Проектная деятельность с использованием информационных технологий на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Сегодня российская система образования переживает процесс модернизации. Наблюдается изменение концептуальных подходов к целям, задачам и содержанию образования. Не обученность, а образованность человека, обладающего целостной системой знаний, умений, определяет индивидуальное восприятие мира, готовность к творческому преобразованию действительности на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок.

В концепции модернизации российского образования сформулирована основная цель общеобразовательной школы – “формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся”. В контексте этой концепции ставятся задачи воспитания и развития у обучаемых “гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда”. Одним из важнейших направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий.

Одной из таких технологий является метод проектов, который в силу своей дидактической сущности позволяет решать стоящие перед современной школой задачи.

Метод проектов – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими или теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Т.е. метод проектов – способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Отличительные признаки проектной деятельности:

  • метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта;
  • работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата;
  • проект, являясь результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.

Цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию.

Как педагогическая технология метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, проблемных, поисковых методов, творческих по самой своей сути.

В настоящее время в школьном образовании развивается весьма перспективное направление – использование информационных технологий.

Использование информационных технологий в преподавании истории способно существенно углубить содержание исторического материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащимися в освоении исторического материала.

Роль компьютера в историческом образовании разнообразна:

  • помощь учащимся в эффективном усвоением исторической информации и ее систематизации;
  • представление ученику максимальных возможностей свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала;
  • содействие становлению объемных и ярких представлений о прошлом;
  • моделирование социальных процессов, особенно в связи с возрастанием интереса к проблеме альтернативного исторического процесса.

Новые информационные технологии создают огромные возможности их использование в педагогическом процессе. Компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, снять эмоциональную напряженность в процессе работы, предоставляя учащимся помощь в виде консультации или предложенных вариантов выбора ответа.

Специфика данных технологий заключается в том, что они представляют учителю и учащимся громадные возможности выбора источника получения разнообразной информации, дают возможность значительно расширить образовательную среду и создать дополнительные дидактические условия для повышения мотивации познавательной деятельности, изменения отношения к процессу обучения, формирование навыков самопознания и самореализации.

По своим потенциальным возможностям, обусловленным их дидактическими свойствами, компьютерные телекоммуникации являются исключительно современными и перспективными для использования в сфере образования и позволяют организовывать совместные исследовательские работы учащихся.

Метод проектов дает возможность организовывать при этом подлинно исследовательскую творческую либо чисто самостоятельную прикладную практическую деятельность партнеров с использованием многообразия методов и форм самостоятельной познавательной и практической деятельности:

  • оперативно обмениваться информацией, идеями, планами по интересующим участников вопросам, темам совместных проектов, расширяя т.о. свой кругозор, повышая свой культурный уровень;
  • формировать коммуникативные навыки, культуру общения;
  • прививать навыки подлинно исследовательской деятельности, моделируя работу;
  • развивать умения добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий, хранить и передавать информацию на любые расстояния;
  • способствовать культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации.

В современном интегрированном сообществе школьники уже не могут учиться изолированно, ограничиваясь традиционным достаточно замкнутым социумом. Учащиеся получают доступ к богатейшим информационным ресурсам и возможность работать совместно над интересующим их проектом.

Подобная перспектива сотрудничества и кооперации создает сильнейшую мотивацию для самостоятельной познавательной деятельности в группах и индивидуально. Совместная работа стимулирует учащихся к ознакомлению с различными точками зрения на изучаемую проблему, к поиску дополнительной информации, к оценке получаемых собственных результатов.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть использован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные коммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, музеи, видео, мультимедийные средства и др.

Метод проектов сегодня считается наиболее результативным методом обучения, причем нами используется как педагогический (приложение 1), так и ученический проект (приложение 2). Он способствует развитию творческой активности ребят, поднимает качество обучения, способствует развитию межпредметной компетенции обучаемых, способствует успешной социализации учащихся, формированию их проектной культуры. Но формирование проектной культуры у ребят требует, прежде всего, ее наличие у самих педагогов.

В педагогической практике проектный метод с использованием информационных технологий нами стал использоваться с 2000 года.

Урок с применением новых информационных технологий – это качественно новый тип урока, на котором учитель согласовывает методику объяснения учебного материала с методикой применения информационной технологией.

