Внеклассная работа по истории в 5-м классе. "Путешествие в древний Египет"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формирование системы знаний о Египте;
  • способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, ориентироваться в основных событиях истории древнего Египта;
  • использовать информацию в новых условиях, анализировать и делать выводы;
  • -воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре древнего Египта.

Домашнее задание: подготовить приветствие двум командам, костюмы.

Вступление.

Ведущая:

Здесь не даром страна сотворила поговорку, прошедшую мир:
Кто испробовал воду из Нила, будет вечно стремиться в Каир.
А ведь знает и коршун бессонный
Вся страна – это только река
Окаймленная рамкой зеленой
И другой, золотой из песка.

С этих слов Николая Гумилева мы начнем путешествие в прошлое загадочной страны под названием Египет.

Помогать оценивать каждый тур будет жюри из 5 человек.

Представление жюри, знакомство с системой оценок

I тур. Приветствие команд.

Оценка приветствий двух команд после второго тура.

II тур. Земледелие в Египте.

Большинство населения Египта занималось обработкой земли. Урожай зависел от разливов Нила и, как верили Египтяне – благосклонности Богов.

Вопросы каждой команде вытягивают капитаны.

Вопросы:

  1. Какой единицей измерения пользовались Египтяне для определения подъема воды? (локоть, 0.45 см)
  2. Какая птица была предвестницей разлива Нила? (Ибис)
  3. Какая звезда по наблюдениям Египетских астрономов появлялась перед разливом Нила? (Сириус)
  4. Какие необходимые для земледелия сооружения строили Египтяне? (каналы и насыпи)
  5. Как называлось приспособление для поливов садов и огородов? ( шадуф)
  6. Как называлась часть урожая, сдаваемая Фараону крестьянами? (налог)

Подведение итогов I тура приветствий.

III тур. Религия Древних Египтян.

Первая часть тура.

В представлении Египтян, Боги управляли и участвовали в их жизни. Чтобы повлиять на исход дела надо обратиться через жреца к Богу.

Каждая команда получает задание обратиться к Богу.

1-ая команда – к Богу Солнца.

2-ая – к Богу, покровителю Нила.

Пока команды готовятся, проходит игра со зрителями.

Вопросы:

  1. Какой Бог научил египтян обрабатывать землю? ( Осирис)
  2. Как египтяне называли свою страну? («Та-Кемет» в переводе – «черная земля»)
  3. Из какого материала помимо основного назначения, Египтяне делали одежду, мебель и канаты, лодки и циновки, и даже употребляли его в пищу? (тростник – папирус)
  4. Из какого материала Бог Хнум, по верованиям египтян, сделал первых людей? (из глины)

Первый поднявший руку получает жетон с изображением жука-скарабея.

Оценка II тура.

Показ сценок двумя командами.

Вторая часть тура.

Вы помните, что по представлению древних египтян, Боги были с телом человека и головой животного или птицы. Определите, к какому Богу посвящены эти животные, многим из которых египтяне строили храмы, бальзамировали и хоронили на отдельных кладбищах.

Ведущий по очереди показывает иллюстрации с изображением: кошки, барана, коровы, льва, шакала, сокола, ибиса.

Ответы:

  • кошка – Бастет (богиня красоты)
  • баран – Хнум (бог гончарного дела)
  • крокодил – Себек (бог, покровитель Нила)
  • корова – Нут (богиня неба)
  • лев – Сохнет (богиня войны)
  • шакал – Анубис (бог бальзамирования)
  • сокол – Осирис (бог подземного царства, плодородия) и Гор (бог-покровитель земных фараонов)
  • ибис – Тот (бог мудрости, счета, письма)

IV тур.

Первая часть

В 3000 г.дон.э. Южное и Северное царства были объединены.

Вопросы к командам:

  1. Что в переводе с арабского означает фараон? (Пер’О – Большой дом)
  2. Что объединяет эти слова: Мемфис, Фивы, Ахехатон, Каир? (столицы Египта в разное время)
  3. Что объединяет эти слова: хепреш, клафт, пшент? (три вида корон фараона)
  4. Кого египтяне называли «живые мертвые»? (пленных)
  5. Какой фараон совершил 17 успешных военных походов? (Тутмос III)
  6. Какой корону фараон одевал в военных походах? (синию)
  7. Назовите знаки царской власти фараона? (корона, кобра-урей, жук-скарабей, посох, борода)
  8. Назовите страны, куда совершали походы фараоны? (Нубия, Палестина, Сирия и т.д.)

