Программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков

Разделы: Школьная психологическая служба


В процессе проводимого диагностического исследования разработана программа социально-психологических тренингов коррекции и развития коммуникативных навыков подростков. Данная программа направлена на достижение социального успеха подростками, развитие навыков эффективного общения и уверенного поведения.

На наших тренингах подростки получают теоретические знания, касающиеся того, как “правильно” общаться, налаживать контакт, строить беседу, выходить из конфликта, а самое ценное – имеют возможность практической отработки навыков в сфере общения.

Основным предметом внимания программы, является:

- взаимодействие между подростками, в частности, в коллективе;

- способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе этого общения;

- влияние и противостояние влиянию.

Этапы работы:

  1. Установочный этап – включающий в себя сбор диагностического материала.
  2. Коррекционно-развивающий этап.
  3. Заключительный этап:
    - этап работы с родителями и педагогами;
    - анализ и подведение итогов работы.

Формы и методы работы.

  • групповая работа;
  • элементы индивидуальной работы;
  • групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы);
  • психогимнастика;
  • наблюдение за коммуникативным поведением других (эффективный способ повышения собственной компетентности)
  • ролевые игры;
  • элементы индивидуальной и групповой релаксации;
  • подвижные игры.

Критерии эффективности.

  • Усиление личностных ресурсов;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Наличие навыков конструктивного поведения;
  • Наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности.

Цель программы:

  • Развитие личностных ресурсов учащихся в области коммуникативных умений и навыков;
  • Формирование умения слушать, высказывать свою точку зрения, умение аргументировать и отстаивать свою позицию;
  • Формирование у подростков моделей поведения, приводящих к компромиссному решению;
  • Освоение способов конструктивного поведения в конфликте;
  • Осознание особенностей собственного поведения в конфликте;
  • Рассмотрение собственных ресурсов в разрешении конфликтов;
  • Выработать навыки бесконфликтного поведения.

Задачи программы:

  1. Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;
  2. Ознакомить участников с основными принципами проводимого тренинга, принять и строго соблюдать правила работы группы;
  3. С помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения;
  4. Способствовать закреплению навыков самоанализа;
  5. Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения;
  6. Расширить представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Тематическое планирование тренинговой программы для старшеклассников

“Основы конструктивного общения”.

п/п

Тематика занятий

Время проведения

1. Контакт. Зачем и как мы это делаем? 1,5 ч
2. Наши оценки и поведение людей. 2 ч
3. Коммуникация чувств. 2 ч
4. Что такое эмпатия? 1,5 ч
5. Умею ли я слушать? 1,5 ч
6. Отстаивание точки зрения и аргументация. 1,5 ч
7. Какое решение верно. Нахождение компромисса.

А) умение договариваться в группе;

В) невербальное принятие решений.

 

1,5 ч

1,5 ч

8. Технология взаимодействия с трудными людьми.

Личностные качества в социальных ролях

2 ч
9. Отработка навыков уверенного поведения в конфликтной ситуации 1,5 ч
10. Завершение и закрепление. 3 ч
  Итого: 19,5 ч

Предполагаемый результат.

Сформированность адекватной самооценки и освоение эффективных поведенческих стратегий с целью регуляции социальных отношений.

Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности.

Сформированность навыков адекватного конструктивного поведения.

Развитие навыков доброжелательного общения.

Данные социально-психологические тренинги являются эффективным средством воздействия, позволяющим решать широкий круг в области общения, основная цель которых – развитие личностных ресурсов старших подростков в области коммуникативных умений и навыков. Например, упражнение “Самопрезентация” позволяет осуществить целенаправленное корректирующее влияние на личность подростка и решить целый спектр проблем – от развития коммуникативных навыков до умения самостоятельно разрешать личностные проблемы.

На занятиях дети отрабатывают навыки инициативности в общении, умение “пристроиться” к партнеру. Подростки могут “примерить” на себя различные модели поведения в конфликтных ситуациях, выбранных из личного жизненного опыта. С помощью проигрывания ситуаций подростки учатся как “правильно” общаться, налаживать контакт, как эффективнее строить и поддерживать беседу.

С помощью игр развивается более глубокое понимание себя, гибкость в общении, открытость, оптимизм.

Тема одного из занятий:
“Личностные качества в социальных ролях”.

Подготовка помещения: классный кабинет.

Первые две парты сдвинуть вместе, создав три рабочих места для групп, остальные парты сдвинуть в конец помещения.

Инвентарь:

Необходима доска, мел. Заготовленные карточки с наборами качеств (три экземпляра). Приложение № 1. Скотч или клей на три стола. Чистые листы, карандаши, ручки. Карточки с названиями социальных ролей. Приложение № 2.

Объяснение темы, постановка задачи перед участниками занятия, вопрос: Мы с вами поговорим сегодня о ролях, которые мы играем в жизни. Какие бывают роли? (Заслушиваются варианты ответов.)

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ? выписывается на доске и сохраняется до конца занятия.

(Время 1,5 минуты)

Игра “Лидер”. (На создание рабочих групп с равно распределенными активными участниками).

Пусть встанет тот кто…

Считает себя человеком

Самый красивый

Самый умный

Самый добрый

Самый хитрый… и т.д.

(Время 2-3 минуты)

Рассаживаются первые “лидеры”, а потом все остальные за столы, образуя 3 рабочие группы.

Выбор карточек лидерами групп, с названием социальной роли.

Зачитываются вслух, для всех групп.

(Время 2-3 минуты)

Задание в группах: Составить портрет каждой роли полученной группой, из предложенных карточек с различными качествами и моделями поведения. Участники должны на бумаге изобразить человека в предлагаемой роли, приклеивая к нему на свой выбор, качества присущие именно этой роли.

(Время 5-7 минут)

По истечении времени, группы вывешивают свою модель на доску, и зачитывают вслух всем.

Вместе находим качества, повторяющиеся во всех трех ролях, выписываются на доску.

Вопрос участникам: почему во всех трех ролях совпали те или иные качества?

Рефлексия участников.

В результате получаем качества называемые личностными. Создается абстрактная модель личности. Данные качества, повторяющиеся во всех трех рассматриваемых ролях, являются основой для успешности личности в жизни, для успешной адаптации в социальной среде. То есть данные качества являются стержнем в нас, в любой роли.

(Время 2 минуты)

Игра: “Паровозик”. Первый участник с открытыми глазами является локомотивом, везущим за собой состав вагончиков, которые в свою очередь находятся с закрытыми глазами. По хлопку последний вагончик становится локомотивом, и продолжается движение в другую сторону.

Рефлексия на игру.

Какие чувства испытывал в роли локомотива, в роли вагончика?

В каких сейчас вы были ролях? (Ведомый - вагончик, ведущий-локомотив)

(Время 4-5 минут)

Возврат к вопросу заданному в начале занятия,

Что такое социальная роль, и какие роли мы выполняем в нашей жизни, и какие еще будем выполнять?

Заключение темы:

У каждого человека в жизни есть и будут множество социальных ролей, но основой успешной личности во всех ролях является стержень – личностные качества, за счет которых мы можем быть успешными в каждой из своих ролей.

Локомотивом являются, движущие нашими ролями, личностные качества.

(Время 3-4 минуты)

Ритуальный заключительный круг: “Интересное полезное”.

Что интересного узнал, что узнал полезного для себя?

Остатки времени от занятия отводятся на эмоциональную разгрузку:

Игра: “Постройся по росту”.

С закрытыми глазами построиться по росту. (Игра вызывает подъем положительные эмоций).

Прощание.

 Приложение №1

 Приложение №2