Урок русского языка в 4-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы: “Наречие”.
  2. Содействовать закреплению умения распознавать наречия в тексте, навыка правописания наречий и разбора по составу.
  3. Содействовать развитию орфографической зоркости, речи учащихся.
  4. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
  5. Воспитывать положительные личностные качества человека (дружеские отношения, взаимопонимание, взаимовыручку).

Форма: путешествие по острову “Наречие”

Тип: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности (4 тип)

Технология: система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Методы и приемы:

  • текстовые и разноуровневые задания;
  • компьютерное обучение как форма самостоятельной работы;
  • вопросно-ответное общение;
  • групповая работа и работа в парах;
  • задания на определение учащимися в списке слов правил;
  • разноуровневое д/з.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадка? (Садитесь).

- Сегодня у нас очень важный урок. Мы закончили изучать раздел о наречии, и нам предстоит обобщить знания по этой теме. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной правильной речи.

Приложение 1. Слайд II. Чистописание

-Мы совершим путешествие по острову. Нам необходимо проплыть весь остров, чтобы подняться на вершину познания.

Итак, мы с вами одна команда. Откройте бортовые тетради и запишите число классная работа

- Мы отправляемся из бухты “Чистописания”.

У вас написаны образцы. Обратите внимание над написанием каких букв и соединений каждому надо поработать, чтобы отработать каллиграфию письма. Запишите аккуратно.

Работа в группах

- Какой девиз возьмем в наше путешествие, вы узнаете, собрав из рассыпанных слов предложение.

Учиться надо всем старательно, чтоб хорошо учиться!

Запишите девиз, который возьмем с собой. К чему он призывает?

III. Словарно-орфографическая работа

- Мы проплываем море словарных слов. Повторим их и проверим, на сколько вы усвоили блок словарных слов. Три человека экипажа работают на компьютерах, тест “Словарные слова”, а с остальными работаем вместе.

А) - Как называют специалиста по возделыванию растений, повышению плодородия почвы и урожайности? (агроном)

- Взять под свое наблюдение (шефствовать)

- Сам деревянный, а голова железная. (молоток)

- Совместно выполненный рисунок (коллективный)

- Как называют человека, который участвует везде? (активный)

Б) - По схема записать слова:

изд_лек_, ж_лтеть, г_р_зонт.

В) - Слова рассыпались

ЛЯМАР ЦАОВ

Самопроверка и оценивание на полях.

Приложение 1. Слайд

Агроном, шефствовать, молоток, коллективный, активный, маляр, издалека, овца, желтеть, горизонт.

Кто получил 5, 4, 3.

При выполнении домашней работы начните с словарных слов в которых совершили ошибки.

IV. Припоминание теоретического материала по наречию

Приложение 1. Слайд (девиз)

- В нашем девизе найдите наречия. Назовите их.

- Докажите, что это наречия.

- Чем отличаются наречия от других частей речи? (Наречия — неизменяемые слова, они поясняют глаголы, они могут пояснять и прилагательные.)

- Что свидетельствует об их неизменяемости? (Отсутствие окончания)

- Какова роль наречий в языке? (Ответы детей.)

III. Повторение грамматических категорий наречия

У. Итак, мы с вами выяснили, что наречия делают нашу речь более яркой, образной, конкретной, точной. Они достаточно часто встречаются в речи, и мы должны уметь грамотно их писать.

-Какие правила вам помогут при написании наречий?

- Запишите под диктовку наречия и объясните их написание.

Комментированное письмо

Слева, добела,, по-лисьи, изредка, вправо, по-матерински, заметно, начисто, по-дружески.

(цепочкой)

- Мы проплывем пролив “Наречие”.

- Что бы подняться на вершину познания, необходимо хорошо постараться.

1. Упражнение в нахождении наречий.

- Прочитайте текст. О чем он? Что вы из него возьмете для себя? Спишите и подчеркните наречия.

Приложение 1. Слайд

Живи красиво, весело. Люби людей светло и простодушно. Ищи свою дорогу с малых лет. Уверенно вперед иди сквозь годы. Оставь на этой лучшей из планет свой яркий след, свои живые всходы.

- Назовите наречия

2. Поработаем в парах. К данным наречиям подберите наречия с противоположным значением

Вверх –……, снаружи - ……, справа -….., часто - ……, вправо - …., вместе - ….., вперёд - …, спереди - ….

V. Физминутка под музыку.

VI. Работа с фразеологизмами

Мы с вами говорим, что наречия делают речь более точной, выразительной. Попробуем заменить фразеологические сочетания наречиями. Задание это достаточно сложное: нужно вначале понять смысл устойчивого словосочетания, а потом подобрать подходящее наречие (можно с глаголом).

Идти черепашьим шагом (медленно),

кот наплакал (мало),

как по маслу (хорошо),

встать чуть свет (рано),

рукой подать (близко),

яблоку негде упасть (тесно).

Дети записывают наречия, объясняют написание и разбирают по составу.

- Почему вы испытывали затруднения при выполнении последнего задания?

Выводы детей о недостаточном словарном запасе, необходимости как можно больше читать.

VII. Самостоятельная работа

1. С. 15, упр. 224.

(самостоятельно)

2. Разобрать по составу (по группам)

налево наконец
справа неуклюже
досыта певуче
сегодня сейчас
горячо влево
засветло сначала
свежо сегодня

VII. Итог урока

- Какие представления о наречии нам сегодня удалось уточнить? Все ли мы выполнили запланированное на уроке?

Ответы детей.

- Более глубоко вы будете изучать эту часть речи в средней школе.

- Молодцы, ребята каждый из вас поднялся на свою вершину познания. Я верю, что эти знания вы будите помнить долго.

Оценивание

Тест (дети выполняют задания теста на компьютерах при закреплении)

  1. Наречие образуются от прилагательных с помощью…. (Приставок и суффиксов о,е.)
  2. Наречие отвечает на вопросы…. (как? каким образом? Где? куда? Откуда?
  3. Наречия поясняют… (глаголы и прилагательные)
  4. Наречие … (неизменяемая часть слова)
  5. В наречиях с приставками с-, из-, до- на конце пишется … (а)
  6. Наречие в предложении является… (обстоятельством)
  7. В наречиях с приставками в-, на-, за- вна конце пишется….(о)

VIII. Домашнее задание

Приложение 1. Слайд

  1. Запишите 5-7 наречий из словаря и разберите по составу.
  2. Составьте рассказ на тему “Пришла зима” . (Где будете использовать наречия).
  3. Разгадайте кроссворд

Кроссворд:

  1. Навыворот.
  2. В предыдущий день.
  3. Синоним сова осмотрительно, с опаской.
  4. Очень быстро, топливо.
  5. Ручным способом, без применения механизма.
  6. Полностью, без остатка (просторечн.).
  7. Приблизительно.

IX. Рефлексия “Мишень”

(Изображено 3 мишени. Дети по очереди оценивают урок по параметрам: полезно, интересно, как работал)