Вторая часть тура.

Изобразите сцену.

1 команда – сбор налогов.

2 команда – прием у фараона.

Пока команды готовятся – задание зрителям. Необходимо восстановить старый папирус, некоторые участки которого стерлись.

Ведущая читает:

На северо-востоке …… (Африки) находится Египет. Красновато-желтые пески сменяются лишь суровыми скалами. По этой земле несет свои воды самая …… (длинная) река мира ….. (Нил) Долина реки покрыта зеленью, по берегам растут финиковые пальмы, тростник ……. (папирус). Вдали от реки среди песков пустыни лишь изредка встречаются островки зелени ……. (оазисы). Царей Египта называют ….. (фараонами). Долина река поделена на два царства ………….. (Северный и Южные Египет). Царь первого царства носил ……. (белую корону), похожую на высокий шлем. Второй царь имел …… (красную корону) с возвышением сзади. Огромного труда требовало орошение полей. Египтяне строили ……. (каналы) и длинные земляные ……. (насыпи) на берегу реки. Сады и огороды, до которых не доходила вода во время разливов Нила орошали при помощи особых приспособлений - …… (шадуфов). Египтяне любили всяческие украшения и ……. (амулеты), мелкие предметы которые по мнению египтян защищают от духов и несчастий. Для фараонов и вельмож еще при жизни строили каменные ……. (гробницы). Многие из усыпальниц фараона были разграблены, за исключением усыпальницы фараона ….. (Тутанхамона), которую открыл археолог……. (Картер). О жизни фараонов мир узнал благодаря расшифровки священного письма французским археологом ……. (Шампольоном). Греки считали рисунки священным письмом и называли его…. (иероглифами).

Показ сценок с командами.

Оценка III тура.

V тур. Жизнь после смерти.

Первая часть тура.

Египтяне верили что жизнь и смерть – две фазы бытия, одна из которых – земное существование в трансформированном виде переносилось в загробное.

Вопросы к командам:

  1. Что делали египтяне, чтобы сохранить свое тело для вечной жизни? (бальзамировали)
  2. Почему число 70 было священным для египтян? (70 дней Исида искала тело Осириса)
  3. Как называли каменный гроб фараона в форме человеческого тела? (саркофаг)
  4. Сколько имен было у фараона? (пять, чтобы злые духи не знали истинное)
  5. Назовите имена трех фараонов, которым были возведены гробницы? (Хеопс, Хефрен, Микерин)
  6. Какую гробницу называли матерью пирамид? (пирамида Джосера)
  7. Какую книгу еще при жизни должен был прочесть каждый египтянин, которая помогла бы ему при воскрешении в загробном мире? («Книга мертвых»)
  8. Какой внутренний орган оставляли теле умершего и почему? (сердце, его взвешивали с пером богини правды Маат)
  9. Какой цветок олицетворял жизнь и добро и изображался вместе с папирусом, так как эти растения являлись символами жизни? (лотос, объединение Верхнего и Нижнего Египта)
  10. Как звали жену фараона Эхнатона, имя которой в переводе означает «прекрасная пришла»? (Нефертити)

Вторая часть тура.

Конкурс «Мумия».

Две команды на скорость делают мумию.

Мумию делают при помощи бинтов или туалетной бумаги.

Подведение итогов IV и V туров. Награждение.

Литература, использованная при подготовке работы:

  1. «Мифы и легенды народов мира», изд-во «Махаон», 2004 год.
  2. «Ранние циливизации», Москва, изд-во «Росмэн», 1998 год.
  3. «История Древнего Мира, книга для чтения». ЗАО изд-во «ЭКСМО – Пресс», Москва 1999 год.
  4. «Тайна гробницы фараона», изд-во «Эгмонт Рос», Москва ЛТД, 1997 год.