Пояснительная записка
Данная программа формирует у детей начальные профессиональные знания, развивает технику владения чертежными инструментами, графическую грамотность, прививает навыки ориентирования в пространстве и на листе бумаги, расширяет знания и умения детей в решении конструкторских, дизайнерских задач. Программа способствует формированию у детей устойчивости замысла, оказывает помощь в умении планировать свой результат, пробуждению чувства творческого удовлетворения («я» - архитектор, «я» - дизайнер, «я» - декоратор).
Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы архитектуры и дизайна» имеет художественную направленность.
Актуальность программы. Актуальность Программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность учащихся в области освоения навыков проектирования, а также в ее практической направленности. В рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы архитектуры и дизайна» учащиеся приобретут актуальные на сегодняшний день знания в области архитектурной композиции и дизайна, научатся самостоятельно создавать изделия декоративного назначения.
Новизна программы. Новизна программы заключается в создании условий для развития творческих и креативных способностей детей в области архитектурных и дизайнерских форм с использованием ПК. Отличительной особенностью данной программы является уход от шаблонного, стандартного мышления за счет использования таких видов занятий, на которых дети до самого завершающего этапа работают без предоставления образца по предложенной преподавателем схеме. Такой подход дает учащимся возможность проявить в полной мере свои креативные способности, развить фантазию, отказаться от стереотипов мышления.
Моделирование архитектурных и дизайн - форм - это первая ступень в освоении интересной профессии архитектора, дизайнера. В работе с детьми используются программы Paint, Paint Net, Gimp, что позволяет показать новизну, оригинальность, актуальность и необходимость таких профессий, как архитектор и дизайнер. Новизна данной образовательной программы состоит в том, что она включает в себя и архитектуру и дизайн одновременно. Дети учатся соединять архитектурные замыслы с дизайнерскими способностями. Ребенок тогда проявляет себя не только как ученик, но и как автор архитектурного сооружения (макета).
Цель программы: Создание условий для формирования у обучающихся основ архитектурно-дизайнерского мышления, развития творческих способностей и приобретения практических навыков в области архитектуры и дизайна.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с основными понятиями и принципами архитектуры и дизайна;
- изучение основ композиции, цветоведения, перспективы и графики;
- обучение базовым навыкам архитектурного и дизайнерского проектирования, включая разработку эскизов и чертежей;
- приобретение навыков работы с простыми инструментами и материалами для создания макетов;
- формирование умения применять полученные знания в практической деятельности;
- обучить навыкам работы с различными материалами и программами для трехмерного моделирования и проектирования;
- ознакомить с особенностями профессий архитектора и дизайнера.
Развивающие:
- развитие пространственного мышления, воображения, творческой инициативы и конструкторских способностей;
- развитие навыков анализа, сравнения, обобщения и систематизации информации; 3
- развитие умения работать самостоятельно и в команде, аргументировать свою точку зрения и уважать мнение других;
- развитие навыков самооценки и рефлексии.
Воспитательные:
- воспитание интереса к предмету, к учению;
- воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного и уважения к культурному наследию;
- формирование активной гражданской позиции и ответственности за сохранение окружающей среды;
- воспитание трудолюбия, аккуратности и целеустремленности.
Отличительная особенность программы от существующих заключается в том, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы архитектуры и дизайна» строится на основе компетентностного подхода с использованием медиа образовательных технологий с применением современных технических средств (компьютеры, проектор, мультимедийные программы и учебники и специальное программное обеспечение), современные методики, а также с использованием программного обеспечения «Компас 3D» («Компас 3D» — является комплексной системой автоматизированного проектирования, направленная не только на машиностроение, но и на разработку чертежей, проектирование кабельных систем и создание документов для инженерных проектов. Создает проекты для строительной и промышленной направленности любой степени сложности, позволяет создавать изделие от идеи до полного проекта с готовыми документами. Данная версия программы ориентирована на работу, как с двумерными, так и трёхмерными объектами.)