Планируя урок с применением информационных технологий, учитель соблюдает ряд дидактических требований:

  • четко определяет педагогическую цель применения информационной технологии в учебном процессе;
  • уточняет, где и когда он использует информационная технология на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала;
  • согласовывает выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывает специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализирует и обсуждает с классом фундаментальные вопросы, узловые вопросы изучаемого материала.

Организованный при помощи компьютера урок обеспечивает более успешное запоминание и идентифицированное воспроизведение информации, расширяет кругозор учащихся. Влияние компьютера на формирование памяти учащихся огромно, тем более что запоминание происходит в интерактивном режиме.

Циклограмма организации
проектной деятельности в 5-м классе

Тема проекта: В городе богини Афины.

Учебный предмет: история, МХК.

Участники: учащиеся 5-го класса.

Продолжительность: 3 урока.

Тип проекта: прикладной с элементами информационного, внутриклассный, краткосрочный, коллективный.

Дидактические цели:

формирование представлений о ценностях мировой художественной культуры, чувства прекрасного, навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, умения работать с информацией и медиасредствами, навыков критического и системного мышления, креативности и любознательности.

Методические цели:

освоение знаний о памятниках культуры древнегреческого города Афины и их создателях, углубление представлений об устройстве, социальном составе и занятиях населения древнегреческого полиса.

Ожидаемые результаты:

В результате работы над проектом учащиеся:

узнают:

- об Афинах как крупнейшем ремесленном, торговом и культурном центре Древней Греции;

- значение понятий: Керамик, Агора, Акрополь, Парфенон, краснофигурная и чернофигурная вазопись, портик, фронтон, ионический и дорический ордер.

смогут:

- описывать такие памятники культуры, как храмы Акрополя, древнегреческая керамика, произведения скульптуры Фидия, Поликлета, Мирона и называть их характерные, существенные черты;

- оформлять результаты проектной деятельности в виде вики-статьи, презентации, буклета и публично представлять их;

- объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям древнегреческой культуры и высказывать собственные суждения о культурном наследии Древней Греции.

ХОД ПРОЕКТА

Сроки

Этап работы
над проектом

Содержание работы на этой стадии

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1 урок Подготовка и планирование Формулировка совместно с руководителем темы общего проекта.

Постановка проблемных и основополагающих вопросов.

Определение состава групп и их названия.

Определение источников информации (электронные учебники по истории, энциклопедии, Internet).

Определение способа анализа информации.

Лпределение формы отчета.

Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса.

Распределение обязанностей между членами группы.

Обсуждают проект с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию.

Делятся на группы:

1 группа - “Живописцы”,

2 группа - “Архитекторы”,

3 группа - “Искусствоведы”.

В рамках общей темы каждая группа определяется с темой своего проекта.

Устанавливают план действий. Формулируют задачи. Составляют индивидуальные планы работы.

Знакомятся с критериями оценивания вики-статьи, буклета, презентации

Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся (буклет для учащихся и их родителей Рисунок 1 и Рисунок 2). Представляет стартовую презентацию (Приложение 1). Помогает в постановке целей, формулировке проблемных и основополагающих вопросов.

Помогает определиться с темой проекта каждой группе.

Между 1 и 2 уроком Поисковый Сбор информации. Собирают информацию, используя различные источники (учебную и художественную литературу, материалы Internet и другие медиапродукты). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью. Проводит индивидуальные и групповые консультации по содержанию и правилам оформления проектных работ.
2 урок Обобщающий Обсуждение и анализ собранной информации, решение промежуточных задач. Формулирование выводов, выбор формы презентации продукта. Анализируют информацию, структурируют ее, решая промежуточные задачи. Проводят промежуточные отчеты.

Группы определяются с формой проекта:

группа “Живописцы” - Вики-статья,

группа “Архитекторы” - буклет (Рисунок 3 и Рисунок 4),

3 группа - “Искусствоведы” - электронная презентация.

Наблюдает, советует, при необходимости корректирует деятельность
Между 2 и 3 уроком   Оформление результатов (продукта), подготовка к публичной защите. Оформляют результат работы, возможна репетиция публичной защиты. Определят время для презентации.
3 урок Представление или отчет результата работы Публичная защита проекта Представляют свои проекты на обобщающем уроке или внеклассном мероприятии, например в рамках школьной Недели истории. Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
После 3 урока Оценка результатов и процесса Подведение итогов, анализ выполненной работы Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения, проводят самоанализ и самооценку проектов по предложенным критериям (Приложение 2). Оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета.

Благодарит учащихся за работу, выставляет оценки