Ночью здесь такая тишина!
Звезды опускаются на крышу,
Но как все, я здесь оглушена
Грохотом, которого не слышу.
М.Петровых
Задание к уроку: подготовить сообщение о личности и жизненном пути Марии Петровых.
«Вспоминая годы войны, когда, казалось бы, не до поэзии, должна признаться: никогда я не читала и не слышала столько прекрасных стихотворных строк, сколько обрушилось на меня в Чистополе», - говорит Ольга Сергеевна Дзюбинская, театральный критик, находившаяся в эвакуации в нашем городе (4, 174).
И это не удивительно. «Представь крохотный, занесенный снегом городок, избы с керосиновыми мигалками, хрипящее радио, нетопленный Дом учителя, ставший писательским клубом, почту, приходящую раз в неделю, и трижды на день встречающихся творцов изящной словесности, и ты будешь иметь кое-какое представление о чистопольской «писательской колонии», быт которой, конечно, войдет не в одни литературные мемуары», - свидетельствует Александр Гладков (1, 508).
Да, на чистопольских улицах можно было встретить Б.Пастернака и Н.Асеева, В.Бокова и О.Колычева, А.Суркова и И.Сельвинского, М.Исаковского и Л.Ошанина… Для одних на несколько месяцев, для других более, чем на два года наш город стал местом жительства, частью их творческих судеб.
Чистополь дал путевку в жизнь молодым поэтам В.Бокову и Л.Ошанину, принятым здесь в члены ССП, здесь же произошло «открытие» нового поэтического имени – Марии Сергеевны Петровых. Ее знали как великолепную переводчицу, а собственные стихи копились «впрок», переделывались, переписывались, редактировались… Многие даже из писательской среды восприняли литературный вечер Петровых в Доме учителя в Чистополе как рождение нового талантливого поэта.
Разговор о творчестве М.Петровых военной поры мы начнем с сообщения о личности и творческом пути поэтессы
Возможный вариант сообщения: Мария Сергеевна Петровых родилась 13 (26) марта 1908 года в Норском Посаде, недалеко от Ярославля. Из автобиографических записок: «В шесть лет я «сочинила» свое первое стихотворение, и это привело меня в неописуемый восторг, я восприняла это как чудо, и с тех пор все началось, - и мне кажется, мое отношение к возникновению стихов с тех пор не изменилось». «Детство мое! Кажется, ни у кого не было такого хорошего… До девяти лет – счастье». Отец Петровых – инженер-технолог. Семья была большая – пять человек детей. Что окружало? Неброская красота российской природы, величавая Волга, в саду – березы, два больших кедра, жасмин, крыжовник. «Леса кругом были чудесные», - вспоминала Мария Сергеевна.
Когда ей было пятнадцать лет, она стала ходить на собрания Союза поэтов города Ярославля, была принята в него. «Окончив школу, уехала в Москву и поступила на Высшие государственные литературные курсы… экстерном закончила Московский университет. На одном курсе со мной, - пишет Петровых, - учились, ставшие впоследствии замечательными поэтами Арсений Тарковский и Юлия Нейман… Много писали стихов… Молодость моя как-то странно соединяла в себе мучительную тоску и безудержное веселье. Вероятно, это у многих так. Я не носила стихи по редакциям. Было без слов понятно, что они «не в том ключе». Да и в голову не приходило ни мне, ни моим друзьям печатать свои стихи. Важно было другое: писать их».
Мы начинали без заглавий,
Чтобы окончить без имен.
Нам даже разговор о славе
Казался жалок и смешон.
С 1934 года Мария Петровых начала работать как литературный переводчик.
В 1936 году она вышла замуж за музыковеда В.Д.Головачева. 19 февраля 1937 г. родилась их дочь Арина, а в июне муж был арестован, осужден на пять лет, сослан в Карелию, где умер в 1942 году.
В апреле 1941 г. умер отец Петровых, в мае сгорел их дом в Сокольниках, а в июне началась война…
Судьба за мной присматривала в оба,
Чтоб вдруг не обошла меня утрата.
Я потеряла друга, мужа, брата,
Я получала письма из-за гроба.Она ко мне внимательна особо
И на немые муки торовата.
А счастье исчезало без возврата…
За что, я не пойму, такая злоба?
В конце июля 1941 г. Мария Сергеевна с четырехлетней дочерью приезжает в Чистополь. «Это было трагическое и замечательное время. Это было время необычайной душевной сплоченности, единства. Все разобщающее исчезло… Силой обстоятельстсв мы оказались как бы на спасительном острове, в Москве такой близости и тяготения друг к другу уже не было», - писала Петровых впоследствии.
