Урок русского языка в 4-м классе "Изменение глаголов по временам"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторять знания о существенных признаках глагола;
  • подвести детей к выводу как изменяется глагол;
  • продолжить работу по формированию орфографической зоркости учащихся;
  • развивать внимание к слову как лексической единице речи, воспитывать любовь к родному языку;
  • совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы;
  • воспитывать взаимопонимание, товарищество;
  • развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Закройте глаза и настройтесь на хорошую плодотворную работу.

Девиз нашего урока:

«Учись, смекай, активным будь!
И к знаниям откроешь путь!»

II. Чистописание.

- Отгадайте наш этап урока ПИСЧИСНИТОЕА. (Чистописание.)

- Заполните пустые клетки таблиц и вы узнаете, какие буквы мы будем писать на чистописании.

Рука

Живот

Плечо

Ж

М

?

(Существительное рука – женского рода, существительное живот – мужского рода, существительное плечо – среднего рода, значит, вместо знака вопроса должна быть буква С.)

На доске:

Сс

СС

Прямой

Море

Рисует

П

С

?

(Прямой – прилагательное, море – существительное, рисует – глагол, значит вместо вопроса должна написана быть буква Г.)

На доске:

Гг

ГгГг

III. Словарь.

ВАСРЬЛО. (Словарь.)

- Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете записывать в тетрадь.

1) Лист бумаги по утрам
На квартиру носят нам.
На одном таком листе
Много разных новостей. (Газета.)

2) Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом.
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом. (Лопата.)

3) Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины,
И питается бензином! (Автобус.)

4) На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков … (горох ).

5) Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец.)

6) Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница.)

- А теперь прочитайте первые буквы, и вы узнаете имя главного героя нашего урока. (Глагол.)

- Что вы можете рассказать о глаголе?

IV. Физкультурная минутка.

- Если я называю глаголы – хлопайте, другую часть речи – топайте.

Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

V. Подготовка к новой теме.

А) Синтаксический разбор предложения.

Наступило прекрасное время года.

- Сделайте синтаксический разбор предложения.

Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

- Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)

Б) Фонетический разбор.

Произведём фонетический разбор слова время.

В – [в ] - согл., тверд., зв., парн.
Р – [р] – согл., мягк., зв., непарн.
Е –[ э] – гл., ударн.
М – [м] – согл., мягк., зв., непарн.
Я – [а]– гл., безударн.
____________
5 б., 5 зв.

VI. Новая тема.

- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.

- Кто сформулирует тему нашего урока? (Изменение глаголов по временам.)

А) Постановка проблемы.

- Как изменяются глаголы?

Б) Поиск решения.

Работа в парах.

- Сейчас вы проведете исследовательскую работу. Перед вами стихи о черепашке. Вы должны найти и подчеркнуть все глаголы, и постараться рассказать о них, на какие вопросы они отвечают.

Помним наш вопрос: как изменяются глаголы?

Работаем в парах. Напоминаю правило: «Работаем дружно, сообща. Доказываем друг другу своё суждение. Находим правильный вариант. Выполняем задание.»

Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней-мартышкой.
Я пела, плясала,
Над книжкой зевала,
Цветы собирала,
О чуде мечтала.
Но время бежало,
И я подрастала.
Я скоро узнала,
Что взрослою стала
И детство моё
Навсегда потеряла.

Сейчас я живу
В небольшом зоопарке
Я в школу бужу
По утрам малышей,
Кормлю их, купаю
От ног до ушей.
Я штопаю, глажу, стираю,
Игрушки за них убираю,
Мету, отмываю,
Кручу, кипячу,
Хвалю и ругаю,
Шучу и ворчу.

В понедельник или в среду
Всё я брошу и уеду,
И оставлю их одних,
Безобразников моих.
Сяду в поезд и тогда
Посмотрю на города.
Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.
Буду плавать, буду прыгать,
Когда море надоест,
Запланирую отъезд.
И вернусь обратно к ним,
К безобразникам моим.

Проверка.

- Итак, как изменяются глаголы? Сделайте вывод.

- А теперь обратимся к учебнику. Прочитаем вывод в учебнике, с. 64.

VII. Физкультурная минутка.

- Я назову вам глаголы, если это:

  • глагол настоящего времени – руки на пояс;
  • глагол прошедшего времени – присядьте;
  • глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: будут прыгать, катается, сварила, клюет, промахнулся, нарисую, украсят, поют.)

VIII. Работа с учебником. Закрепление.

Стр. 64 упр. 404.

IX. Упражнение «Четвёртый лишний».

Вы видите группы слов. В каждой группе есть лишнее слово.

  1. Трещит, скрипит, воет, скулил. (Скулил – это глагол прошедшего времени остальные глаголы – настоящего времени.)
  2. Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (Встречает – глагол настоящего времени, остальные глаголы – прошедшего времени.)
  3. Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (Удивил – глагол прошедшего времени, остальные глаголы – будущего времени.)

X. Кроссворд.

  1. Чёрные кривые
    От рождения немые.
    А как только станут в ряд
    Сразу вдруг заговорят. (Буквы.)
  2. Часть слова, которая стоит перед корнем. (Приставка.)
  3. Сколько падежей в русском языке. (Шесть.)
  4. Аноним лова кривой. (Прямой.)
  5. Сколько гласных букв в русском языке. (Десять.)
  6. Говорит она беззвучно,
    А понятна и нескучна
    Ты беседуй чаще с ней
    Станешь вчетверо умней. (Книга.)
  7. Группа слов, которая выражает законченную мысль. (Предложение.)
  8. Главный член предложения. (Сказуемое.)
  9. Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какая?, какое?, какой?, какие?. (Прилагательное.)
  10. Изменяемая часть слова. (Окончание.)
  11. В каком значении употребляется выражение рукой подать. (Близко.)
  12. Приспособление для письма. (Ручка.)

XII. Итог урока.

- Как изменяются глаголы? (По временам.)

- Как определить время глагола? (По вопросу.)

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем времени и на какой вопрос отвечают? (Действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент, и отвечает на вопрос что делает?)

- Какое действие обозначают глаголы в прошедшем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое происходило в прошлом, и отвечают на вопросы что делал? что сделал?)

- Какое действие обозначают глаголы в будущем времени и на какие вопросы отвечают? (Действие, которое только еще будет происходить, и отвечают на вопросы что будет делать? что сделает?)

XII. Домашнее задание.

С. 65 упражнение 406, правило.

- Отгадайте зашифрованное слово.

ЛОЦЫДОМ. (Молодцы.)