Некоторые аспекты управления инновационной моделью

Разделы: Администрирование школы


В основе концепции ОУ как специальной (коррекционной) начальной школы – детского сада лежит повышение эффективности и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья с целью успешной их социально–психологической адаптации и интеграции в социум.

Для сложившейся и динамично развивающейся системы продолжает оставаться актуальным поиск путей совершенствования специального образования детей с проблемами в развитии:

  • современной дифференцированной диагностики отклонений с раннего возраста;
  • применение набора диагностических методик для получения количественных и качественных показателей, сопоставление которых помогает определить уровень развития ребенка;
  • уровень соуправления специалистов разного профиля в системном и комплексном выявлении, коррекции и пропедевтики имеющихся отклонений.

Целостная система работы с ребенком, имеющим особые проблемы в развитии, представляет цепь взаимосвязанных мер:

  • комплексное обследование;
  • индивидуальная коррекционно–развивающая, реабилитационная работа с детьми;
  • анализ, уточнение коррекционно–развивающей работы с ребенком с обоснованием рекомендаций для дальнейших действий.

Наряду с уже используемыми технологиями, такими как непрерывное образование, здоровьесберегающие технологии, медико–социальные, психо–коррекционные, технологии двигательной и речевой коррекции, необходимо обновление и углубление уже используемых и поиск новых.

С позиций ключевых компетентностей системы образования ставится задача культивирования творческих способностей детей, социально–нравственного уровня, коммуникативных, общеучебных и поведенческих навыков.

Основу всех применяемых технологий составляет:

  • личностно–ориентированное воспитание и обучение;
  • усиление активных методов обучения, от индивидуально–репродуктивного уровня обучения к активному, творческому, деятельностно–практическому;
  • создание системы психолого–медико–педагогической поддержки детей, не охваченных специальным образованием на основе социального заказа населения (по типу поликлинического отделения) с целью привлечения дополнительных средств внебюджетного фонда;
  • развития новых организационных форм специального образования с целью удовлетворения потребности населения (детей, родителей) в группах кратковременного пребывания (на основе использования коечного фонда).

Целостным и приоритетным ориентиром деятельности ОУ будет являться взаимодействие с социальным институтом семьи, требующее высокопрофессионального социально–педагогического соуправления, коррекции и консультирования.

Требует продолжения практика целенаправленного обновления технологии и вовлечения всех педагогов к управлению инновационными процессами, создание системы связей между отдельными звеньями, развитие инициативы и ее стимулирование.

Требует усиления аспект индивидуальных медико–психолого–педагогических исследований с целью аналитического осмысления эффективности используемых технологий.

Цель: Обеспечение социально–психологических предпосылок эффективной интеграции детей с проблемами в социокультурную среду.

Задачи:

  1. Выявление, устранение и пропедевтика дисбаланса между процессами обучения и развития детей и их индивидуальными возможностями посредством диагностических, коррекционных, профилактических и организационно–просветительских мероприятий в комплексной деятельности специалистов.
  2. Совершенствование целостного процесса медико–психолого–педагогической коррекции развития ребенка с особыми образовательными потребностями и уровня соуправления специалистов разного профиля по развитии линий развития ребенка (физического, интеллектуального, эмоционально–волевого, коммуникативного, креативного).
  3. Обеспечение психологической поддержки родителей (лиц их заменяющих) и высокопрофессиональное консультирование по формированию адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним и соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса и медицинской реабилитации.
  4. Формирование психологической культуры субъектов образовательного пространства с целью подготовки процессов интеграции детей с проблемами в развитии и в интересах собственного развития педагога.
  5. Совершенствование профессиональной деятельности МППК с целью выбора оптимальных условий и содержания коррекционно–педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае.

Концептуальные принципы комплексной программы развития.

  1. Непрерывность движения и развития системы специальной комплексной помощи детям.
  2. Комплексный подход к решению проблем ребенка с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями в обучении.
  3. Целостный принцип системы. (Все компоненты, структуры, программы взаимосвязаны и служат общей цели).
  4. Участие всех субъектов в создании здоровьесберегающего пространства и психологического комфорта для детей и педагогов.
  5. Открытость комплексной системы соуправления с другими институтами системы образования и здравоохранения.
  6. Изучение научно–методических и теоретических результатов исследований и науки по проблемам коррекционно–педагогической работы с детьми.
  7. Отработка критериев измерения (количество, качество) результатов коррекционно–развивающей работы и уровня социализации.

