Цели урока:
1. Образовательная
2. Воспитательная
- воспитание уважительного отношения к героизму и самоотверженности нашего народа в годы войны;
- воспитание культуры поведения на уроке во время коллективной работе класса;
3. Развивающая
- развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы с источниками;
- развитие кругозора и формирование мировоззрения учащихся, выявление их эрудиции.
- развитие монологической речи учащихся;
Предварительная работа
:Класс разделен на три группы для создания мультимедийных проектных работ на основе письменных исторических источников, кино- и фотоматериалов
Группа |
Задание |
I |
Изучение событий августа 1942 – февраля 1943 г. как составной части Великой Отечественной войны |
II |
Виртуальная экскурсия в сопоставлении по военному Сталинграду и современному Волгограду |
III |
Виртуальная экскурсия по мемориальному комплексу “Мамаев курган” |
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем цикл уроков и мероприятий, посвящённых Победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Сегодня мы обращаемся к такому важному событию, как Сталинградская битва, которая стала началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной и II Мировой войны. Перед нами стоит задача вспомнить основные события этой великой битвы, дать оценку героизму не только бойцов, отстоявших город на Волге, но и тех людей, которые в тяжелейшие годы изгнания фашистов с территории нашей Родины начали восстановление города, практически стёртого с лица земли, тех, кто изо дня в день, вплоть до сегодняшнего, сохраняет и передаёт память об этом Подвиге великого народа. К этому уроку мы с вами готовились поэтапно, и сегодня нам предстоит обобщить ту работу, которую вы выполняли в учебных группах в рамках проектной деятельности.
I группа | Материал учебного пособия дополняется письменными историческими источниками, кино- и фотоматериалами. |
II группа | Экскурсия строится на эффекте фотодокументального сопоставления города, разрушенного в ходе уличных боев, и его современного облика, в котором ярко видна живущая память поколений, сохраняющих и передающих через каждый дом, каждую улицу, каждый памятник героям войны чувство искреннего признания и благодарности за наш сегодняшний день, за право жить и быть счастливыми. |
III группа | Экскурсия по мемориальному комплексу “Мамаев курган” подкрепляется рассказом о каждом монументе. Особое внимание хочется обратить на то, что комплекс развивается – в 1993 г. Патриарх Алексий освятил на Мамаевом кургане место для строительства храма, в котором люди могут сегодня, вспоминая родных, отдавших силы, здоровье и жизнь в тылу и на всех фронтах Великой Отечественной, поставить свечу в их память. |
В завершении работы каждой группы отводится время для ответов на вопросы, возникающие у одноклассников в процессе знакомства с материалом.
Завершающий этап урока – подведение итогов работы класса в целом: достижение главной цели проекта – создание целостного представления о месте, значении и роли Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны, о беспрецедентном героизме всех защитников города на Волге: генералов, солдат, тружеников заводов и жителей города.
Домашнее задание:
Материалы к уроку
В пламени Сталинградской битвы – величайшей в истории мировых войн – родилась победа нашего народа в Великой Отечественной войне! Победа пришла благодаря единству всех – от мала до велика, на фронте и в тылу. Победа под Сталинградом – это поистине всенародная Победа.
Николай Максюта
УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
СССР
о вручении городу-герою Волгограду ордена Ленина
и медали “Золотая Звезда”
За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися города Волгограда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. вручить городу-герою Волгограду орден Ленина и медаль “Золотая Звезда”.
Председатель Президиума Верховного
Совета СССР А. МИКОЯН
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.
ГЕОРГАДЗЕ
Москва, Кремль, 8 мая 1965 г.
...Когда идешь по Волгограду, невольно обращаешь внимание на гранитные постаменты с танковыми башнями. Каждая из них установлена на месте ожесточенных сражений за город. Здесь проходила передовая линия обороны Сталинграда, тот последний рубеж, дальше которого враг не смог сделать ни шага вперед. Именно с этого рубежа советские воины перешли в известное всему миру наступление.
Лето 1942 года. Воспользовавшись отсутствием второго фронта на западе, враг сосредоточил на востоке огромные силы, прорвал фронт и устремился к Воронежу, Кавказу, Сталинграду. 17 июля 1942 года части 62-й Советской армии вошли в соприкосновение в излучение Дона с передовыми частями группировки немецких войск под командованием генерала Паулюса.