В сентябре 1942г. Мария Сергеевна вернулась в Москву. Под давлением друзей подготовила рукопись книги стихов и отнесла в издательство «Советский писатель», однако получила отрицательные рецензии. Больше попыток издать собственные стихи она не предпринимала, до конца жизни (1.06.1979) занимаясь переводами. Она была прекрасным переводчиком, потому что понимала и ценила чужие стихи, обладала талантом сопереживания, сочувствия, глубокого и тонкого проникновения в поэтические строки.
Свою поэтическую судьбу ей удалось предугадать:
Вообрази – тебя уж нет,
Как бы и вовсе не бывало,
Но светится твой тайный след
В иных сердцах… Иль это мало –
В живых сердцах оставить свет?
В нашем городе еще живы те, кто помнит Марию Сергеевну военной поры, ее голос, звучавший из репродукторов (она работала на чистопольском радио), ее поэтический вечер в Доме учителя, - те, в чьих сердцах она смогла «оставить свет». Их воспоминания, свидетельства очевидцев помогут нам представить и понять, какой была М.Петровых в жизни.
Из воспоминаний О.Г.Майстрович:
«У нас в доме поселилась Мария Сергеевна Петровых. Жили они в маленькой комнате с дочкой Аринушкой, мамой, сестрой и ее мужем. В 10 квадратных метрах было тесно, и сестра с мужем подыскали себе другое жилье. Во второй комнате поселилась семья журналиста Россельса (из четырех человек). В третьей жили наши давнишние квартиранты. А в четвертой мы: бабушка, дедушка, мама и я.
Так все вместе и жили, и не было никаких конфликтов. Кухней пользовались все. Бабушка топила русскую печь, и все там готовили обед. Утром и вечером ставили большой самовар, из него все брали кипяток и пили чай.
Радио у нас тогда не было, и я не знала, что Мария Сергеевна работала диктором. К ней часто приходили Н.Асеев и Б.Пастернак.
Марию Сергеевну помню худенькой женщиной среднего роста, всегда очень аккуратно и опрятно одетой. Она казалась мне человеком высокой культуры, прекрасно воспитанной, очень доброжелательной и очень порядочной. Я никогда не слышала разговоров в повышенном тоне, все они прекрасно владели собой и не позволяли себе распускаться» (3).
Из воспоминаний И.А.Пермяковой:
«Она (М.С.Петровых) появлялась у нас в доме всегда в чем-то сером, неброском. И прическа у нее была простая – стриженые волосы с зачесом набок, казавшиеся мне тоже серыми. В первый приход свой принесла она стихи для радио (они с моей мамой участвовали в общих передачах), глянула светлыми глазами, озарила лицо тихой, неуверенной улыбкой.
- Какие у вас глаза красивые! – вырвалось у мамы.
Она усмехнулась и поправила прядку:
- Знаете… когда о женщине нечего сказать, ей часто говорят: «Но зато глаза у вас какие…»
Мама, человек искренний, горячо запротестовала, а я пригляделась к этой женщине, ее ровеснице. Глаза у нее действительно были необыкновенные: из них тихо изливался свет души, израненной и чистой, это поняла даже я, десятилетняя в ту пору, и прошло это со мной через всю жизнь: свет души, отраженный взглядом, придающий неприметному облику возвышенное, мечтательное, над землей летящее выражение…» (3)
Обращаемся к классу с вопросом: какие черты личности М.Петровых привлекли ваше внимание?
Она была скромной в быту, очень доброжелательной и порядочной, хорошо владела собой. Производила впечатление человека высокой культуры.
Внешняя простота (коротко стриженные волосы, неброская, но опрятная одежда) сочеталась в ней с воспитанностью, образованностью. Она мне показалась по-настоящему интеллигентным человеком.
Примечательны ее глаза – «зеркало души», израненной и чистой, - придающие ее облику возвышенное выражение. Это даже ребенок смог заметить.
Воспоминания О.С.Дзюбинской помогут нам воссоздать атмосферу поэтического вечера М.Петровых, услышать ее голос.
«Мария Сергеевна – бледная, какая-то от всего отрешенная, с традиционной челкой русских поэтесс, в черном платье и черных «лодочках» - вышла на сцену и читала свои стихи, заглядывая в ученическую тетрадку...
