Цели:
- Подвести учащихся к пониманию того, что истинная красота человека – в гармонии его внешности и внутреннего мира;
- Показать необходимость для человека отвечать за свои слова и поступки;
- Побудить ребят задуматься над тем, что красота может нести миру и как нелегко быть человеком, которого считают некрасивым;
- Обогащать представление ребят о композиции, о художественной детали.
Оформление урока:
Эпиграф:
Теперь, мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди.
Б. Шоу
Словарная работа:
ГАРМОНИЯ – 1. выразительное средство в музыке; 2. согласованность, стройность в сочетании чего-либо. (Г. звуков, Г. красок, Г. души).
Рисунки ребят, иллюстрации к сказке.
Пословицы:
- Не все то золото, что блестит;
- Молодец красив, да на душу крив;
- Лицом детина, да разумом скотина;
- Поглядишь – картина, а разглядишь – скотина;
- Говорит бело, да делает черно;
- Красна ягодка, да на вкус горька;
- Не ищи красоты, ищи доброты;
- С лица воду не пить.
На доске портрет О. Уайльда и звезда с множеством лучей.
Структура урока:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
- Выявление ассоциаций.
- Аналитическая работа по тексту.
- Словарная работа. Представление рисунков.
- Моя формула человеческой красоты.
- Работа с афоризмами.
- Народная мудрость – пословицы.
- Творческая работа.
- Вывод. Домашнее задание. Оценивание.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, посмотрите на тему нашего урока и его эпиграф. Подумайте, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать?
Да, действительно, главный вопрос сегодняшнего урока:
“А что есть красота,
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота
Или огонь, мерцающий в сосуде?”
Каждое произведение литературы – это всегда загадка. А отгадывает их, прежде всего, тот, кто внимательно читает и следит за “подсказками” автора.
Часто бывает, что в названии содержится подсказка.
Сказка английского писателя О.Уайльда озаглавлена необычно:
“Мальчик – звезда”. Попробуем разгадать загадку заглавия и другие загадки, которые есть в сказке.
2. Выявление ассоциаций
Приведите ассоциации, которые возникают у вас при слове “звезда”. (Ребята рисуют в тетради звезду и напротив каждого луча записывают слово. Учитель делает то же на доске.)
(Очень красивое, далекое, яркое, недостижимое, холодное, знаменитое… Это слово напоминает нам о неземной красоте. Бывает “путеводная звезда”, значит, она может быть образцом и вести за собой).
3. Аналитическая работа с текстом.
1. Вспомните, каким вы представляли себе главного героя перед чтением сказки?
2. Оправдались ли ваши надежды?
3. На первых страницах книги вы повстречали красивых героев? (Лесоруб и его семья)
4. В чем их красота?
5. Его жена долго колебалась, прежде чем принять в свою семью чужого ребенка. У нее действительно “каменное” сердце? Что ее останавливало?
Найдите ответы на эти вопросы в тексте. (Свои дети голодные. В ее колебаниях – большая ответственность за свою семью и за этого ребенка).
6. Каким вырос дитя – звезда? Какова его внешность? Поступки?
7. Что принесла ему красота?
(Зло, т.к. он вырос себялюбивым, гордым, жестоким, бессердечным и одиноким. Он считает себя выше других, сам не испытывает теплых чувств и его сердце каменеет. Он теряет способность к сочувствию и радости. Он разрушает себя и свою красоту – жестокость злоба искажают красивые черты лица, и оно перестает быть прекрасным).
8. Что принесла его красота окружающим? Семье лесоруба? Их селению?
9. А как вы думаете, стал бы он таким, если бы его сверстники не повиновались ему, не поддерживали его во всем?
( Помните урок светофорчика Светика из сказки Т.Александровой?
Внутри каждого должен быть механизм, способный вовремя сказать “Нет!”
Повиноваться легче, чем противостоять жестокости)
10. У каких персонажей (одушевленных и неодушевленных) вы еще заметили противоречие внешности и внутреннего мира?
(У нищенки и прокаженного, у рыцаря в кольчуге и шлеме, в описании лесов)
11. Вспомните эпизод разговора мальчика-звезды с матерью.
Почему она, по его мнению, не могла быть его матерью?
Найдите яркие строчки.
12. Действительно ли она некрасива? Найдите описание ее внешности.
13. Мальчик- звезда понес наказание. За что и какое?
Можно ли считать, что он сам себя наказал?
14. Изменился ли герой в конце сказки? Какие эпизоды показывают его внутреннее изменение?
15. А какие эпизоды вам было больно читать? ( Это говорит о теплоте ваших сердец)
16. Как и любая сказка, наша имеет счастливый конец. “Он правил недолго,…”
Но зато как?! Подтвердите цитатами из текста.
4. Словарная работа. Выставка рисунков.
ГАРМОНИЯ – (см. выше)
Вывод: Наш герой стал красив только тогда, когда в нем стали сочетаться внешность и внутренние качества души. Истинная красота подразумевает многое. Это гармония внешности, души, сердце не каменное, а “живое, теплое, страдающее” и прекрасные поступки.
5. Моя формула человеческой красоты.
Попробуйте составить свою формулу красивого человека.
…….+…….+……..+……..=КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
(Например, Душа + Сердечность + Помыслы + Поступки + Ответственность + Внешность = КРАСИВЫЙ ЧЕЛОВЕК)
6. Работа с афоризмами
Прочтите афоризмы и подумайте, все ли мысли, выраженные в них, нашли отражение на уроке. Выберите один из них и прокомментируйте. Свой ответ обоснуйте.
- Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. (Фалес)
- Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. (Ч.Бакстон)
- При красоте тела невольно веришь в красоту души. При красоте души не замечаешь физического несовершенства. (И. Шевелев)
7. Работа с пословицами.
Назовите пословицы, которые вы знаете о человеческой красоте.
Посмотрите на те, которые подобрала я, объясните их значение.
Какая из них более всего отражает смысл сказки?
8. Творческая работа. (5 минут) Озвучивание некоторых работ.
Продолжите фразу: Красота – это сокровище….
9. Подведение итогов урока. Оценивание.
Домашнее задание: письменное размышление на тему: “Какого человека я считаю красивым?”