В ходе организации и проведения интеллектуальной игры участники получают знания об истории, культуре, традициях, обычаях своей страны, что способствует воспитанию патриотизма, развитию духовно-нравственных качеств и расширению кругозора. Учащиеся повышают интеллектуальный и творческий потенциал, развивают навыки поисково-исследовательской деятельности, личностные качества: решительность, объективность, уверенность, целеустремленность, настойчивость, стрессоустойчивость, развивают умения социального взаимодействия со сверстниками.
Игра проходит в форме «интеллектуального казино»: отвечая на вопросы игры, команды делают ставки; если команда отвечает верно, то ставка удваивается, а если ошибается - команда теряет ставку. Данная форма и содержание проведения игры «Умники» объективно подходит для большого количества участников (13–14 команд): в течение 1–1,5 часов можно выявить победителя и каждая команда зарабатывает свое количество баллов.
Проведение игры предполагает использование следующих форм, методов и приемов:
- На подготовительном этапе: КТД, работа с литературой, лекции, экскурсия, встреча с интересными людьми.
- На этапе проведения игры: КТД, игра, викторина, работа в малых группах, метод эвристической беседы (метод проблемного вопроса), аудио метод восприятия, визуальный метод восприятия.
- На этапе рефлексии: анализ КТД, анкетирование, самоанализ, получение обратной связи (взаимоанализ).
Правила игры
Игра состоит из 5 раундов. В начале игры каждая команда получает стартовый капитал - 25 лепт. Отвечая на вопрос, команды делают ставки, записывают ответ в листах и поднимают карточку, соответствующую номеру выбранного ответа (в «Тестовом» раунде), или записывают вариант ответа на листе, который потом вслух зачитывает крупье. Если ответ правильный – ставка удваивается, если нет – команда лишается лепты (лепт). Время обдумывания – 30 секунд (1 мин).
В конце игры подсчитывается заработанный капитал. Победителями тура становятся команды, набравшие наибольшее количество лепт. Победителями всей игры (сезона) становится команда, которая набрала наибольшее количество лепт за 3 тура.
Игра предусматривает разнообразные по форме и содержанию раунды:
- «Тестовый» - состоит из 25-ти тестовых вопросов. Ставка раунда: один вопрос – 1 лепта. Отвечая на вопрос, команда получает (или теряет) 1 лепту.
- «Сопоставление» - участникам игры предлагается сопоставить предложенные показатели, например, «Даты и события», «Фамилии знаменитых людей и их подвиги» и т.п. В данном раунде предлагается 1 вопрос – сопоставление, за 1 (1,5) минуты участники игры должны сопоставить показатели. Ставка раунда: один вопрос – 4 лепты. Если команда ответила на вопрос верно – получает 4 лепты, а если допустила хотя бы одну ошибку – теряет 4 лепты.
- «Описание» - необходимо по описанию чего-либо или кого-либо определить название или имя, например – раунд «Историческая справка» - представлены описания битв и сражений, необходимо узнать - о чем идет речь. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.
- «Видео – раунд» - участникам игры предлагаются видео-вопросы по теме игры. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.
- «Музыкальный раунд» - участникам игры предлагаются музыкальные вопросы по теме игры, например, звучат песни военных лет, нужно отгадать исполнителя или название песни. Ставка раунда: один вопрос – 2 лепты. За один неправильный ответ забирается 2 лепты.
- «Кот в мешке» - участники должны угадать, какой предмет лежит в мешке. Раунд состоит из 3-х вопросов. Ставка - один вопрос - 1 лепта. За один неправильный ответ забирается 1 лепта.
- «Ва-банк» - это решающий раунд! Командам предложен один сложный вопрос. Они должны за 1 минуту дать на него один, единственно верный ответ. Ставку команда выбирает сама: она может поставить 1 лепту, а может все лепты, заработанные за игру. Ответ команда пишет на листе. Крупье зачитывает ответ. Если ответ верен - ставка удваивается. Если нет - все поставленные лепты забираются.
Традиционно в игре 3 раунда существуют всегда. Это – «Тестовый», «Кот в мешке» и «Ва-банк». Остальные раунды подбираются в соответствии с темой игры и возможностями организаторов.
Необходимо отметить, что на игре используется презентация Microsoft Power Point: на экране высвечиваются названия раундов, вопросы и правильные ответы, материалы «Видео-раунда» и пр. Презентация позволяет участникам игры лучше понять содержание вопроса, и в течение времени, отведенного для обсуждения, участники игры могут, глядя на вопрос, уточнить непонятные факты.
В рамках проведения игры для участников игры разрабатывается положение, в котором описываются цели и задачи игры, порядок и условия проведения, перечисляются названия 3-х туров игры и даты их проведения. Так же разрабатывается приложение к положению, в котором описывается круг знаний для участников игры, т.е. определяются разделы материала, который необходимо знать для успешного участия в игре. Описывается рекомендуемая литература к игре, объявляется о проведении дополнительной подготовке к игре (для команд по возможности проводятся лекции и экскурсии по теме игры, которые проводят специалисты Центральной библиотечной системы или Музейного ресурсного центра). Объявляется организационный сбор для команд, который проводится за 3 дня до игры (на нем организаторы игры называют тематику раундов, объявляется ставка каждого раунда, уточняются организационные вопросы).
Тематика игр разрабатывается совместно с педагогами, руководителями школьных интеллектуальных сообществ.
Например, в 2004 – 2005 учебном году игра «Умники» была посвящена Великой Отечественной войне.
