Игровой тренинг для детей 7–9 лет "Секреты публичных выступлений"

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: тренинг, техники публичных выступлений


Формат: Сценарий игрового тренинга.

Целевая аудитория: Обучающиеся творческих объединений, 7-9 лет.

Продолжительность: 40-50 минут.

Краткое содержание: Мероприятие представляет собой динамичный игровой тренинг, направленный на знакомство младших школьников с основами уверенного публичного выступления. Сценарий построен по принципу последовательного освоения ключевых навыков: четкой дикции (через артикуляционную гимнастику), уверенной позы и громкого голоса, зрительного контакта и логичного построения речи.

Основные методы и приемы: В ходе тренинга используются интерактивные технологии: разминочные игры на сплочение («Имя + Движение», «Встань, если...»), специализированные игровые упражнения («Стойкий Оловянный Солдатик», «Волшебная кнопка»), командная работа («История из трех слов») и итоговая проектная деятельность «Мы — дикторы новостей!», где дети в условиях, приближенных к реальным, применяют все полученные навыки.

Результат: Занятие позволяет в сжатые сроки снять страх перед публичными выступлениями, дать детям базовые инструменты для их подготовки и провести его в увлекательной, доступной для возраста форме, способствуя также развитию командной работы и креативного мышления.

Сценарий игрового тренинга

Целевая аудитория: обучающиеся творческих объединений, возраст 7-9 лет.

Время: 40-50 минут минут.

Количество детей: 6-12 человек.

Цель: в игровой форме познакомить обучающихся с базовыми принципами уверенного публичного выступления, развить навыки командной работы и креативного мышления.

Материалы: ноутбук/планшет, экран, смартфон, микрофон (при наличии), пюпитр (при наличии), стол.

Ход занятия

1. Разминка: "Имя + Движение" (5-7 минут)

Цель: снять напряжение, создать веселую атмосферу, потренировать внимание и невербальную коммуникацию.

Ведущий: «Здравствуйте, друзья! Сегодня мы с вами превратимся в Супер-спикеров - людей, которые умеют интересно и уверенно говорить перед другими. А начнем мы с разминки!»

Правила: Все встают в круг. Первый участник (начинает ведущий) в микрофон (при наличии) говорит свое имя и показывает любое простое движение (например, хлопок, прыжок, взмах рукой). Все остальные хором кричат: «Привет, [Имя]!» и повторяют его движение. Затем ход и микрофон переходчт к следующему участнику, и так по кругу.

Усложнение (для более старших обучающихся): Каждый следующий участник должен повторить имя и движение всех предыдущих.

Переход: «Отлично! Мы познакомились и размялись. Теперь давайте узнаем главные секреты выступления!»

2. Основной блок: "Секреты Супер-спикера" (15-20 минут) + игра

Блок игры "Встань, если это про тебя!" (5-7 минут)

Цель: снять напряжение, позволить детям узнать друг о друге лучше, развить эмпатию и создать атмосферу принятия.

Материалы: заранее подготовленный список утверждений (карточки для ведущего).

Ход игры

Ведущий: «Ребята, а сейчас давайте немного отдохнем и поиграем в одну очень простую, но интересную игру. Она называется "Встань, если это про тебя!". Я буду зачитывать разные факты или истории. Если вы слышите то, что подходит лично вам, то вы быстро и весело встаете со своего места. Посмотрим на друзей и узнаем о них что-то новое. Готовы?»

Правила: Я читаю утверждение. Если оно про вас - вы встаете (можно даже подпрыгнуть на месте). Если не про вас - вы остаетесь сидеть. Посмотрим друг на друга, улыбнемся и сядем. Все очень просто!

Список утверждений для зачитывания в отдельном файле в виде карточек (выберите 7-10, наиболее подходящих для вашей группы).

Секрет №1. Артикуляция (5 минут)

Цель: Подготовить артикуляционный аппарат обучающихся к четкому и уверенному произношению через комплекс игровых упражнений для развития подвижности губ, языка и дикции.

Ведущий: «Спасибо вам за смелость и улыбки! Быть собой - это первый шаг к уверенному выступлению. Второй шаг - это сделать так, чтобы вас все прекрасно понимали. Чтобы ваша речь была четкой, как стук каблучков, и ясной, как солнечный день. Для этого профессиональные актеры и дикторы перед выступлением всегда делают специальную разминку. Давайте и мы с вами, как настоящие профессионалы, подготовим наш речевой аппарат к победам! Начинаем нашу супер-зарядку для четкой речи!»

Часть 1: Разминка для губ и щек

«Улыбочка – Хоботок»

Ведущий: «Представьте, что вы — веселые обезьянки! Широко-широко улыбнитесь, чтобы показать все зубки! (все улыбаются). А теперь — превратитесь в слоников! Вытяните губки вперед, как хоботок! (все вытягивают губы). Давайте повторим: улыбка... хоботок... улыбка... хоботок... Быстрее! Молодцы!»

