Коррекционно-диагностический урок по теме "Физика атома"

Разделы: Физика


Цель урока: систематизация, обобщение и актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

Тип урока: диагностико-коррекционное занятие.

Форма урока: интеллектуальная игра.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Структура урока:

1. Вступительное слово учителя.
2. Интеллектуальная игра с использованием мультимедийной презентации, выполненной в Power Point.
3. Подведение итогов урока.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Учитель: Изучая физику, мы с вами дошли до той ступени, «куда не проникает ни взгляд, ни ум» – согласно восточным философам, – «где можно передвигаться только на подсознательном уровне». Само слово «атом» значит «неделимый» и вдруг…
Сегодня нам известно, что атом делим, мы пытаемся моделировать его внутреннюю структуру. А как все начиналось? Как развивалась наука в этом направлении? Каких высот достигла она сегодня? Где и как можно применить открытия этой области физики? На все эти вопросы мы попробуем ответить сегодня на уроке, а чтобы экскурс в мир атома был для вас занимателен, давайте поиграем в интеллектуальную игру «Открой картинку».

Учитель включает проектор и запускает презентацию (Приложение 1).

Правила игры таковы: на экране вы видите закрытую прямоугольниками картинку, которую можно открыть, удаляя прямоугольники по порядку. При удалении каждого прямоугольника необходимо ответить на вопрос слайда – вопроса. Ответивший ученик получает количество баллов, указанных на слайде. В процессе урока вы должны набрать наибольшее количество баллов. Кроме того, в процессе игры я буду задавать дополнительные вопросы, цена которых 1 балл, так что будьте, пожалуйста, активнее.
Итак, начинаем.

2. Интеллектуальная игра

Учитель удаляет первый прямоугольник, автоматически переходя на первый слайд – вопрос: Кто изображен на портрете? Что вы знаете об этом человеке? Ученики дают ответ. Учитель нажатием клавиши Enter дает возможность ученикам определить правильность ответа. Ответивший получает 3 балла (см. слайд). Дополнительный вопрос к первому (3 в презентации) слайду: Учеником какого известного ученого был Эрнест Резерфорд?
Ответивший на этот вопрос получает 1 балл. Учитель переходит к следующему слайду и, удаляя еще один прямоугольник, открывает очередной слайд – вопрос и т. д. Игра проводится до полного открытия спрятанной картинки.

Список дополнительных вопросов к слайдам:

2-й (5) слайд: Почему в данном опыте использовалось именно золото?
3-й (7) слайд: Определите заряд ядра натрия? брома? осмия? Сколько электронов в атоме серебра? фосфора?
4-й (9) слайд: Почему модель атома Резерфорда была названа планетарной? Какие еще модели атомов вы знаете?
5-й (11) слайд: За какие заслуги Бор получил Нобелевскую премию?
6-й (13) слайд: Что нового внесли в науку постулаты Бора?
7-й (15) слайд: Чему равна энергия атома водорода в основном состоянии?
8-й (17) слайд: Как можно назвать это состояние и почему?
9-й (19) слайд: Спектры каких химических элементов представлены на рисунках?
11-й (21) слайд: Почему в теории атома можно обойтись без использования законов теории относительности?
12-й (23) слайд: Что такое постоянная Ридберга?
13-й (25) слайд: Чем отличается индуцированное излучение от спонтанного?
14-й (27) слайд: Учеными какой страны являлись Басов и Прохоров?
15-й (29) слайд: Что общего у всех этих приборов?
16-й (31) слайд: Поясните принципы работы любого из представленных видов лазеров.
17-й (33) слайд: Расскажите поподробнее о любом из представленных здесь пунктов.
18-й (35) слайд: Приведите примеры использования лазерных технологий на предприятиях нашего отделения.
19-й (37) слайд: Почему в квантовой механике понятие траектории не имеет смысла? Докажите, что частица, локализованная в некоторой области пространства, не может покоиться.

3. Подведение итогов урока

Учитель: Вот мы и дошли до финала игры, а заодно и повторили физику атома. Давайте теперь
подведем итоги.

Учитель вместе с учениками определяет самого активного участника игры, подсчитывает баллы всех присутствующих и согласно полученным результатам выставляет оценки за урок.

Дома вы будете повторять главу 7, то есть физику атома. На следующем уроке будет тестирование, ведь теперь мы немного представляем себе, что такое атом. А если заглянуть глубже? Какое оно, атомное ядро? Из чего состоит? На каких взаимодействиях существует? Все это мы узнаем на следующих уроках, а сегодня – до свидания, спасибо за урок.

Литература.

  1. Громов С.В. Физика. 11 класс. Под ред. Шароновой Н. В. Москва, «Просвещение», 2006.
  2. Энциклопедический словарь юного физика. Составитель Чуянов В.А. Москва, Педагогика – Пресс, 1995.
  3. Кибернетический Пегас. Составитель Куклин Л. Ленинград, «Детская литература», 1989.
  4. Тарасов Л.В. Лазеры: действительность и надежды. Москва, «Наука», 1979.
  5. Транковский С. Книга о лазерах. Москва, 1988.
  6. http://subscribe.ru/
  7. http://news.battery.ru/theme/science/
  8. http://optics.org/articles/news/
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  10. Материалы из Википедии