Комплексная система автоматизированного проектирования «КОМПАС» - графический пакет CAD, предназначен для любого специалиста, работающего с проектной графикой и документацией.
Эта графическая программа помогает развивать у детей образное мышление, творческие способности, логику, фантазию. На занятиях учащиеся учатся изображать средствами компьютерной графики простейшие геометрические образы. Узнают, как правильно оформить чертеж, проставить размеры и работать с трёхмерной графикой. Приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая графический редактор КОМПАС-3D. С помощью трехмерного графического чертежа и рисунка разрабатывается визуальный объемный образ желаемого объекта: создается как точная копия конкретного предмета, так и разрабатывается новый, еще не существующий объект. 3D-моделирование применяется как в технической среде, для создания промышленных объектов, так и для создания эстетических и художественно-графических образов и объектов. КОМПАС-3D и Renga — это программные продукты, которые используются в комплексе для создания 3D-моделей объектов в строительстве.
Адресат программы. Программа ориентирована на учащихся в возрасте 13-15 лет, проявляющих интерес к архитектуре и дизайну.
Объем и срок освоения программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы архитектуры и дизайна» рассчитана на 1 год (количество учебных часов в год – 60) для обучающихся 13-15 лет.
Форма обучения: очная с элементами дистанционного обучения.
Особенности организации образовательного процесса. Данная программа предполагает занятия в группе с основным составом обучающихся одного возраста. Состав группы - постоянный (до 10 человек)
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Общее количество учебных часов в год - 60. Одно занятие в неделю. Продолжительность одного занятия 2 учебных часа (40 минут + 10 минут перерыв + 40 минут)
Планируемые результаты. По окончании обучения учащиеся должны:
знать:
- знать понятия творческой деятельности архитекторов и дизайнеров;
- знать первоначальные понятия о графических изображениях и линиях чертежа;
- знать назначение и правила пользования чертежными инструментами;
- познакомиться с архитектурой и искусством Древнего Мира (Египет, Греция, Византия, Рим, Русь);
- знать стили и направления в архитектуре;
- познакомиться с архитектурой России, в том числе с современной;
- знать базовые принципы композиции, принцип «золотого сечения»;
- знать принципы построения перспективы;
- знать пространственные свойства цвета
- знать элементы формообразования в дизайне и архитектуре;
уметь:
- уметь самостоятельно разработать и выполнить макет упаковки любого товара и подобрать его цветовое решение;
- уметь работать в коллективе.
- уметь построить перспективу комнаты, лестницы, здания, пейзажа;
- уметь самостоятельно создать жилой и общественный интерьер помещения (от эскиза до макета) и подобрать его цветовое решение;
- уметь проявлять творческую самостоятельность при выполнении задания;
- владеть информационными технологиями, использовать Интернет-ресурсы на практике для дизайн-проектов.
Формы аттестации: Аттестация обучающихся производится в соответствии с «Положением об итоговой и промежуточной аттестацией обучающихся в МАОУДО Центре «Диалог». Основной формой аттестации считается зачет-незачет по общеобразовательной общеразвивающей программе, который складывается из следующих составляющих:
- самостоятельная работа,
- практические задания,
- работа в группах,
- индивидуальные занятия,
- участие в мероприятиях.