Тема всей игры «Священная война».
I тур – «Великие битвы и сражения» (Приложение 1), речь шла об основных битвах и сражениях ВОВ.
II тур – «Они сражались за Родину» (Приложение 2), вопросы были составлены о 20-ти персонах – героях и антигероях ВОВ.
III тур – «Никто не забыт, ничто не забыто…» (Приложение 3), вопросы были составлены по литературным, музыкальным произведениям и фильмам о войне и военных лет, также об авторах этих произведений, исполнителях песен.
Для успешного участия в игре по данной тематике учащиеся должны знать:К I туру
- Хронологию основных битв и сражений ВОВ: Курская битва, блокада Ленинграда, оборона Москвы, Сталинградская оборона, оборона Киева, Брестская крепость, операция Багратион, битва за Берлин.
- Время, ход, стратегические и тактические вехи основных сражений ВОВ.
Ко II туру
1. Основные вехи биографии следующих военных деятелей ВОВ:
- И.В. Сталин
- К.К. Рокоссовский
- К.Г. Жуков
- Н.Г. Кузнецов
- Н.Ф. Ватутин
- А.М. Василевский
- В.И. Чуйков
- В.В. Талалихин
- К.Е. Ворошилов
- С.А. Ковпак
- Р. Зорге
- Н.Ф. Гастелло
- А. Матросов
- А.П. Маресьев
- З. Космодемьянская
- М.А. Егоров и М.В. Кантария
- А.А. Власов
- И.В. Панфилов
- А. Гитлер
- Ф. Паулюс
2. Их годы жизни, основные жизненные победы и достижения (почему их можно назвать героем (антигероем) ВОВ), роль названных персон в ВОВ.
К III туру
1. Факты биографии и творческие достижения писателей (с чего началась карьера писателя, какие премии – награды были получены), их произведения.
1) М.А. Шолохов «Они сражались за Родину», «Судьба человека».
2) В. Быков «Обелиск», «Сотников».
3) Б.Васильев «А зори здесь тихие».
4) Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке».
5) А.Т. Твардовский «Василий Теркин», стихи о войне.
6) К. Симонов «Жди меня» и другие стихи о войне.
Примечание. Названные произведения необходимо рассмотреть по схеме: «Автор – название произведения – главные герои – сюжетная линия». Кроме выше указанных произведений, нужно знать названия и других произведений этих авторов.
2. Факты биографии, репертуар и творческие достижения исполнителей песен военных лет и песен о войне (Л.И. Русланова, К.И. Шульженко, М.Н. Бернес, Л. Утесов и другие).
3. Самые известные песни о ВОВ (военных лет и написанные после ВОВ), их историю создания, авторов слов и музыки, первых исполнителей. Песни: «Священная война», «Синий платочек», «Темная ночь», «Журавли», «В лесу прифронтовом», «Смуглянка», «Три танкиста», «Катюша», «День победы», «Бухенвальдский набат», «Огонек», «Моя Москва» и др.
4. Художественные фильмы о ВОВ: «А зори здесь тихие», «Летят журавли», «В бой идут одни старики», «Два бойца», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Аты-баты, шли солдаты…», «17 мгновений весны», «Баллада о солдате» и др.. (Рассмотреть названные фильмы по схеме «Название – режиссер – год создания – исполнители главных ролей – основная сюжетная линия – награды фильма (если есть)». Названия других фильмов о ВОВ.
5. Какие события в культурной жизни страны происходили во время ВОВ (кино-, литературно-, музыкальные премьеры , выступления прифронтовых бригад и т.п.).
Ведут игру обычно 2 представителя клуба «Умники»: мальчик и девочка.
На игре необходимы 14 крупье (по числу команд), которые следят за ходом игры за столом. В их обязанности входит: отдавать команде заработанные лепты в случае правильного ответа или забирать, если ответ не верен; поднимать карточки в «Тестовом» раунде; зачитывать ответы команд в остальных раундах. 1 человек отвечает за сопровождение игры презентацией. 1 человек – за музыкальное сопровождение игры. Также необходимы 1-2 помощника, которые выносят мешки для раунда «Кот в мешке», помогают в церемонии награждения, следят за тишиной в зале и фойе.
Необходимое материально-техническое обеспечение игры1. Помещение для проведения игры (актовый зал школы или ЦДТ, который позволит свободно разместить команды и зрителей).
2. Столы для команд и 6 посадочных мест (5 участников команды и крупье).
3. Проектор, компьютер и экран для презентации.
4. Музыкальная аппаратура.
5. Художественное оформление зала (название темы игры, красочное оформление и т.д.)
6. Доска с названием всех команд по порядку ОУ (в конце игры записывают на доске количество баллов и место команды).
7. Лепты – картонные жетоны, на которых написано слово «ЛЕПТА» (по 25 штук на каждый стол и по 40-50 лепт в коробочку крупье).
8. Коробочки для лепт (для крупье).
9. Таблички с цифрами 1, 2, 3 на каждый стол.
10. Название команды на столе.
11. Лист ответов, в который команды записывают свои варианты ответов.
12. Задание на раунд «Сопоставление».
13. Протокол для экспертной группы, в котором записывается количество лепт, заработанных каждой командой и их место в данном раунде.
14. Лист мнений и предложений для руководителей команд, в листе они могут отметить, что в каждом раунде было интересным, необычным, запоминающимся, или что в каждом раунде можно изменить, дополнить.
15. Дипломы и ценные призы (на 3 туре) для награждения.