Я, как всегда, пришла заранее, устроилась в первом ряду. «Представил» Марию Петровых Борис Леонидович Пастернак. А потом он весь вечер сидел на сцене, вполоборота к залу, забыв, что кругом люди, радуясь каждой удачной рифме, громко выражая свои чувства, ликуя после понравившейся ему строки
«Мария Сергеевна, у меня к Вам творческая зависть!» – помню, выкрикнул он с непосредственностью школьника…
Стихи М.Петровых я запоминала, записывала, читала друзьям…
Странное чувство рождают эти стихи: будто все твои думы о городе на Каме подслушаны, вызнаны поэтом, выразившим твою боль, твою любовь, твои личные ощущения» (4, 175-176).
Мы не знаем точно, какие именно стихи прозвучали в тот день в исполнении Марии Сергеевны. Скорее всего, были среди них и те, которые помечены 1942 годом и написаны в Чистополе.
Послушаем одно из них «Апрель 1942 года» и ответим на вопрос: о чем это стихотворение? ( Тексты стихотворений см. в Приложении.)
- Если бы не две заключительные строки, я бы сказал, что это стихотворение о нашем городе, о природе, о смене времен года. Свирепая зима с лютыми морозами, сугробами, ветрами, тяжкими снегами сменилась весной: «земля в прозрачном серебре», «солнце светит горячей, за ручьем бежит ручей», «млеет воздух голубой».
- Весенние картины рисуют пробуждение природы. Весной оживает не только все вокруг, но и человеку становится веселее и радостнее жить. Это естественно. Но этот естественный ход вещей нарушен, сломан войной: «и если б только не война, теперь была б весна». Пока идет война «весне» нет места в душе человека.
- Мне кажется, что в стихотворении образ зимы чем-то похож на образ самой войны. Зима сама по себе суровый, трудный период в жизни человека, а Петровых так рисует ее, городок, находящийся в ее власти, что невольно возникают ассоциации с войной, битвой: «свирепая зима», «лютовал мороз» (лютовать может враг), ветры дуют, «сшибаясь грудь о грудь», пурга «разбивалась впрах о тяжкие снега».
- Вами отмечена одна из особенностей поэтического мира Петровых: пейзажные зарисовки, мир природы в ее поэзии неотделимы от жизни человека, его чувств и раздумий. Силам природы дана способность создавать стихии, но только поэт обладает даром почувствовать их, услышать и даже увидеть. Война вторгается в жизнь природы, разрушает человеческие судьбы, отнимает жизни. Само слово «война» становится для Петровых, умевшей мерить слова какой-то особой мерой, вглядываться в них, стремясь постигнуть их глубинный смысл, страшным словом.
Обратимся к стихотворению «Проснемся, уснем ли – война, война…» и ответим на следующие вопросы:
Какое слово является ключевым? Ответ обоснуйте.
- Ключевое слово – война. Оно связано с основной идеей стихотворения – «тебя истреблю, война». На это же указывает частота его употребления (слово употреблено 13 раз) и наличие лексики военной тематики: битва, знамя, павшие братья, багровый свет, пятнышко крови.
- Об этом же слове размышляет автор, обращается к нему:
Какое ты слово: война, война…
Как будто на слове
Ни пятнышка крови,
А свет все багровей во тьме окна.
Какими художественными средствами создается образ войны?
- Война в стихотворении называется по-разному: «наш спутник угрюмый», «тоска», «ты, проклятье, - темным-темна».
- Создается даже цветовой образ войны: черный, темный, угрюмый в сочетании с багровым, кровавым.
- Война «оживает» в стихотворении Петровых. Поэт обращается к ней «ты, война», ее можно истребить. Сама война активно действует в поэтическом пространстве: «сжимает горло, лишает сна, путает имена», видны ее следы – «павшие братья… в безвестных могилах».
- Слово «война» звучит тревожно и неотвязно, своеобразным рефреном проходит через все стихотворение, усиленное повторяющейся рифмой. Звуковая, интонационная природа стиха разнообразна и богата, этому способствуют и повторяющаяся рифма, и укороченные строки. Разнообразие и повторяемость звуковых пар создают опреленное настроение, слово сливается с мелодией, и мысль приобретает глубину и силу, какая бывает возможна только в поэзии.
Такому же острому и пристальному вниманию подвергается у Петровых понятие «ненависть».
Читаем стихотворение «Я думала, что ненависть – огонь…» и отвечаем на вопрос: какие два понимания ненависти противопоставляются в стихотворении?
- Ненависть-огонь – чувство, обжигающее, испепеляющее, но и, как огонь, недолговечное. А ненависть-пустыня – бесконечное, безжизненное пространство, в котором гибнет все живое. И прежде всего гибнет человеческая душа, потому что ненависть убивает все другие чувства.