Началась Сталинградская битва. В ходе тяжелых боев советские войска, проявив стойкость и героизм, сорвали замысел врага овладеть Сталинградом с ходу. С 17 июля по 17 августа 1942 года немцам удалось продвинуться не более чем на 60-80 км. Но все-таки враг, пусть медленно, приближался к городу. Немцы форсировали Дон. Наступил трагический день 23 августа 1942 года, когда прорвавшиеся немецкие танки вышли к Волге на северной окраине Сталинграда. Навстречу танкам был брошен заслон из рабочих батальонов и частей НКВД. 13 сентября сражение охватило территорию Сталинграда.
Октябрь 1942 года. Защитники Сталинграда непреклонно удерживали город. В руках немцев находились Мамаев курган, выходы к Волге в районе тракторного завода и в районе устья Царицы. Но немецкие войска 6-й армии Паулюса так и не смогли овладеть всей территорией Сталинграда. Сталинград теперь стал “адом” для их солдат и офицеров, терявших здесь последние остатки боевого духа. День ото дня возрастал, напротив, пыл уцелевших защитников города, воодушевлённых надеждой на близкий перелом в ходе борьбы и гордостью за совершаемый ими подвиг.
Последнее наступление Паулюс начал 11 ноября 1942 года. Ему удалось в последний раз поколебать оборону защитников города, но и тогда он не смог достичь окончательных результатов.
К этому времени в Ставке Верховного Главнокомандования уже был разработан план наступательной операции, который получил название “Уран”. В первой половине ноября 1942 года к Сталинграду были стянуты крупные силы советских войск, переброшены огромные потоки военных грузов.
19 ноября 1942 года, полностью использовав эффект внезапности, советские войска начали наступление, в ходе которого уже на пятый день операции было блестяще завершено окружение крупной группировки противника общей численностью свыше трёхсот тысяч человек. 10 января 1943 года войска Донского фронта приступили к окончательной ликвидации противника. 24 января 1943 года Паулюс доносил в гитлеровскую ставку: “Ввиду вклинения противника на многих участках фронт разорван… дальнейшая оборона бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу немедленно дать разрешение на капитуляцию”. Ответная радиограмма пришла на следующий день: “Запрещаю капитуляцию! — отвечал Гитлер. — Армия должна удерживать свои позиции до последнего человека и до последнего патрона”. Утром 31 января 1943 года над полуразрушенными стенами универмага, где располагался штаб Паулюса, гитлеровцы подняли белый флаг. Несколько воинов 138-й мотострелковой бригады во главе с капитаном Ф.М.Ильченко прошли через площадь, спустились в подвал универмага и здесь узнали о готовности противника капитулировать. 2 февраля 1943 года около 100 тысяч из 330 тысяч окруженных сдались в плен.
В 1942 – 1943 годах в Сталинграде было положено начало коренному перелому во второй мировой войне, разгрому фашизма. Тысячи и тысячи наших соотечественников – простых, дорогих, любящих и любимых – не пощадили себя, кровью своей, жизнью своей отстояли этот город на Волге, нашу будущую Победу, наш Мир. Сам город на Волге, каждая улица, дом хранят память об этом.
Памятники, посвящённые Сталинградской битве:
- Танковые башни – рубеж обороны города.
- Проспект имени Ленина – центральная магистраль Волгограда, построенная после войны; у моста через речку Царицу, в глубокой штольне помещался штаб Сталинградского фронта до середины октября1942 г.
- Центральный универмаг: в его подвале был пленен фельдмаршал Паулюс.
- Площадь Павших борцов: в дни битвы на площади развернулись ожесточенные сражения. Сегодня в почетный караул у Вечного огня встают юные граждане города.
- Каждый дом был крепостью: знаменитый Дом Солдатской славы, отмеченный на личной карте Паулюса как крепость. Неприступной крепостью сделали этот дом несколько солдат под командованием сержанта Я. Ф. Павлова и лейтенанта И. Ф. Афанасьева. 58 дней они отбивали атаки врага, прикрывали расположенный рядом, в здании мельницы, наш наблюдательный пункт.
