Урок-конференция "Проблема охраны лесов Подмосковья"

Разделы: География


Охранять природу – значит охранять Родину”.
М.Пришвин

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания о растительном и животном мире Московской области;
  • углубить знания о причинно-следственных связях между компонентами ПК на примере лесной зоны;
  • выявить значение леса в жизни человека;
  • формировать понимание необходимости охраны природы.

Задачи урока:

  1. Воспитание экологической культуры, патриотизма, любви к своей “малой” Родине.
  2. Развитие познавательного интереса учащихся к окружающей природе, поисковой деятельности.
  3. Развитий умений по оцениванию экологической ситуации в своей области и последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природу.
  4. Развитие исследовательских и познавательных навыков, использовать их для получения новых знаний.
  5. Приобретение навыков групповой работы, ведения диалога, приобретения опыта публичных выступлений.

Оборудование урока:

  1. Карта Московской области.
  2. Тематическая карта: “Природные зоны России”.
  3. Схема строения ПК.
  4. Гербарий.
  5. Учебные картины лесных ландшафтов.
  6. Видеозапись.
  7. Географические атласы.
  8. Комплект заданий для учащихся.

ХОД УРОКА

Мы познакомились с особенностями растительного и животного мира родного Подмосковья – нашей малой Родины. А почему малой? Предполагаемый ответ учащихся:

Потому, что она ближе к каждому из нас, здесь мы родились, учимся и живём.

Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик
В ней есть душа, в ней есть свобода.
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев.

Цель нашего урока понять язык природы, то есть те закономерности, по которым развиваются все её компоненты (на примере ПК леса), для того, чтобы сохранить её для ныне живущих и будущих поколений.

На нашу конференцию съехались учёные всего Подмосковья! Экологи, климатологи, зоологи, ботаники, гидрологи, почвоведы (таблички с названиями стоят на каждой парте).

Разминка.

  1. Как называется природная зона, в которой мы живём? (Работа с географической картой.)
  2. Чтоназывается природной зоной?
  3. Что называется природным комплексом? (На магнитной доске составляется схема природного комплекса.)

1 этап. Работа с гербариями. Перед каждым из вас лежит гербарий. Назовите это растение, подумайте, к какому типу древесной растительности его можно отнести (широколиственные, хвойные, мелколиственные), встречаются ли они на территории нашей области?

Везде ли будет одинаков породный состав деревьев Подмосковных лесов? Отчего это зависит? Ответы учащихся: от климата (температуры и увлажнения), рельефа и горных пород. В чём особенности климата Подмосковья? (Выступление климатологов.)

Вывод: вслед за изменениями климата изменяется растительный и животный мир.

2 этап. Найти соответствие между природными компонентами: рельефом – растительным миром – почвами, используя, приём наложения карт: физической карты Московской области, карты растительности и почвенной карты. Один из учеников показывает основные формы рельефа на карте у доски, остальные учащиеся, работая в парах, с географическими атласами находят соответствие и записывают ответы на чистых листах.

Верхневолжская низменность. Ответ: хвойный лес (ель) – подзолистые почвы.

Московская возвышенность. (Смешанный лес – дерново-подзолистые почвы.)

Мещёрская низменность. (Хвойно-широколиственные леса, болота – серые лесные, торфяно-болотные почвы.)

Заокское плато. (Широколиственные леса – серые лесные почвы.)

Среднерусская возвышенность. (Степная растительность – чернозём.)

Затем учащиеся сверяют ответы, работая с видеокартой.

3 этап. Значение леса.

  • поглощение углекислого газа, выделение кислорода;
  • препятствует проявлению парникового эффекта;
  • лес – очиститель загрязнённых вод, так как загрязнённые воды впитываются лесной подстилкой и отфильтровываются;
  • лес очищает атмосферу от загрязнения;
  • лес – поставщик древесины;
  • в лесу растут лекарственные травы, грибы, ягоды;
  • лес – это местообитание животных;
  • лес – это место отдыха людей;

4 этап. Что угрожает нашим лесам? Непродуманная хозяйственная деятельность человека. (Экологические справки.)

Промышленность:

а) металлургическая. Ежегодно металлургические предприятия выбрасывают в атмосферу до 10 млн. тонн вредных веществ. На долю чёрной металлургии приходится 14%, а цветной – 21% промышленных выбросов в атмосферу. Сброс каждой из этих отраслей загрязнённых сточных вод составляет 3%.

