Цели и задачи урока:
- Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.
- Подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны.
- Рассмотреть ход военных действий в начале великой Отечественной войны и в период Московской битвы;
- Познакомить с героической обороной Ленинграда;
- Познакомить учащихся с подвигом советских солдат;
- Продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы;
- Развивать умения работать с дополнительным материалом;
- Формировать чувство патриотизма, любви к Родине;
- Развивать интерес к предмету.
Тип урока: Урок изучения новой темы с элементами лабораторно-практической работы.
Оборудование урока: карта “Великая Отечественная война”, мультимедийная презентация, пакет документов, учебный материал, сообщения: “Битва за Москву” и “Блокада Ленинграда”.
План урока:
- Канун войны. Силы и планы сторон.
- Начало войны.
- Битва за Москву.
- Героическая оборона Ленинграда.
Основные события урока:
22 июня 1941 г. – начало ВОВ.
Московская битва:
Оборонительный этап- 30 сентября – 5 декабря 1941 гг.
30 сентября 1941 г. – генеральное наступление на Москву группой армий “Центр”.
Наступательный этап- 5 декабря 1941 г.-20 апреля 1942 гг.
8 сентября 1941 г. – начало блокады Ленинграда.
Ход урока.
(Учащиеся читают тексты документов и отвечают на вопросы, организуется беседа с классом)
1. Существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию?2. Была ли наша страна готова к войне?
3. Было ли нападение Германии на СССР внезапным?
Итак, 22 июня 1941 г. в 3.15 утра в соответствии с разработанным еще в декабре 1940 г. планом “Барбаросса”, Гитлер вероломно напал на Советский Союз. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел Молотов. Свое обращение он закончил словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”. (Слайд 5.)
(Слайд 6.) 23 июня 1941 г. были созданы фронты: Северный, Северо-западный, Западный, Юго-западный, Южный.
Для управления фронтами была создана Ставка Верховного главнокомандования. В неё вошли: Молотов, Буденный, Ворошилов, Жуков, Тимошенко, Шапошников. Верховным главнокомандующим с 8 августа 1941 г. был назначен И. В.Сталин, он же возглавил и ГКО - государственный комитет обороны, созданный 30 июня. В этот же день был принят план, который предусматривал перевод всей промышленности на выпуск военной продукции.
Вероломное нападение застало врасплох большинство дивизий приграничных округов. Оборонительные рубежи вблизи границ не были заняты войсками, артиллерия находилась на окружных полигонах вдали от границ , авиация не была рассредоточена по полевым аэродромам. Только пограничники были в полной боевой готовности. А также корабли и военно-морские базы Северного, Балтийского и Черноморского флотов по приказу наркома военно-морского флота СССР адмирала Кузнецова были приведены в повышенную боевую готовность. (Слайды 4, 7, 8, 9, 10, 11.) План “Барбаросса” предусматривал главные удары по трем направлениям: на Москву, Ленинград и Киев. Для осуществления наступления, соответственно на каждом направлении действовали три группы немецких войск: “Север”, “Центр” и “Юг”. Пользуясь внезапностью и неготовность советских войск к отражению первого удара, немецкая авиация в первый же день войны уничтожила больше 1200 военных самолетов и захватила господство в небе. Танковые дивизии стремительно продвигались вглубь страны.
(Слайд 13.) Итог внезапного удара был страшен: уже к 10 июля немецкие войска продвинулись на Московском направлении на 600 км., на Ленинградском - на 500 км, Киевском на 350 км. Они захватили Прибалтику Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины.
Потери советских войск за три недели войны:
3500 самолетов;
6000 танков;
более 20 тыс. орудий.
4. Чем можно объяснить неудачи первых дней войны?
Казалось, катастрофа неминуема. В начале июля немецкие войска подошли к Смоленску. Началась ожесточенная борьба за город, которая продолжалась два месяца. Увязнув в боях, враг вынужден был приостановить наступление на Москву. Упорное сопротивление Смоленска, Минска, Ленинграда, Киева не позволила осуществить план захвата Москвы к осенней распутице. Только после окружения западного фронта и взятия в плен киевской группировки советских войск немцы смогли начать подготовку операции по захвату Москвы. Операция по взятию Москвы получила кодовое название “Тайфун”. (Заслушиваем сообщение на тему: “Битва за Москву).
Генеральное наступление на Москву началось 30 сентября 1941 г., армию “Центр” возглавил генерал Гудериан в направлении Орел-Тула-Москва.
5. Каково значение Московской битвы?
На Ленинградском направлении крупные танковые соединения прорвались к началу сентября к Ладожскому озеру, отрезав Ленинград с суши. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней и унесла жизни 1 млн. ленинградцев. Главнокомандующим Ленинградским фронтом был назначен Жуков, который смог не только остановить противника, но и отбросить немцев от ближайших окраин города. (Заслушиваем сообщение на тему “Героическая оборона Ленинграда”.)
6. Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
7. Какое значение имел приказ № 270 от16 августа 1941 г.?
Закрепление. (Слайд 15.)
- Существовала ли в 1941 г. угроза нападения СССР на Германию?
- Была ли наша страна готова к войне?
- Было ли нападение Германии на СССР внезапным?
- Чем можно объяснить неудачи первых дней войны?
- Каково значение Московской битвы?
- Почему немцам не удалось захватить Ленинград?
Д/З: § 29, выучить основные даты.
Оргконец урока.
Пакет документов
Документ 1. Из воспоминаний Г.К. Жукова.