«Надуй шарик»

Ведущий: «А теперь надуем щеки, как будто мы — хомячки, которые набили полные щеки орешков! (дети надувают щеки). А теперь — сдуем их быстро-быстро: «Пфффф!» (все сдувают щеки). Давайте надуем один большой шарик! Надуваем медленно... еще... еще... и — лопнул! «Пфффф!»»

Часть 2: Зарядка для языка (главный гимнаст!)

«Качели»

Ведущий: «Наш язычок — непоседа. Он любит качаться на качелях! Опустите кончик языка за нижние зубки (показываем), а теперь поднимите его к верхним зубкам (показываем). Вниз-вверх, вниз-вверх!»

«Часики»

Ведущий: «А теперь язычок превратился в маятник часов! Пошевелим им из стороны в сторону: тик-так, тик-так! (дети двигают языком влево-вправо внутри щек)

«Лошадка»

Ведущий: «А сейчас наш язычок — это лошадка! Давайте поцокаем, как она скачет: «Цок-цок-цок-цок!» (дети цокают языком). Молодцы! Скачем быстрее!»

Часть 3: Скороговорка-небылица

Ведущий: «А теперь давайте попробуем сказать одну скороговорку. Сначала шепотом, чтобы язык проснулся...»

Ведущий проговаривает, дети повторяют за ним медленно:

«У елки иголки колки»

Ведущий: «А теперь давайте скажем ее с разной интонацией!

Как маленькие мышата: пищим тихо-тихо.
Как большие медведи: говорим низким и грубым голосом.
Как роботы: говорим отрывисто и по слогам.
В полную силу, как настоящие дикторы! Громко и четко!»

Секрет №2: Уверенная поза и громкий голос.

Игра "Стойкий Оловянный Солдатик"

Ведущий: «Ну что ж, а мы переходим к следующему третьему секрету - наше тело помогает нам быть уверенными. Нужно встать ровно, как стойкий оловянный солдатик: ноги на ширине плеч, спина прямая, плечи расправлены, подбородок поднят. Попробуем!» (повторить несколько раз: на счет (просчитывая до 2, 4, до 8, до 16-дети должны медленно вставать в позу на протяжении этого счета. Затем сброс.)

Дети несколько раз за упражнение встают в позу «Супер-Спикера».

Ведущий: «А теперь добавим ваш голос. Я буду бросать мяч и называть любое слово. Тот, кто поймал мяч, должен громко и четко, как настоящий командир, произнести это слово в нашей уверенной позе!»

Ведущий бросает мяч, называя простые слова (например, «солнце», «победа», «радость», «дракон»). Ребенок ловит, принимает позу и громко говорит слово.

Секрет №3: Контакт с глазами. Игра "Волшебная кнопка"

Ведущий: «Представьте, что у каждого из вас есть волшебная кнопка, которая включает внимание. Чтобы вашу речь слушали, нужно "нажимать" на эти кнопки взглядом. То есть – смотреть на своих слушателей!»

Правила игры: Выбирается один доброволец – «рассказчик». Остальные – «зрители». Задача рассказчика продержаться 30 секунд, рассказывая, о чем угодно (о своей любимой игрушке, о том, что он ел на завтрак, о планах на каникулы), глядя прямо в глаза каждому из зрителей по очереди. Задача зрителей – внимательно смотреть на него и кивать, поддерживая его. Можно поменять 2-3 рассказчиков.

Секрет №4: Четкая последовательность. Игра "История из трех слов"

Ведущий: «Четвертый секрет – любая история должна иметь начало, середину и конец. Чтобы ее было легко понять. Сейчас мы в этом убедимся!». Обучающиеся делятся на 2-3 команды (или остаются в общем кругу, если группа маленькая).

Правила: Каждая команда выбирает из общего числа карточек три случайные:

СОБАКА ТОРТ ВЕЛОСИПЕД КОТ ЗОНТИК КАЧЕЛИ РЫЦАРЬ КАРАНДАШ ЛУЖА ПРИВЕДЕНИЕ МЯЧ БАНАН ФЕЯ ТЕЛЕФОН КОНФЕТА РОБОТ ШАПКА

Например, "Фея потеряла свою волшебную палочку и отправила всем в лесу сообщение через телефон, что нашедшему достанется гигантская конфета."

За 2 минуты команда должна придумать короткую смешную историю, где все эти слова будут связаны, и рассказать ее от лица одного представителя (желательно в микрофон, однако ведущему стоит смотреть на потенциал и настроение группы, если не готовы-говорить без микрофона, но четко и громко).

