцов под дугой, скрип снега. Предлагаю послушать музыкальную пьесу «Тройка» П.И.Чайковского. Какие звуки вы услышали в музыке? Под музыку дети делают наброски рисунков. В конце урока задаю вопрос: «Какая же тема прозвучала сегодня на уроке?» Верно, тема природы, Родины. На этом уроке я хочу, чтобы дети почувствовали, как поэзия и музыка выражают одни и те же мысли, чувства, переживания. Что и для Есенина и для Чайковского Родина – самое дорогое и сокровенное. Они помогают нам увидеть неповторимую красоту и величие, помогают почувствовать глубокую любовь к ней. Во втором полугодии в 5 классе мы изучаем рассказ В.Белова «Скворцы». Чуткость, доброта, милосердие, отзывчивость… Как в 5 классе донести эти нравственные понятия до сердца ученика? Ребята заранее прочитали текст и подготовили иллюстрацию к нему. Класс оформлен к уроку традиционно: портрет писателя, на доске его высказывания: «Мне кажется, что я слышу, как растёт на полях трава, я ощущаю каждую травинку», «Тихая, моя Родина, ты всё так же не даёшь мне стареть и врачуешь душу своей земной тишиной». Начинаю опрос:

- Каким представляется вам человек, который мог так о себе сказать (обращаюсь к записи не доске)?

- Чутким, добрым

- Искренним

- Он любит Родину, природу

- Качества, которые вы назвали, проявились в рассказе «Скворцы»?

Выслушав мнение ребят, читаю им стихотворение И.Северянина «В парке плакала девочка» под музыку П.И.Чайковского «Времена года». Говорю о том, что очень люблю это стихотворение.

-А вам они понравились? Есть ли у вас любимые стихи о природе, о дружбе человека с «братьями нашими меньшими»? Своими вопросами к концу урока я подвожу детей к тому, что они самостоятельно делают вывод, что Павлуня – маленький мальчик, но сердце у него большое и доброе. Сколько в него вмещается заботы о других и любви. В 7 классе мы знакомимся с творчеством А.Платонова. Вообще, творчество Платонова интересно тем, что оно позволяет прикоснуться к жизни «обнажённым сердцем». Научить этому трудно, может быть, невозможно, но Платонов, как мне кажется, не учит, он просто верит – верит в торжество человеческого в человеке. В победу разума и добра. На своих уроках я стараюсь донести до детей, что «больно одному – больно всем, умирает один – мертвеют все». Во время слушания рассказа «Юшка» предлагаю записывать те вопросы, которые волнуют и которые хотелось обсудить. Как правило, они совпадают с теми, которые планирую поставить перед ребятами в ходе анализа произведения. Ребята, используя текст, говорят о том, что Юшка мал ростом, худ, в руках у него мало силы и т.д. Но радует то, что дети видят душевную красоту этого человека. С какой любовью он относится к цветам, птицам «он склонялся к земле и целовал цветы. Стараясь дышать так, чтобы они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво и долго всматривался в их лица, чувствуя себя «осиротевшим». Он любит «все живые существа». «Я всему свету нужен»,- говорит он. И если в конце урока дети самостоятельно придут к выводу, что жизнь есть борьба за превращение мира серого и бездуховного в мир звучащий и одухотворённый, значит, уроки не прошли бесследно. Также в 7 классе ребята знакомятся с рассказом Е.Носова «Кукла» Свой урок я назвала «Кукла и люди». На фоне торжества красок природы дикими, безрассудными кажутся последствия деятельности человека. В ходе анализа рассказа дети говорят об уродливом отношении человека к земле, воде, о нездоровье общества, гибели живой природы. И мы чувствуем вину перед природой за трагичное её состояние. Всем ходом повествования приходим мы к выводу – Носов убеждает нас, что люди утратили в себе что-то важное, забыли о своём долге перед природой, рвут связи с ней. Читаю отрывок из произведения Е.Носова. «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги, … Светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла большая дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой. Кто-то сорвал с неё платье, а голубенькие трусики сдёрнул до самых башмаков, и то место, которое прежде закрывалось ими, тоже было истыкано сигаретой». Зачем я читаю этот отрывок сама? Хочется заглянуть каждому ребёнку в глаза. Поняли ли они, как может морально обнищать человек, утратить чувство своей человеческой сущности. Можно ли говорить об эстетическом воспитании детей, если вот они истоки зла берут начало здесь, в растерзанной кукле и сорванном цветке. Заканчиваю урок словами Сухомлинского «Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо».

Нет, и не может быть более высокой цели эстетического воспитания, чем формирование человека, способного увидеть прекрасное и полюбить его – в природе, в искусстве, в человеке.