Желая сохранить мир И.В. Сталин полагал, что правительство Англии и других западных государств делают все, чтобы толкнуть Гитлера на войну с Советским Союзом, что оказавшись в тяжелой военной обстановке и стремясь спасти себя от катастрофы, они крайне заинтересованы в нападении Германии на СССР. Вот почему он так недоверчиво воспринимал информацию западных правительств о подготовке Германии к нападению на Советский Союз…
О сроках и планах войны у Сталина было немало сообщений. Большинство из них шло из США, Англии и Германии, но все сообщаемые сроки проходили, информация не оправдывалась, и, в конце концов, Сталин перестал верить в достоверность сообщений.
Документ 2. Из воспоминаний В.М. Молотова.
У меня полдня ежедневно уходило на чтение донесений разведки. Чего там только не было, какие только сроки не назывались. И если бы мы поддались, война могла начаться гораздо раньше.
Документ 3. Из воспоминаний Г.К. Жукова.
Вечером 21 июня мне позвонил начальник штаба Киевского военного округа генерал-лейтенант М.А. Пуркаев и доложил, что к пограничникам явился перебежчик, немецкий фельдфебель, утверждающий, что немецкие войска выходят в исходные районы для наступления, которое начнется 22 июня…
Я тотчас же доложил наркому и Сталину.… Захватил с собой проект директивы войскам, вместе с наркомом поехали в Кремль. И.В. Сталин встретил нас один. Он был явно озабочен…
- Надо немедленно дать директиву войскам о приведении всех войск приграничных округов в полную боевую готовность, - сказал нарком.
- Я прочитал проект директивы. И.В. Сталин заметил:
- Такую директиву сейчас давать преждевременно, может быть, вопрос еще уладится мирным путем. Надо дать короткую директиву, в которой указать, что нападение может начаться с провокационных действий немецких частей. Войска приграничных округов не должны поддаваться ни на какие провокации, чтобы не вызвать осложнений…
С этой директивой немедленно выехали в Генеральный штаб. Чтобы тотчас же её передать в округа. Передача была закончена в 00.30 мин. 22 июня 1941 г.
Документ 4. Из докладной записки Л.П. Берия И.В. Сталину. 21 июня 1941 г.
Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня “дезой” о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это нападение начнется завтра.
То же радировал и генерал-майор В.И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армий вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией.
Начальник разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзила, генерал-лейтенант Ф.И. Голиков, жалуется на Деканозова и на его полковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе…
Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет!
Документ 5. Из бесед Г.К. Жукова с К.М. Симоновым:
Если сравнивать подготовку наших кадров… в 1936 г. и в 1939 г., надо сказать, что уровень боевой подготовки воск упал очень сильно, Мало того, что армия, начиная с полков, была в значительной степени обезглавлена, она была еще и разложена этими событиями. Наблюдалось страшное падение дисциплины, дело доходило до самовольных отлучек, до дезертирства. Многие командиры чувствовали себя растерянными, неспособными навести порядок.
…То, как трактуют внезапность сейчас, да и как трактовал её в свое время Сталин, - неправильно, неполно и однобоко. Главная опасность заключалась не в том что, немцы перешли границу, а в том, что для нас оказалось неожиданностью их шестикратное и восьмикратное превосходство в силах на решающих направлениях; для нас оказались неожиданностью и масштабы сосредоточения их войск, и сила их удара. Это и есть главное, что предопределило наши потери первого периода войны.
Документ 6. Из воспоминаний А.М. Василевского.
Сталин неоправданно самоуверен, самонадеян, переоценивает свои силы и знания в руководстве войной.
Документ 7. Из проекта выступления Г.К. Жукова на Пленуме ЦК КПСС 19 мая 1956 г.
“На протяжении нескольких лет перед Отечественной войной советскому народу внушалось, что наша страна находится в постоянной готовности дать сокрушительный отпор любому агрессору. На все лады восхвалялись наша военная мощь, прививались народу опасные настроения легкости победы в будущей войне, торжественно заявлялось о том, что мы всегда готовы на удар врага ответить тройным ударом, что, несомненно, притупляло бдительность советского народа и не мобилизовало его на активную подготовку страны к обороне.
Действительное же состояние подготовки нашей страны к обороне было далеким от этих хвастливых заявлений…
До 1941 года у нас было очень мало механизированных соединений и только весной 1941 года было принято решение о формировании 15-ти механизированных корпусов за счет ликвидации кавалерии, но это решение было крайне запоздалым…
Качество нашей авиации оказалось ниже немецкой, да и та из-за отсутствия аэродромов была крайне скученно расположена в приграничной полосе, где и попала под удар авиации противника.
Артиллерия, особенно зенитная, была очень плохо обеспечена тягачами, вследствие чего не имел возможности передвигаться… Очень много артиллерии из-за отсутствия артиллерийских тягачей было брошено при отходе наших войск.
Особенно плохо обстояло дело с руководящими военными кадрами, которые в период 1937-1939 гг., начиная от командующих войсками округов до командиров дивизий и полков включительно, неоднократно менялись в связи с арестами. Вновь назначенные командиры оказались слабо подготовленными к занимаемым должностям. Особенно плохо были подготовлены командующие фронтами и армиями…
Документ 9. Гитлер о судьбе Москвы.
Через несколько недель мы будем в Москве, я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте построю искусственное озеро. Само название “Москва” исчезнет навсегда.
Документ 10. Из приказа Ставки Верховного Главнокомандования № 270 от 16 августа 1941 г.
... Приказываю
- Командиров и политработников во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
- Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам, вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам. Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последнее возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться ему в плен – уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи…
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.