Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста в условиях Центра развития ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из приоритетных направлений работы психологической службы нашего Центра является психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка раннего возраста.

Мы считаем данное направление наиболее актуальным и необходимым, т.к. оно позволяет организовать систему мероприятий по профилактике отклонений в развитии детей на ранних этапах развития.

Система предупреждения отклонений в развитии детей раннего возраста, в условиях нашего Центра, начинает действовать задолго до поступления ребенка в дошкольное учреждение. Она состоит из двух блоков:

I БЛОК

Подготовка к поступлению в дошкольное учреждение

  • I этап маркетинговые исследования;
  • II этап социологический;
  • III этап адаптационный.

II БЛОК

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста

I этап

Маркетинговые исследования:

  • Изучение контингента детей ближайшего социума;
  • Работа с детской поликлиникой;
  • Работа группы раннего развития и социализации “Малышок” на базе Центра для детей от1 года до 3-х лет, не посещающих дошкольное учреждение.

II этап

Социологический:

  • Социальный скрининг семьи (“Социальный паспорт воспитанника”, “Анкета для родителей”);
  • Субъективная диагностика о готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение (анкета для родителей);
  • “Журнал адаптации” (ознакомительная беседа до поступления ребенка в ДОУ).

III этап

Адаптационный:

Режим посещения ДОУ (индивидуальный);

Использование здоровьесберегающих технологий;

Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

Отслеживание течения периода адаптации.

II БЛОК

Сопровождение развития детей в группах раннего возраста.

Включает в себя работу психолога в 4-х направлениях:

  • с администрацией;
  • с педагогами;
  • с родителями;
  • с детьми.

При приеме детей в дошкольное учреждение сложилась четкая система работы специалистов ППМС службы. Разработан алгоритм взаимодействия специалистов ППМС службы Центра при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Работает система предупреждения дезадаптации детей при приеме в ДОУ

Мероприятия Ответственный Сроки
1 Организационная работа:

беседа с родителями

комплектование групп и составление подвижного графика поступления детей в ДОУ

Заведующая Перед поступлением ребенка в ДОУ

По мере поступления детей в ДОУ

2 Медико-оздоровительная работа:

сбор анамнеза, просветительская работа с родителями

составление индивидуальных назначений, укрепляющих нервную и иммунную системы

реализация общеукрепляющих мероприятий для всех детей групп раннего возраста

индивидуальная медицинская помощь детям “группы риска”

наблюдение за физиологическим состоянием детей

 

контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима

Врач,

медсестра

Перед поступлением ребенка в ДОУ

 

 

 

Сентябрь

 

 

Индивидуально

 

В течение 5 дней с момента поступления в ДОУ

Постоянно

3 Психологическое обеспечение адаптационного периода:

разработка рекомендаций для воспитателей по организации адаптационного периода

психологическое просвещение воспитателей и родителей

обучение воспитателей приемам психопрофилактики

помощь в организации благоприятной развивающей среды, создание положительного психологического климата в группе

составление индивидуального режима адаптационного периода для каждого ребенка

коррекционная работа с тяжело адаптирующимися детьми, взаимодействие со специалистами

 

психологическое обоснование рекомендованных мероприятий

Педагог - психолог  

Август, по мере необходимости

По годовому плану ДОУ

Сентябрь

Постоянно

 

 

Индивидуально

 

После определения группы адаптации

Постоянно

4 Построение педагогического процесса:

работа с семьей (направленные беседы, анкетирование, составление индивидуального режима ребенка, учет индивидуальных запросов родителей в отношении ребенка)

реализация индивидуального подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития

использование психосберегающих технологий

 

организация благоприятной развивающей среды

создание благоприятного психологического климата в группе

регистрация наблюдения за ребенком в адаптационном листе

Воспитатели  

Начинается перед поступлением ребенка в ДОУ

 

 

Постоянно

 

В течение всего адаптационного периода

Постоянно

 

Постоянно

Индивидуально

5 Организация специальных оздоровительных игр с музыкальным сопровождением (музыкальные игры, хороводы, элементы танцевальных движений, песни) Музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию  

Для реализации комплексного подхода в деле помощи семье, в которой имеется ребенок раннего возраста, взаимопонимание специалистов является центральным звеном в системе профилактического воздействия.

В работе с детьми раннего возраста активно взаимодействуют специалисты:

- воспитатель (см. построение педагогического процесса);

- психолог;

- медицинские работники;

- администрация Центра;

- музыкальный руководитель (развитие движений, чувства ритма, крупной моторики, артикуляционного аппарата);

- инструктор по физической культуре (организует занятия по плаванию, тем самым способствует общему физическому развитию, укреплению здоровья);

- учитель-логопед (индивидуальная работа по развитию речи, консультирование).

Для полноценной организации развивающей работы необходим тщательный анализ уровня развития каждого воспитанника. Информацию об актуальном уровне развития нам позволяет получить система диагностических мероприятий, включающая в себя медицинскую, педагогическую и психолого-педагогическую диагностику:

Медицинский скрининг (сбор анамнеза, заполнение индивидуальных карт развития);

Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста Г.В. Пантюхиной, Голубевой;

Психолого-педагогическое обследование уровня умственного развития детей Е.А. Стребелевой.

Ранняя диагностика умственных нарушений чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Необходимость ранней диагностики определяется таким важнейшим свойством нервной системы, как пластичность. Исследования И. П. Павлова показали, что чем моложе организм, тем нервная система более пластична и гибко реагирует на воздействие извне.

Мы используем отечественные разработки, позволяющие осуществлять диагностику и мониторинг развития детей раннего возраста. Оптимальным инструментарием для этого мы считаем диагностический комплект Е.А. Стребелевой.

Предлагаемые методики направлены на изучение уровня умственного развития детей раннего возраста (2 - 3 лет). Они предназначены для определения основных параметров умственного развития ребенка: принятия задания; адекватности его решения; обучаемости во время диагностического обследования; отношения к результату своей деятельности.

Предлагаемые задания позволяют выявить возможности умственного развития ребенка: восприятия, выделения отдельных признаков предмета (величины, цвета); узнавания; наглядно-действенного мышления; продуктивных видов деятельности (рисование, конструирование).

Разносторонность диагностирования умственного развития ребенка 2 - 3 лет позволяет обнаружить отклонения и определить пути его коррекционного обучения, специфические для каждого типа нарушений.

Эффективность данной системы работы подтверждается анализом степени адаптации детей. На протяжении последних 3-х лет наблюдается стабильно высокое количество детей, имеющих легкую степень адаптации – 70-80%.

Благоприятная адаптация позволяет обеспечить оптимальные условия для охраны и укрепления психофизического здоровья, развития личности ребенка.