- Ненависть-пустыня страшнее и мучительнее. В ней нет «ни конца, ни краю», чтобы ее преодолеть, нужно много дней, много усилий. Лирической героине начинает казаться, что «может быть, вторая иль третья жизнь сменилась на ходу», но она все «идет, не умирая».
В стихах М.Петровых предельно обнаженно переданы не только личные чувства, но и чувства миллионов ее сограждан: жгучая ненависть к войне, к врагу, горечь утрат, страдание и тревога, не отпускающие ни на миг.
Что же давало силы ей, хрупкой женщине, «идти, не умирая»? Обратимся к стихотворению «Не плачь, не жалуйся, не надо…»
- Чувство единства человека и природы дарит людям надежду. Земля, солнце, дождь, воздух, вода – они с человеком безотлучно, они его защита в минуты отчаяния и одиночества. Они существуют вопреки войне. Рассвет становится «наградой за мученическую ночь», жар солнца согреет сердце, ляжет на него, как загар, вода даст ощущение свободы и любви, воздух подарит счастье – «вы счастливы на зависть оба, - ты дышишь им, а он тобой».
- Это стихотворение контрастно по отношению к ранее прочитанным. Оно само как кусочек солнца, само дарит ощущение тепла, любви, радости. Даже не верится, что все эти стихи созданы почти одновременно, в страшные военные годы. Невольно вновь вспоминаются необыкновенные глаза Марии Сергеевны: свет ее чистой души изливается и из них, и из ее стихов. Она, наверное, умела не только ненавидеть, но и любить, нежно, преданно, одухотворенно.
Не могло не найтись места в поэзии М.Петровых и стихам о любви, чувстве, приходящем к человеку независимо от обстоятельств и даже вопреки им.
Прочитав стихотворение «Не взыщи, мои признанья грубы…», ответьте на вопрос: как достигается в нем достоверность передачи силы чувства героини?
- Героиня испытывает все самые сильные ощущения любящего человека: у нее «пересыхают губы», «заходится дыханье», «глаза застилают слезы от одной лишь мысли» о возлюбленном.
- Использование эпифоры «от одной лишь мысли о тебе» подчеркивает остроту и силу переживаний.
- Мольба о любимом становится основным содержанием, смыслом ее бытия.
- Развернутые сравнения придают стихотворению эмоциональность и глубину. Интересно первое, скрытое сравнение «мои признанья грубы, ведь они под стать моей судьбе»: грубые, неумелые признанья героиня сравнивает со своей судьбой, возможно, с «неумело» прожитой жизнью.
- В заключительном четверостишии поэтесса использует аллегорию: «не беда, что сад мой смяли грозы». Невольно сразу возникает ассоциация – не просто сад, а сад души. Чувство героини подвергается испытанию, ее любовь не безмятежна, и все равно «глаза … застилают слезы от одной лишь мысли о тебе».
М.Петровых писала: «Дорожу в искусстве гармонией, лаконизмом, скрытым огнем». Все эти качества присутствуют в лирике самой поэтессы, в этом мы убедились на сегодняшнем уроке, обратившись к стихотворениям различной тематики, объединенным временем и местом написания – 1941-1942 годы город Чистополь.
Домашнее задание по группам:
1 группа – выявить чистопольские реалии в стихотворениях «Чистополь», «Завтра день рожденья твоего…», «Год, в разлуке прожитый…», «Мы смыслом юности влекомы…»;
2 группа – стихотворение М.Петровых «Назначь мне свиданье…» Анна Ахматова назвала «одним из лучших любовных стихотворений в русской поэзии 20 века».
Согласны ли вы с такой оценкой? Какое впечатление стихотворение произвело на вас?
Проследите за движением чувств лирической героини. В чем особенность создания основных образов?
Какие средства художественной выразительности использованы?
Литература:
- Гладков А.К. Письмо к брату // Встречи с прошлым: Сб. материалов Центр. Гос. арх. Лит. и искусства СССР. Вып. 4. – М.: Сов. Россия, 1982
- Петровых М.С. Черта горизонта: Стихи и переводы. Воспоминания о Марии Петровых. – Ереван, 1986
- Харитонова Н.С. Молчание ночей и дней // Чистопольские известия, 2003, 23 марта
- Чистопольские страницы. – Казань, 1987
- Шалит Ш. «Я домолчалась до стихов…» // Чайка, 2001, № 11