Направления деятельности:

  • образование детей с нарушением в развитии;
  • комплексная коррекция отклонений детей с заболеваниями опорно–двигательного аппарата и центральной нервной системы;
  • личностное развитие детей, социализация и интеграция их в социум;
  • творческая самореализация медико–педагогического состава;
  • повышение экономической эффективности образовательного учреждения.

Показатели эффективности работы ДОУ.

I. Показатели здоровья детей:

  • эффективность лечения ортопедической, неврологической патологий;
  • формирование базы физического здоровья детей;
  • снятие инвалидизации;
  • количество дней, пропущенных ребенком в году по болезни;
  • устойчивое психо–эмоциональное состояние, уровень адаптивных возможностей организма, адекватно реагирующих на внешние воздействия;
  • уровень работоспособности.

II. Показатели личностного развития ребенка:

  • уровень развития психических процессов, мотивации, эмоционально–волевого развития, уровня развития общеучебных навыков, самостоятельности;
  • уровень речевого развития;
  • уровень креативного развития.

III. Качество обученности. Уровень развития когнитивной деятельности.

IV. Рост профессиональной компетентности специалистов, их направленность на гуманизацию процессов образования.

V. Устойчивое партнерство с социальным институтом семьи.

Проект программы управления развитием ОУ.

Исполнитель: директор Богданова Л.Г.

Цель:

Повышать качество образования детей с ограниченными возможностями, ориентируясь на новые ценности системы специального образования, направленные на удовлетворение потребностей детей, родителей, государства.

Задачи:

  1. Совершенствование функции управления:
  • информационно–аналитической;
  • мотивационно–целевой;
  • планово–прогностической;
  • организационно–исполнительской;
  • контрольно–диагностической;
  • регулятивно коррекционной.
Мероприятия Ответственные Сроки исполнения
Постановка реальных целей и задач в планировании на основе объективного анализа, комплексного мониторинга диагностического характера Все субъекты и службы образовательного учреждения Два раза в год
  1. Продолжать утверждать новую позицию педагога–исследователя, экспериментатора, работать в режиме эксперимента.
  2. Мероприятия

    Ответственные

    Сроки исполнения

    Поиск и отработка критериев качества работы каждым и в комплексе через самообразование, опыт работы

    Все субъекты образования

    На конец отчетного периода, 01.06.

  3. Повышать уровень самоанализа своей деятельности (анализ результатов, анализ процесса, анализ условий):
  4. Мероприятия

    Ответственные

    Сроки исполнения

    Проведение проблемно–аналитического анализа

    Все субъекты

    На конец отчетного периода

  5. Развитие экспериментальной деятельности как условие активного профессионального роста коллектива и развитие инновационного процесса.
  6. Мероприятия

    Ответственные

    Сроки исполнения

    Поиск социальных технологий, обеспечивающих развитие личности ребенка и интеграцию в социум

    Все службы образований

    В соответствии с этапами эксперимента

    Обоснование эффективности используемых социальных технологий, защита опыта работы

    Все субъекты образования

     

    Подготовить к выпуску монографию “Гуманистическое в развитии и коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями (из опыта работы)”

    Администрация

    2004 год

  7. Обеспечивать повышение качества образования, используя стратегию локальных и модульных изменений:
  • реализация проекта финансового обеспечения;
  • реализация проекта повышения качества медико–социальной реабилитации;
  • реализация проекта повышения профессиональной компетентности медико–педагогического состава;
  • реализация проекта “Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста”.

Мероприятия

Ответственные

Сроки исполнения

Нарабатывать показатели эффективности и качества образования как степень удовлетворенности потребителей, степень достижения поставленных целей и задач по направлениям:

Все субъекты образования

2003 – 2005 г.

  1. Знания, умения, навыки
   

2. Показатели личностного развития (интеллектуального, мотивационного, физического, речевого, креативного, коммуникативного)

   

3. Наличие или отсутствие отрицательного эффекта (перегрузки, переутомления, ухудшения состояния здоровья)

   

4. Изменение профессиональной компетентности педагогов и отношения к работе:

  • число педагогов, испытывающих затруднения в грамотной организации педпроцесса, экспериментальной, исследовательской деятельности;
  • добровольное стремление педагога принять участие в организации методических мероприятий.
   

5. Рост престижа образовательного учреждения в социуме

   

6. Устойчивое партнерство с семьей

   
  1. Принципы партнерства:
  • обеспечение преемственности и взаимосвязи всех структур;
  • обеспечение диагностико–технологичекого характера управления;
  • соуправление как форма, включающая деятельность субъектов, направленная на новый качественный уровень взаимоотношений (сотрудничество, партнерство, сотворчество, единство действий): уровень, при котором целепологание и планирование обязательны для каждого участника процесса образования.