После выступления ведущий подчеркивает: «Вы заметили, как ваша история имела начало ("однажды"), середину ("что случилось") и конец ("что получилось")? Вот так нужно строить и любое выступление!»

3. Завершающий проект: «Мы - дикторы новостей!»

Время: 10-12 минут.

Цель: применить все изученные секреты публичных выступлений (уверенная поза, громкий голос, внимание глазами, четкая дикция) в условиях, приближенных к реальным.

Материалы: видеотелесуфлер, ноутбук или планшет, чтобы все видели текст, «Стенд ведущего»: можно сделать из стола или пюпитра, микрофон, заранее подготовленные смешные новостные тексты (3-4 варианта, см. примеры ниже).

Ход проекта:

1. Подготовка и инструктаж (2-3 минуты)

Ведущий: «Ребята, сейчас нас ждет самое интересное - мы превратимся в настоящих дикторов новостей! Вы будете читать текст с вот этого большого экрана - это называется телесуфлер. Так работают все ведущие в новостях! Ваша задача - использовать все наши секреты:

Встать в уверенную позу у нашего стенда.

Взять «микрофон» и говорить громко и четко.

Постараться рассказать новость с выражением, чтобы было интересно слушать!»

2. Репетиция (3 минуты)

Ведущий включает телесуфлер с простой и короткой фразой для всех.

Дети по очереди подходят к «стенду ведущего» и пробуют прочитать эту фразу, глядя на экран. Ведущий мягко напоминает о технике: «Расправь плечи!», «Отлично, теперь посмотри на нас!».

3. Основной эфир (5-7 минут)

Каждому участнику (или по желанию, если группа большая) предлагается прочитать один из заранее подготовленных смешных новостных сюжетов.

Ведущий включает телесуфлер с текстом для первого «диктора». Остальные ребята выступают в роли студийной аудитории. Каждому дается по 3 попытки.

После каждого выступления «аудитория» аплодирует.

Примеры текстов для новостей.

Текст 1: Срочное сообщение

«Внимание! Срочная новость! Сегодня утром в городском парке была замечена стая веселых рыжих котов. Они устроили танцевальный флешмоб под руководством самого усатого диджея. По предварительным данным, в танцах участвовало не менее десяти хвостов!»

Текст 2: Сенсация в мире моды

«Внимание, сенсация! Знаменитый модельер-кошечка по имени Муська представила новую коллекцию. В этом сезоне все модницы будут носить бантики из сушеной рыбы и ошейники, сверкающие огоньками! Показ прошел с огромным успехом, а главный приз — гигантская мышь-игрушка — достался пуделю в костюме кота.»

Текст 3: Научное открытие

«Научный прорыв! Кот-ученый Барсик из лаборатории «Муррр» изобрел говорящую миску для молока. Теперь, когда молоко заканчивается, мишка вежливо говорит: «Хозяин, пора пополнять запасы!». Изобретение уже тестируют в лучших домах города, и кошки всего мира ждут, когда эта миска появится в продаже.»

Текст 4: Спортивные новости

«Экстренный репортаж с кошачьих Олимпийских игр! Сегодня был установлен новый мировой рекорд по бегу с клубком. Трехцветная кошка по имени Царапка пробежала стометровку за 3 секунды, оставив позади всех конкурентов и запутавшись в нитках так, что судьи до сих пор не могут ее распутать!»

Текст 5: Культурные события

«В городской библиотеке сегодня произошло необычное событие. Кот-библиотекарь Васька провел мастер-класс по «громкому мурлыканью» для начинающих. Участники научились мурлыкать классические произведения, а в конце все дружно заснули на полках с энциклопедиями.»

Текст 6: Космические новости

«Межпланетное сообщение! Группа отважных кошек-космонавтов во главе с капитаном Мурзиком отправилась на Луну. Их миссия - доставить на спутник Земли партию самого лучшего кошачьего корма. По их словам, лунные котики просто мечтают попробовать земные лакомства!»

Текст 7: Прогноз погоды

«А теперь - прогноз погоды от нашего пушистого метеоролога, кота Пушка. Ожидается, что ночью с диванов на пол будут падать небольшие мягкие игрушки. Утром возможны локальные солнечные зайчики на стенах, за которыми рекомендуется поохотиться. А к вечеру нас ждет сильный ливень из мурлыкания!»

Завершение и награждение (2-3 минуты)

Ведущий: «Давайте поблагодарим наших замечательных дикторов бурными аплодисментами! Вы были великолепны: уверенно стояли, четко говорили и прекрасно справились с волнением. Теперь вы знаете еще один профессиональный секрет - как работать диктором! Вы все - настоящие Супер-спикеры!»

Проходит награждение всех участников наклейками с изображением супер-котиков.

Примеры карточек