- Руины старой мельницы: они оставлены в центре города как суровая память войны. Это единственное здание в центре города, которое не тронула рука строителя. В дни Сталинградской битвы здесь находился командный пункт батальона одного из полков героической 62-й армии.
- Сталинградские заводы, которые не прекращали выпускать танки даже под огнем противника: по территории Волгоградского тракторного завода “Красный Октябрь” проходила линия обороны. Отсюда в 1943 году на Курскую дугу была отправлена колонна танков, на башнях которых было написано: “Ответ Сталинграда”. Упорные бои шли и в районе завода “Баррикады”. Здесь сражалась дивизия полковника Людникова И. И. Окруженная с трех сторон, прижатая к Волге, по которой шел ледоход, она, не имея патронов, хлеба, отбила все атаки врага. “Островом Людникова” назвала история эту узкую полоску берега, которую противнику так и не удалось захватить.
- Стенка соляной пристани с выбитой на камне надписью: “Здесь стояли насмерть гвардейцы Родимцева, выстояв, они победили смерть”.
В Волгограде много исторических мест, связанных с великой битвой на Волге. Но ключевой позицией сражения за Сталинград по праву считается Мамаев курган, названный в 1942-1943 гг. Главной высотой России. Здесь шли самые ожесточенные и кровопролитные бои. Именно здесь 26 января 1943 года соединились войска Донского фронта и легендарной 62-й армии, расчленив окруженную группировку гитлеровцев на две части. Первым прорвался через линию обороны врага советский танк Т-34. Теперь он стоит как памятник на месте исторической встречи наших войск. 15 октября 1967 года на Мамаевом кургане был открыт мемориал — памятник защитникам Сталинграда, созданный авторским коллективом под руководством народного художника СССР Е.В.Вучетича. И сейчас бесконечен людской поток на Мамаевом кургане.
Историко-мемориальный комплекс начинается с вводной композиции – многофигурной скульптуры “Память поколений”, как неотъемлемой части всенародного шествия с цветами, венками, приспущенными знаменами в память тех, кто отстоял жизнь и свободу. Подъем по ступеням лестницы выводит посетителей в аллею пирамидальных тополей. Перед взором открывается скульптурное убранство памятника-ансамбля. Отсюда видны кварталы города, заводские корпуса и заволжские дубравы. По авторскому замыслу все эти компоненты подготавливают чувства и настрой души посетителя к осмыслению главной темы памятника. Здесь защитники города-героя не знали страха в бою и не отступали ни на шаг. И только там, где в живых не оставалось ни одного советского солдата, противник мог продвинуться на несколько метров.
Памятник открывается монументом “Стойкость”. С противотанковой гранатой, с автоматом в руке, поднявшись на тверди волжского берега, встал боец. Родина приказала – выстоять. И эту решимость видишь и в суровых чертах воина, и в надписях на камне, сделанных как бы штыком, осколком снаряда. Так клялись в суровые дни битвы защитники Сталинграда.
Чуть выше – стены-руины города. Сделаны они так, что если смотреть на них внимательно, то из этих "развалин" выступают изображения человеческих лиц в определенном смысловом порядке. Левая сторона посвящена клятве сталинградцев, правая – самой Сталинградской битве. На торце левой стены изображен момент переправы. Высадившись на огненный берег, солдаты вступили в бой. Немного выше слова: "За Волгой для нас земли нет" – это сказал снайпер Василий Зайцев, когда его принимали в партию. В конце левой стены изображен символический эпизод: из камня, как из глубины времени, выступают шеренги бойцов. Это те, кто погиб здесь, кого мы называем героями, о ком слагаются песни. На торце правой стены образ героя – Михаила Паникахи. Севернее Мамаева кургана на наши позиции шли в наступление немецкие танки. Подпустив головной танк противника как можно ближе, Паникаха поднялся из окопа, чтобы метнуть бутылку с зажигательной смесью, но в этот момент пуля разбила ее, и пламя охватило одежду. С последней бутылкой в руке, как пылающий факел, бросился он навстречу, разбил бутылку о решетку надломленного люка, и огромное пламя поглотило героя вместе с танком. "Слава тебе во веки веков, морской пехотинец, комсомолец Михаил Паникаха!" – высечены слова под изображением объятого пламенем героя. Правая стена начинается с изображения солдата, грозного и решительного, который с гордостью произносит: "Я из 62-й!" – и устремляется в бой. С не меньшей выразительностью и глубиной рассказывают фрагменты, размещенные в верхней части стены, о том, как работали в тылу женщины, старики, подростки, отдавая все для фронта, все для победы.
