Занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Исследования свойств воздуха"

Разделы: Работа с дошкольниками


Материалы и оборудование:

  • кукла-самоделка;
  • картинка, изображение планеты Земля;
  • знаки-символы;
  • ёмкость с водой;
  • пластмассовый стакан;
  • поролоновая губка;
  • бумажная салфетка;
  • игрушка- веер:
  • свеча;
  • фарфоровое блюдце;
  • вентилятор;
  • ленточки.

Ход занятия

Дети входят в группу здороваются с гостями. Обращаю внимание на игрушку.

-Ребята, посмотрите, какая интересная игрушка у нас сегодня в гостях. Зовут ее

Шарочка. Давайте её поприветствуем. Дети здороваются.

-Догадайтесь, как её сделали? Ответы детей.

-Что находится внутри игрушки? Воздух.

-Мы сегодня с вами поговорим о воздухе.

-Присядьте, пожалуйста, на стулья. Выставить на доску картинку с изображением планеты Земля.

Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Воздух - это удивительная оболочка вокруг Земли – называется атмосфера. Слово атмосфера произошло от греческих слов атмос - воздух, сфера - шар.

Куда бы мы ни пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Воздух - это смесь нескольких газов, которые не имеют ни цвета, ни запаха. Больше всего в нём азота, есть также кислород, углекислый газ, пары воды. Каждым этим газом в отдельности дышать нельзя, пригодна для дыхания только их смесь. Выставить на доску знак “состав воздуха”.

Ребята, со многими свойствами воздуха вы уже знакомы. Давайте, их перечислим. Какое свойство воздуха обозначается таким знаком? Дети перечисляют известные свойства воздуха по знакам. Ответы: этот знак обозначает, что чистый воздух не имеет запаха, не имеет вкуса, воздух не имеет цвета, он прозрачный, воздух при охлаждении сжимается, при нагревании расширяется. Вспомните и расскажите об этом опыте. Ответ: на пустую бутылку надевали воздушный шарик, бутылку на некоторое время выносили на холод, после охлаждения заносили в комнату и помещали в горячую воду, воздушный шарик на бутылке наполнялся воздухом. О каком свойстве воздуха рассказывает нам следующий знак? Ответ: тёплый воздух поднимается вверх, холодный собирается внизу.

Ребята возьмите стулья и пройдите в нашу лабораторию. Сейчас мы проведем несколько опытов с воздухом и попытаемся раскрыть его свойства.

Воздух занимает всё пространство даже самое маленькое. Чтобы проверить это проведём опыт с поролоновой губкой.

В воде появляются пузырьки воздуха

Рассмотрите губку. Что видите? (Дырочки, отверстия.) Что, в этих дырочках? (Воздух) Что случится, если губку поместить в воду? В воде появятся пузырьки - воздух из дырочек будет выходить в воду.

Воздух занимает место

Возьмите в руки маленький стакан, внутри которого находится полоска бумаги. Внимательно посмотрите, полоска бумаги сухая. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой стакан с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте полоску бумаги. Она намокла или нет? Почему бумага осталась сухой? Дети, в стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

А теперь опустите этот же стакан в воду, но держать его немного наклонно. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Проверьте полоску бумаги снова. Какая она теперь? Мокрая. Вода вытеснила воздух, заняла всё пространство в стакане и намочила полоску бумаги.

Ветер – это движение воздуха

-Ребята, нам сегодня пригодиться веер, который мы с вами когда-то мастерили.

Возьмите веер и помашите им над салфеткой. Почему салфетка движется?

Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер. Ветер заставляет двигаться нашу салфетку. Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Это свойство обозначим соответствующим знаком. Знак выставить на доску.

Ребята повторите еще раз, что обозначает этот знак (2 – 3 ответа).

Ветер

А теперь помашите веером перед лицом.

-Что вы чувствуете?

-Как вы думаете, откуда образовался этот ветер? Ребята, как вы думаете, что заменяет веер в нашей жизни?

- Вентилятор!

Включить вентилятор, дать детям почувствовать ветерок.

-Мы не можем увидеть ветерок, потому что воздух прозрачный. Но мы можем пронаблюдать, как красиво ветерок играет с ленточкой.

Взрослый держит ленту, дети наблюдают.

-Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентой. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Дети выходят на физминутку. Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.

-Все молодцы, очень красиво изображали ветерок.

Пройдите опять за столы, и мы продолжим наши опыты.

Ребята, воздух необходим для дыхания всем людям, животным, растениям.

Попробуйте на минутку задержать дыхание. Что чувствуете?

Представьте, что бы произошло, если бы Земля утратила воздух? Варианты ответов.

“Пламя загрязняет воздух”

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнить воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2см) стекло или фарфоровую чашку. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел- покрылся слоем копоти.

- Ребята, вы увидели, что даже такое маленькое пламя, способно загрязнить воздух.

Расскажите, что еще в нашей жизни загрязняет воздух?

Ответы детей: дым заводов, пожары, мусорные свалки, дым сигарет, машины.

Предложите варианты очистки воздуха.

Ответы: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры, которые очищают воздух; необходимо вовремя убирать мусор; специальные машины поливают тротуары и дорожки; люди сажают деревья, цветы и т. д.

- Да, ребята, важными очистителями воздуха и поставщиками кислорода являются растения.

- Вспомните пословицы и поговорки о растениях.

Ответы: растения – земли украшения; рощи и леса – родного края краса; много леса – не губи, мало леса – береги, нету леса – посади.

Очень хорошие слова написал Сергей Викулов:

Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда – целы они,
Все возродиться снова.

- Ребята о чем мы сегодня беседовали? (о воздухе).

- Какой из опытов вам больше всего понравился? (ответы).

- Посмотрите, на все наши знаки-символы, какие свойства воздуха они обозначают?

- Я буду опускать знаки вниз, а вы называть свойства воздуха (взрослый опускает знаки вниз, дети называют свойство воздуха).

- Ребята, есть еще одно интересное свойство у воздуха, с ним можно поиграть. Продаются даже игрушки для игры с воздухом. А мы с вами такие игрушки смастерим сами. Это наш “воздушный змей”. Я предлагаю пройти в мастерскую и завершить работу по изготовлению воздушного змея. Мы его возьмем на улицу и полюбуемся его полетом.

Дети проходят к рабочим местам, завершают конструирование из бумаги воздушного змея, начатое на предыдущем занятии.