Применение технологий развития критического мышления на уроке истории

Разделы: История и обществознание


Изменения, происходящие в российской системе образования направлены не только на обновление содержания изучаемых предметов, но и на переосмысление подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Учение становится учебной деятельностью только тогда, когда школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Важно, чтобы учащиеся не были пассивным объектом воздействия, а самостоятельно могли обменяться мнением по определенной проблеме со своими сверстниками, обратиться к социальному опыту - своему и своих одноклассников, вступали в коммуникацию друг с другом, совместно решали поставленные задачи, преодолевали конфликты, находили общие точки соприкосновения, а при необходимости шли на компромиссы. Развить указанных умения и навыки учащихся позволяет технология развития критического мышления. Она основана на творческом сотрудничестве школьника и учителя и способствует развитию таких важных качеств ребенка как:

    • готовность к планированию;
    • гибкость (если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда сам не станет генератором идей, мыслей);
    • настойчивость в решении трудных проблем;
    • готовность исправлять свои ошибки;
    • умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход рассуждений.

Основы методики освещены в целом ряде публикаций (3,4,5, 6).

Предложенный проект урока разработан на основе базовой модели урока в технологии критического мышления. Урок проведен в 11-х классах КГОУ “Бийский лицей Алтайского края” и позволил обеспечить хорошие результаты в освоении темы.

Тема урока – “Циклы мировой политики”.

Место урока – завершает и обобщает изучение темы “Международные отношения во второй половине ХХ века”.

Образовательные цели урока:

    • создать условия для систематизации и обобщения знаний учащихся о характере и тенденциях развития международных отношений на протяжении второй половины ХХ в., актуализировав исторические факты и общественно-политические инициативы;
    • создать условия для самостоятельных выводов учащихся о факторах образования и ликвидации международных противоречий в условиях биполярного мира.
    • Способствовать совершенствованию познавательных умений старшеклассников:
    • локализовать исторические факты в рамках определенных исторических периодов;
    • составлять хронологические комплексы на основе учебной информации;
    • сравнивать однородные факты и делать выводы;
    • сопоставлять позиции противоборствующих сторон и выяснять причинно-следственные связи;
    • формулировать оценочные выводы;
    • прогнозировать тенденции развития международных отношений на основе анализа уроков прошлого столетия и современной ситуации.

Оборудование

    1. Учебник Н.В.Загладин. Всеобщая история. ХХ век. 11 класс. 9-е издание. М., “Русское слово”. 2007. Параграфы 30 – 32.
    2. Задания для групповой работы.
    3. Алгоритм работы в группе.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая. Для групповой работы на уроке формируются 4 группы по 5-6 человек.

1 этап. Вызов.

Проводится беседа с учащимися по следующим вопросам:

    • Индивидуально или в парах сформулируйте американскую и советскую концепции послевоенного устройства мира.
    • Что такое “холодная война”?
    • Определите хронологические рамки “холодной войны”.
    • Каковы причины “холодной войны”?
    • Как можно графически изобразить характер “холодной войны”? Объясните почему?

Завершая обсуждение, учитель делает вывод о том, что в графическом отображении “холодной войны” в виде кривой линии, можно указать пики обострения международной напряженности и ее смягчение, т.е. можно выделить определенные циклы мировой политики.

Стадия вызова состоялась, если учащиеся самостоятельно определят, что “холодную войну” нельзя изобразить ровной непрерывной линией, а только в виде графика, волнообразной кривой.

Наша задача – выделить циклы мировой политики второй половины ХХ века, определить их хронологические рамки и отобразить это графически.

2 этап. Осмысление.

Класс делится на 4 группы. Каждой группе предлагается прочитать соответствующую часть в учебнике (1 группе – параграф 30-31, до с.245; 2-ой группе с.245-248; 3-ей – с. 248-253; 4-ой – с. 253-255). В течение 15 минут происходит работа в группах. После знакомства с новой информацией параграфов, каждой группе необходимо составить график развития “холодной войны”. С этой целью предложен следующий алгоритм работы в группе:

1 шаг – на ленте времени второй половины ХХ века отметьте даты, свидетельствующие о росте или потеплении международных отношений.

2 шаг – выделите событие, которое является, по- вашему мнению, пиком “холодной войны”.

3 шаг – нарисуйте график, который отражает рост и падение напряженности относительно пика “холодной войны”

4 шаг – представьте результаты своей работы на доске и прокомментируйте.

Каждая группа работает с конкретным историческим периодом: всего выделяется 4 периода:

- 1946 – 1953 гг.;

- 1953 – 1964 гг.;

- 1964 – 1985 гг.;

- 1985 - 1991 гг.

Затем каждая группа на доске вычерчивает график, поясняет свою точку зрения, отвечает на вопросы других групп и вносит коррективы в своей части графика, если такая необходимость возникает. В результате работы всех групп на доске появляется совместно выполненный график развития международных отношений во второй половине ХХ в.

3 этап. Рефлексия.

Учитель организует обсуждение содержательных результатов деятельности на уроке по следующим вопросам:

    • определите хронологические рамки циклов мировой политики.
    • Укажите причины цикличности.
    • Как вы думаете, почему “холодная война” так и не переросла в “горячую”?
    • Кто, по-вашему мнению, победил и кто проиграл в “холодной войне”? И почему?

На дом можно предложить следующую тему для письменного или устного рассуждения “Преимущества и недостатки двухполюсного мира”. Решение данной проблемы мотивирует учащихся к более вдумчивому изучению на следующем уроке темы “Проблемы и перспективы развития международных отношений в конце ХХ – начале ХХI века”.

Список литературы:

1. Воскресенская В., Иоффе А. Дух демократии. Интерактивные методики, ситуативное обучение, мотивация учебной деятельности, компьютерные технологии. М., 2003.

2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. М., 1998.

3. Загашев И.О. Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб., 2003.

4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М., 2004.

5. Основы критического мышления. М., 1992

6. Стил Дж., Темпл Ч., Мередит К. Критическое мышление – углубленная методика. М., 1998.