На следующей террасе перед посетителями открывается панорама площади Героев. В центре – огромный водяной партер. Зеркальная гладь воды в бассейне является символом Волги. Непосредственно к бассейну, с трех сторон примыкает четырехрядный амфитеатр, поверхность которого покрыта гранитом. В воде отражаются голубизна неба, зелень деревьев, шесть скульптурных композиций, в которых отображены совершенно конкретные подвиги воинов Сталинградской битвы. Первая композиция – "Выстояв, мы победили смерть". Два солдата защищают позицию. Один из них тяжело ранен. Он не может стоять, силы покидают его. Но в руке еще осталась граната. Он не выпускает ее. Рядом товарищ, у которого в автомате не осталось патронов, но еще есть силы. Вдвоем они готовы вступить в последнюю схватку с врагом. Вторая композиция рассказывает о подвигах женщин в Великой Отечественной войне. Только в 62-й армии свыше тысячи женщин были награждены орденами и медалями. Вот девушка-санитарка согнулась под тяжестью раненого солдата. Может быть, в этой скульптуре нашли отражение образы Дуси Дмитриевой, Нади Жарких, Тамары Шмаковой, которые прошли от Волги до Берлина и вынесли с поля боя сотни раненых. Третья композиция посвящена морякам Волжской флотилии. Прижав к себе связки гранат, решительно устремился вперед моряк, готовый броситься под фашистский танк, но не пропустить врага. Четвертая композиция передает напряжение раненого командира, который до последней минуты не покидает передний край, продолжая руководить боем. Пятая композиция – погиб знаменосец, но знамя не должно упасть. Его подхватил другой воин и устремился вперед. Шестая композиция аллегорическая – два советских воина уничтожают фашистскую гадину и разламывают свастику.
Неизгладимое впечатление оставляет у посетителей знаменитый Зал Воинской славы, по всему периметру стены которого свисают 34 символических красных знамени. На них начертаны имена более 700 воинов, павших в Сталинградской битве. Над знаменами – гвардейская лента, и на ней надпись: "Да, мы были простыми смертными, и мало кто уцелел из нас, но все мы выполнили свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной!". Центр зала занимает большая мраморная рука, держащая факел с пламенем Вечного огня.
Рядом с Залом Воинской славы, на площади — монумент “Скорбь”. Скульптурная композиция отражается в спокойной глади примыкающего к ней бассейна. Склонились к воде плакучие ивы... В 1993 году патриарх Алексий II освятил место для строительства храма на Мамаевом кургане, у братской могилы. Строительство было завершено к 60-летию Победы.
Главный монумент ансамбля – “Родина-мать зовет!”. Фигура женщины-матери, поднимающей своих сыновей в последнюю для многих из них атаку, лишена какой бы то ни было идеализации: ее лицо черно от гнева и ненависти к врагу, обнаженные сильные руки вознесены к самому небу, правая до судороги сильно сжимает рукоять меча, левая повелевает идти за собой. Сильный, как бы противоборствующий скульптуре ветер отбрасывает ее коротко остриженные волосы и просторную одежду назад. Скульптура “Родина-мать зовет!” является композиционным центром архитектурного ансамбля, представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно шагнувшей вперед. В правой руке меч длиной 33 м. Несмотря на внушительные размеры, на фоне небосклона она подобна парящей в небе птице, которая видна не только в пределах ближайшего окружения Мамаева Кургана, она господствует над всем Волгоградом и видна на десятки километров.
Волгоград. Город, рожденный заново. Новые улицы, новые дома. Потому что старых, довоенных, почти не осталось. Но их нельзя забыть, как нельзя забыть историю. В этом городе любят и ценят настоящее, думают о будущем и всегда помнят прошлое.