Вид материала: интеллектуальная викторина для обучающихся 3-4 классов, занимающихся внеурочной деятельностью и обучающихся по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам естественно-научной направленности.
Предмет: математика.
Возраст: 9-10 лет.
Цель: развитие познавательной сферы воспитанников и интереса к предмету математика.
Задачи:
- Развитие памяти, быстроты реакции, логического мышления, смекалки и находчивости.
- Развитие мышления и внимания.
- Воспитание коммуникативных навыков в процессе выполнения заданий.
- Научить работать в коллективе и проявлять взаимопомощь.
- Научить анализировать, обобщать и делать выводы.
- Научить проявлять инициативу и настойчивость.
Методические особенности выполнения работы.
Для организации и проведения викторины необходимо подготовить аудиторию для групповой работы, организовав рабочие места для 3 команд и членов жюри. На каждом рабочем месте предусматривается наличие письменных принадлежностей (ручки, простые и цветные карандаши, бланк для выполнения заданий с названием команды и черновые листы. Листы формата А3 для выполнения задания №6.) Время необходимое для выполнения викторины: 60 минут. Члены жюри производят подсчет баллов по мере выполнения заданий обучающимися. Количество баллов по каждому заданию указано в сценарии. В конце викторины объявляются победители.
Материал для педагога:
- Сценарий викторины;
- Бланки для выполнения заданий (для каждой команды см. Приложения.)
- 5 конвертов с заданиями
- Протокол викторины (см. Приложение)
Сценарий викторины
Правила игры: участники делятся на три команды: Фиксики, Плюсики, Техники. Каждая команда зарабатывает баллы, выигрывает та команда, у которой больше всего баллов.
Приветствие детей.
В начале мероприятия проводится разминка с занимательными вопросами. Отвечает та команда, чей игрок поднял руку первым, если одновременно поднимают руку несколько команд, при верном ответе балл зачисляется всем командам (один правильный ответ равен 1 баллу).
- Сколько концов у двух палок? (4)
- На столе лежало яблоко. Его разрезали на 4 части. Сколько яблок лежит на столе? (1)
- Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
- У собаки 2 правые лапы, 2 левые лапы, 2 лапы впереди и 2 лапы сзади. Сколько лап у собаки? (4)
- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? (двое)
- Что случится с красным платком, если его опустить в воду? (намокнет)
- Коля прибежал из школы домой первым, а Оля второй. Кто бегает быстрее? (Коля)
- Сколько ног у жука? (6)
- На дубе три ветки, на каждой три яблока. Сколько всего яблок? (0)
- Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько времени надо варить в одной кастрюле 5 яиц? (4 минуты)
- Боря гостил в деревне неделю и 2 дня. Сколько всего дней гостил Боря в деревне? (9)
Расшифруй фразу (задание раздается каждой команде и дается строго отведенное время 5 минут, это задание оценивается в 10 баллов при условии абсолютно правильного ответа. Если команда верно нашла все буквы, но не составила слово - 3 балла, если составлено слово, но допущено 1-2 ошибки – 5 баллов) (ответ: ТЕХНОЛОГИЯ)
Разгадай ребусы (задание раздается каждой команде и дается строго отведенное время 10 минут, это задание оценивается по количеству разгаданных ребусов 1 ребус = 1 баллу)
Магический квадрат (задание раздается каждой команде и дается строго отведенное время 10 минут, если выполнен только один магический квадрат, то ставится 3 балла, два малых оцениваются в 5 баллов и за каждый большой квадрат начисляется по 4 балла, если выполнены все задания, то команда получает 20 баллов)
- Предварительный подсчет баллов. Команда, которая набрала наибольшее количество очков, имеет право вытянуть конверт со следующим заданием первая. Всего пять конвертов. В конвертах задачи (за решение двух задач ставится 10 баллов, одна задача – 5 баллов, если ход решения верный, но допущены ошибки при вычислении, то за каждую ошибку снимается 1 балл) Для организации жеребьёвки детям предлагается на выбор любой один из 5 конвертов Время выполнения 12 минут.
Конверт 1:
Задача 1. Детям 15, 8, 5, 13 лет. Их имена Вася, Юля, Петя и Никита. Сколько лет каждому из них, если один мальчик ходит в детский сад, Вася старше Юли, если сложить возраст Васи и Пети, число будет делиться на 3.
Задача 2. Бабушка засолила на зиму 5 кг огурцов. Для этого она использовала пять банок, в которые засолила по 700 г огурцов, а в остальные банки засолила по 500 г огурцов. Сколько всего банок использовала бабушка?
Конверт 2:
Задача 1. На стадионе две трибуны с одинаковым количеством рядов. На первой трибуне в каждом ряду 40 мест, а на второй – в каждом ряду на 5 мест меньше, чем на первой. Можно ли на стадионе разместить 1500 зрителей, если первая трибуна рассчитана на 800 мест?
Задача 2. Коля стоит левее Васи, Яна стоит после Васи, Сеня стоит первым. Кто где стоит?
Конверт 3:
Задача 1. Макар, Костя, Витя и Ваня сидят в одной комнате: кто-то – на стуле, кто-то в кресле, два мальчика на диване. Ваня не сидит на диване. Макар и Витя сидят на разных предметах. На чем сидит Макар?
Задача 2. У Пети есть 1000 рублей, и ему нужно купить 1 кг моркови, 1,5 кг перца, 1 кг яблок и 2,5 кг помидоров. Какое наибольшее количество бананов сможет купить Петя на оставшиеся деньги, если один банан весит примерно 200 г?
Конверт 4:
Задача 1. Для детского сада покупатель приобрел 2 куклы, 3 машинки и лошадку. Сколько зайцев он сможет купить, если у него 3000 рублей?
Задача 2. Катя положила в первый ряд 4 пуговицы на расстоянии 2 см друг от друга, а во второй – 6 пуговиц на расстоянии 1 см друг от друга. Какой ряд получился длиннее?
Конверт 5:
Задача 1. Гусеница за день проползает 4 метра вверх, а за ночь сползает на 3 метра вниз. За сколько дней она доберется до вершины шеста, длиной в 15 метров? Ответ: 13 дней
Задача 2. В зоопарке слону нужно 60 кг корма ежедневно. Жираф съедает 210 кг корма в неделю. Верблюду требуется 280 кг корма на 14 дней. Сколько кг корма нужно заготовить всем животным на неделю?
Рефлексия. Каждой команде выдаются цветные карандаши или маркеры, лист формата А3. Пока члены жюри подводят итоги, детям предлагается выполнить всей группой свободный рисунок, отражающий их настроение на мероприятии. Включается спокойное музыкальное сопровождение. Работы детей магнитами прикрепляются на доску, возможен безоценочный комментарий ведущего. Члены жюри подводят итоги и называют команду победителя.