Цель урока:
- создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести "А зори здесь тихие:" рассмотреть поведение героев на войне,
- проследить, как автор решает проблему "женщина на войне".
Оборудование:
- текст повести,
- видеофрагменты из фильма "А зори здесь тихие:",
- оформление кабинета символикой Великой Отечественной войны: гимнастерка , пилотка, карта, заклеенные крест-накрест окна, газета со стихотворениями о войне.
Ход урока
1. Слово учителя. Наш урок литературы посвящен теме "Женщина на войне в повести Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие:". Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в атмосферу военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас , 16-летних , Великая Отечественная война - далекая история. Мы поразмышляем о поведении героев, проследим , как Борис Васильев в своем произведении решает проблему "женщина на войне", о чем заставляет задуматься произведение.
Вы наверное слышали эти слова: "У войны не женское лицо:". Стало привычным это древнее выражение. Но и война, и битва, как и слава, честь, совесть, победа - это слова женского рода. Особая трагичность войны в том, что женщина , призванная рождать жизнь, на войне эту жизнь убивает. В Великой Отечественной войне женщине пришлось взять в руки оружие , стать солдатом. Она не только была сестрой милосердия, она наравне с мужчинами шла на врага. Имена тысяч павших героинь высечены на обелисках, запечатлены в произведениях литературы.
Одним из таких произведений является замечательная повесть Б.Л.Васильева "А зори здесь тихие:". Повесть написана в 1969 году, удостоена Государственной премии СССР, а за сценарий к фильму автор получил премию Ленинского комсомола. Прошло много лет, но и сегодня это произведение вряд ли кого-то оставит равнодушным.
Хотелось бы начать наш разговор со строк известной поэтессы Юлии Друниной:
Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву и сотни раз - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
2. Восприятие учащимися повести.
Произведение прочитано. Скажите, пожалуйста, интересно было читать повесть? Это далекие дни 1942 года. В расположение зенитной батареи под командованием старшины Васкова забрасывают немецких диверсантов. Нужно принять бой девушкам.
3. Аналитическая беседа.
- Давайте попробуем вместе ответить на вопросы, которые ставит перед нами прочитанное произведение.
- Как вы думаете, с помощью каких приемов автору удалось создать эмоциональную взволнованность повествования? (Прием контраста - радость и грусть, ирония, шутка- трагический момент).
- Давайте вспомним, как изображаются будни зенитной батареи, женский быт на войне?
(Ребята рассказывают о том, что, несмотря на то, что идет война, есть место и веселью ).
- Героями повести являются преимущественно женщины. Как женское начало определяет развитие основных событий, понимание сущности войны? Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает такие типы героинь? ( Ребята, отвечая на вопросы, вспоминают о довоенной жизни девушек, что заставляет каждую взять в руки оружие).
- Как вы думаете, у каждой девушки свой счет к немцам, а в чем заключается своеобразие каждой из пяти зенитчиц?
Учащиеся работают с текстом и делают вывод о том, что чувство долга перед мужем заставляет Риту Осянину взять оружие ; у красивой Женьки расстреляли всю семью; у хрупкой Сони Гурвич осталась в оккупированном Минске семья; у Лизы Бричкиной из-за войны не сложилась личная жизнь; у Гали Четвертак не осуществились надежды.
- Сталкивая девушек с миром зла и жестокости, Васильев своей повестью говорит о несовместимости двух понятий - женщина и война. Вспомните слова Васкова: "Ведь женщина - мать, в которой самой природой ненависть к убийству заложена" . И действительно, давайте посмотрим, как война вступает в противоречие с женской красотой, добротой, нежностью, жизнелюбием.
Анализируется сцена, когда Рита убивает первого немца. Каково ее состояние? Ее трясет. Такое же состояние испытывает и Женя, когда впервые убивает прикладом немца.
- Все девушки без колебаний готовы вступить в неравный бой с фашистами. Чувство ненависти к врагам объединяет их. Давайте поразмышляем, а можно ли назвать героической смерть каждой из них? Что есть подвиг? Героизм?
Включается видеосюжет (нарезка кадров из фильма) о гибели девушек. После просмотра ребята обсуждают увиденные фрагменты.
- Очень торжественно звучат слова старшины о том, что с гибелью каждой девушки обрывается "маленькая ниточка в бесконечной пряже человечества" .
Нас не может оставить равнодушным эпизод об умирающей Рите. Как вы , сегодняшнее поколение, понимаете ее слова: "Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы ее защищаем. Сначала ее, а уже потом канал"?
- Ее слова звучат как завещание вам, молодым, которые будут жить после нее. Эти слова раскрывают общую судьбу поколения Риты, "поколения невернувшихся".
- Мы завершаем наше обсуждение произведения. И в связи с этим вопрос: "Как в эпилоге утверждается бессмертие девушек? Каков смысл названия повести?
Ребята рассказывают о молодом туристе, в котором пробудилось гражданское самосознание. Заключительная фраза его письма дала название повести: "А зори-то здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел".
4. Подведение итогов урока.
В повести Б.Васильева рассказывается всего лишь о нескольких днях из жизни героев. За эти дни девушки прожили свою короткую жизнь, подчиняя все мысли одному: выстоять, защитить. Своей жизни не пожалели ради других. Вот из таких, казалось бы, маленьких подвигов, и сложилось то, что мы теперь называем великим подвигом народа в Великой Отечественной войне. Мы не были свидетелями той страшной войны, мы знаем о ней по таким вот произведениям. И ни в коем случае нам нельзя забывать, какой ценой завоевано наше счастье.
5. Домашнее задание.
Написать сочинение "Мои мысли о прочитанной повести "А зори здесь тихие:"