Открытый урок по теме: "Великая Отечественная война — трагедия и подвиг советского народа"

Разделы: История и обществознание


Метод позиционного обучения. Урок-погружение в форме деловой игры.

Цели:

  • повторение, систематизация и обобщение материала изученного по Великой Отечественной войне;
  • практическое применение полученных теоретических знаний (работа с документами, картой);
  • воспитание патриотических чувств учащихся на примере героизма и мужества советских людей во время Великой Отечественной войны.

Оборудование: общее (альбомные листы, карандаши, фломастеры), обязательное (учебники, листы учащихся, документы, карты, оценочные ведомости, атласы, ордена, медали и удостоверение участника Сталинской битвы- Юрченко Н.С., проигрыватель, пластинка с песнями “Священная война”, “День Победы”).

Вступительное слово учителя.

На долю нашей Родины выпало немало испытаний, но самым страшным из них стала Великая Отечественная война. Прошло 59 лет, но все последующие поколения свято чтят память об этих страшных днях. Вероломное нападение врага застало врасплох большинство дивизий и полков приграничных округов. Итог внезапного удара был страшен. Сотни тысяч убитых, раненых, пленных, пропавших без вести военнослужащих, многие дивизии, попавшие в окружение, захваченные врагом склады с боеприпасами и горючим. Обстановка на 1 этапе войны для СССР была катастрофической. Сколько усилий пришлось приложить советскому народу, чтобы разгромить врага.

Шаги

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Тезисы Предложить учащимся выбрать идеи темы (война глазами учащихся) Великая Отечественная война – тяжёлое испытание национального единства, любви к Родине и экономических возможностей Советской страны. Перед началом работы администраторы проверяют наличие оборудования у всех в группе. Ведущий начинает работу, называя первым свой вариант ответа. Референт записывает все варианты. Аналитик выбирает лучшие. Оптимист предлагает свою версию, подвергая сомнению имеющиеся. Контролёр подводит итог и выставляет в оценочную ведомость.

Итог: Учитель помогает ребятам избрать наиболее значимые тезисы.

2. Символ Ребятам предложено составить символ Великой Отечественной войны на альбомных листах, ярко раскрашенные они вывешиваются на доску. Ребята рисуют символы на альбомном листе. Контролёры подводят итоги. Рисунки вывешивают на доску.
3. Понятие Учащимся предложено выделить основные понятия и записать их в тетрадь. Вермахт; Трибунал; Эвакуация; Императив – повеление, требование; Оратория – музыкальное произведе-ние для хора солистов; Публицистика – жанр, который освещает вопросы политики и общественной жизни; Радиолокатор – прибор для определения места предметов в пространстве; Котел – район окружения войск; Плацдарм – район развертывания войск; Форсирование – преодоление естественного препятствия; Гегемония– преобладание, руководство; Репарация– возмещение убытков нанесенных войной; Коренной перелом-переход инициативы в руки советского командования в ходе наступательных операций 19 ноября 1942г. Предложить учащимся составить список терминов и понятий на листке учащихся. Контролёр заносит результаты в оценочную ведомость.
4.Кластер

(схема)

Битва под Москвой Сталинградская битва Курская Дуга Битва за Кавказ Снятие блокады Ленинграда Корсунь-Шевченковская операция Висло-Одерская операция Берлинская операция

Предложить учащимся составить схему войны. Различные варианты схем вывешиваются на доску.
5.

Синквейн стих

Война - это горе и слезы, страдание
Смертей придорожная тень
Война это мужество и ожидание
И подвиг советских людей
Война - это сила из тысяч
Сложенная из танков, штыков и солдат
Но Родина-Мать не побежденная
Навеки тому не бывать.
И Слава солдатам спасавшим
Отечество, изгнавших фашистов с Земли
Им низкий поклон от всего человечества
От нас, кто живет в эти дни.

Порошина. Е.В.

Учащиеся составляют свой стих или представляют заготовку уже известных произведений. Звучит песня “Священная война”. Референт записывает все произведение учащихся. Аналитик выбирает лучшие для озвучивания. Контролер заносит результаты в оценочную ведомость.
6. Практика Предложить ребятам составить краткую характеристику основных битв ВОВ с применением карты, атласов. Е. В. Рассказ о Дусе Сорокиной. Работа с документами “План Барбаросса” и “Приказ №227”. После рассмотрения материалов по Берлинской операции звучит песня "День Победы”. Работа с картой у доски:

Пряткин - Сталинградская битва

Родионова - Битва за Кавказ Марущенко - Курская битва Хомова Берлинская операция

Гаврюшенко - подвиг панфиловцев

Пряткин - рассказ о Юрченко Родионова - Битва за Кавказ

Оборона Гулькевичей.

Другие члены группы работают по атласам.

7. Рефлексия Детям предлагается выделить трудности, с которыми они столкнулись при изучении темы.

1. Учебник написан сложным языком.

2. Объем материала слишком большой.

3. Много для запоминания дат, имен.

И так далее.

Дети отмечают свои варианты рефлексии. Референт записывает все. Контролер заносит результаты в оценочную ведомость.
8. Вопросы Предложить детям составить несколько вопросов по изученной теме.

1. В чем значение Битвы под Москвой?

2. Почему Сталинградскую битву определили как коренной перелом в ходе ВОВ?

3. Почему союзники открыли II фронт только 6 июня 1944 г.?

4. Почему СССР удалось победить фашистскую Германию?

Дети составляют свои вопросы и отвечают на них. Референт их записывает. Аналитик выбирает лучшие. Оптимист предлагает новые варианты. Контролер заносит результаты в оценочную ведомость.
9. Экспертиза Контролеры подсчитывают результаты работы и подводят итог, заполняя оценочную ведомость.  

 Резюме.

Сегодня мы провели большую работу по теме. Творчески отразили свое понимание трагичных и славных событий ВОВ. Вспомнили основные из них, систематизировали изученный материал в схеме, выделили все основные термины, изученные по теме. Определили трудности и закрепили свои знания.

Звучит песня “День Победы”.

Мы все любим свою Родину и наверное чувство патриотизма у русских людей врожденное, потому что все времена наш народ с честью отстаивал свою независимость и государственность. Советский Союз победил фашистов благодаря мощной, созданной в 30-е годы индустриальной базе, благодаря единству советского народа, благодаря плеяде талантливых военачальников (Жукова, Рокоссовского, Мерецкова, Конева и др.). Немаловажную роль сыграл массовый героизм советских воинов. За мужество, храбрость и героизм орденами и медалями СССР было награждено более 7 миллионов воинов.

11358 были удостоены звания Героя Советского Союза, в том числе 104 тысячи человек Дважды Герои СССР, а Г. К. Жуков, летчики Кожедуб и Покрышкин - Трижды.

Победа далась дорогой ценой. По приблизительным оценкам война унесла 27 миллионов человеческих жизней в том числе 10 миллионов воинов. Остальные погибли при артобстрелах, воздушных бомбардировках, в период блокады городов и массового террора на оккупированных территориях. Но народ выстоял. Советские вооруженные силы закончили войну самыми мощными в мире.

Долгожданный День Победы стал в народном сознании самым светлым и радостным праздником, означавшим конец кровопролитной и разрушительной войне.

Домашнее задание.

Подготовить дополнительный материал (доклады, фотодокументы) по теме: “Освобождение Кубани от фашистских захватчиков”.