б) Нерациональная рубка леса. Общий запас древесины в российских лесах огромен – 80 млрд. м. Половину его составляют спелые и переспелые леса. Но ежегодные заготовки составляют 0,1 млрд.м. Из-за низкой цены на лес отношение к заготовке древесины варварское. В районах лесозаготовок остаётся огромное количество не срубленной древесины, брошено огромное количество уже заготовленного леса. Не очищаются площади для посадки саженцев. Часто при рубке леса уничтожаются молодые деревья.

в) Бытовые отходы. Бумага разлагается в земле в течение 2 лет, жестяная консервная банка – 90 лет, алюминиевая – 500 лет, полиэтиленовая плёнка – 200 лет, стекло – 1000 лет.

г) Автотранспорт. Один бензиновый двигатель на 1000 л сожжённого топлива выбрасывает: 200 кг окиси углерода, 20 кг окислов азота, 25 кг углеводородов, 1 кг сажи, 1 кг сернистых соединений.

д) Браконьерство.

5 этап. Защита мини-проекта: “Раненая планета”. Задание: составить цепочку причинно-следственных связей в природе при вырубке леса, используя ключевые слова.

Работа в парах. Затем один из учеников составляет эту схему на магнитной доске.

ВЫРУБКА ЛЕСА —  ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ — РЕКИ,
ОЗЁРА — КЛИМАТ — РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР — ЖИВОТНЫЙ МИР —  ПОЧВЫ — РЕЛЬЕФ

Объяснение: После вырубки леса, талые воды будут быстро стекать с поверхности , так как они не будут задерживаться корнями деревьев, меньшее количество влаги проникнет вглубь земли и уровень грунтовых вод понизится, менее полноводными станут реки и озёра, так как они питаются подземными водами, климат станет более континентальным, уменьшится содержание кислорода в воздухе, погибнут многие растения, уйдут или погибнут многие животные, почвы станут менее плодородные, так как гумусовый слой быстро будет вымываться талыми водами и дождями, начнут быстро расти овраги, так как поверхность земли не будет скреплена корнями деревьев, то есть изменится рельеф.

Какую важнейшую географическую закономерность мы доказали на этом примере?

Целостность географической оболочки. Это значит, что если изменить один из компонентов ПК изменятся все остальные компоненты, то есть, изменится весь природный комплекс. Но, что же делать, если срубить дерево необходимо! Как мы можем помочь лесу?

  1. Не рубить молодые деревья.
  2. На месте срубленного дерева посадить новое деревце.
  3. Запрещать вырубку леса в природоохранных зонах.
  4. Проводить экологические рейды в лес, чтобы очищать его от мусора.
  5. Собирать макулатуру.
  6. Не заниматься браконьерством.
  7. Не разрушать муравейники.
  8. Не рвать растения, которые стали редкими и охраняются законом.

6 этап. Охрана природы. Чтобы сохранить красоту родного края, надо знать природу и бережно к ней относиться.

Для чего созданы Красные книги и почему для таких книг выбран красный цвет?

Первая красная книга появилась в 1966 году. Она была составлена Международным союзом охраны природы для всей планеты. Красная книга России была издана в 1985 году.

Красная книга Московской области составлена в 1997 году.

Далее проводится игра с мячом: “Охраняемые растения и животные Московской области”. Класс делится на две команды, и ребята становятся напротив друг друга. Ученик бросает мячик и называет любое растение или животное, которое находится под охраной в Московской области, ученик, словивший мячик, продолжает называть охраняемых животных и так далее. Побеждает команда, которая сможет больше назвать растений и животных.

Охраняемые растения. Ковыль, Венерин башмачок, ятрышник, кувшинка, кубышка, ландыш, сон-трава, хохлатка, плаун, купена, купальница, волчье лыко.

Охраняемые животные: выхухоль, бобр, рысь, белый аист, серый журавль, малая чайка, филин, глухарь, уж, ящерица, сом, шмель, бабочки: “Махаон”, “Голубянка”, “Аполлон”.

Заключение. Чтение стихотворений.

1 ученик.

Срубите лес – и, как в безлунной бездне,
Всё-всё, до муравьиной кучи,
До ёжика, до светлячка исчезнет.
Над пустошью лишь тени бросят тучи…

2 ученик.

Храните лес, чтоб эхо в нём гудело,
Чтоб в ручеёк Алёнушка глядела.