Календарный план воспитательной работы и участия обучающихся в мероприятиях
| № | Уровень |
Название |
Форма проведения |
Сроки |
14-17 лет |
Диалог |
Неделя безопасности дорожного движения |
очная |
сентябрь |
Диалог |
Опыт педагогическо-преподавательской деятельности "День Самоуправления" |
очная |
октябрь |
|
Диалог |
День народного единства |
очная |
ноябрь |
|
Диалог |
Профориентационная встреча с выпускниками «Эстафета поколений» |
очная |
январь |
|
Диалог |
Учебно-исследовательская конференции “Фестиваль творческих проектов” |
очная |
апрель-май |
|
|
Региональный |
Региональный отборочный этап Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям |
очно |
март |
Региональный |
Открытый региональный чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) |
очно |
по программе чемпионата |
|
Федеральный |
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (урокцифры.рф) |
онлайн |
сентябрь |
|
Федеральный |
Проект «Изучи интернет – управляй им!» (игра-интернет.рф) |
онлайн |
в течение года |
|
Федеральный |
Единый урок по безопасности в сети Интернет (Единыйурок.дети) |
онлайн |
октябрь |
|
Федеральный |
Всероссийская олимпиада по 3Dтехнологиям |
очно |
март-апрель |
|
Федеральный |
Ярославские интернет-олимпиады https://projects.edu.yar.ru/ |
онлайн |
в течение года |
|
Международный |
Международные олимпиады и викторины на образовательной онлайн-платформе "Видеоуроки в интернет" (videouroki.net) |
онлайн |
сентябрь |
Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно иллюстративный, репродуктивный.
Методы воспитания: поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация.
Форма организации образовательного процесса — групповая, индивидуально групповая. При организации практических занятий и творческих проектов предусматривается формирование малых групп, состоящих из 2-3 обучающихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее место, состоящее из компьютера и необходимого оборудования.
Формы организации занятий – беседа, мастер-класс, практическое занятие, зачет, тестирование, проектная работа, контрольная работа, викторины, сочетание лекционных, практических и самостоятельных занятий, мероприятий, в т.ч. дистанционных.
В обучении отражены все этапы усвоения знаний: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решению творческих задач. Каждый из этапов связан с определенной деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых (требующих применения знаний в новых условиях) задач, без которой процесс обучения остается незавершенным. Работы с творческим содержанием используются при изучении всех разделов курса.
В основу упражнений, графических и практических работ закладываются разноплановые графические задачи:
- построение аксонометрии по чертежу и наоборот;
- построение третьей проекции по двум заданным;
- построение чертежа по разрозненным изображениям оригинала;
- сопоставление чертежа с объектом или его наглядным изображением;
- оперирование развертками;
- связь чертежа с разметкой;
- реконструкция изображений;
- построение изображений в аксонометрии с вырезом;
- выполнение различных разрезов и сечений;
- занимательные задачи;
- графические диктанты;
- преобразование формы и пространственного положения объектов; с творческим содержанием.
Творческие задачи подразделяются на два вида. Пропедевтические творческие задачи не имеют проектного содержания. Их решение обучающимися предусматривает применение знаний по пройденному раз делу курса и формирование готовности к решению задач более высокого уровня. Таковыми являются задачи с элементами проектной деятельности (технического конструирования, архитектуры, дизайна). Для заданий рекомендуются задачи с элементами конструирования, для решения которых у обучающихся имеется наибольшая предварительная подготовка.
Педагогические технологии
Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
В полной форме работа над проектом проходит шесть стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчет, оценка результата и процесса. Педагог превращается в куратора или консультанта:
- помогает обучаемым в поиске источников;
- сам является источником информации;
- поддерживает и поощряет обучающихся;
- координирует и корректирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь.
Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Проектирование наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.
Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества воспитанников, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, отсюда развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела);
- происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
- Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
- Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются обучающимися с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью и т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
- Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
- Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
- Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
- Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование.
- Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой.
Критерии оценивания проекта:
- Аргументированность выбора темы, практическая направленность и значимость.
- Объем и полнота разработки, самостоятельность, законченность, применение в деятельности (как применено).
- Аргументированность предлагаемых решений, выводов.
- Уровень творчества, оригинальность подходов.
- Структура.
- Качество изделия. Выполненный проект вначале оценивал сам автор, а затем избранное для этого жюри.
- Качество добывания знаний — эта результативная составляющая часто остается вне сферы внимания педагога при перевесе красочности оформления.
Вполне понятно, что обычная пятибалльная шкала оценки при этом не подходит. Иногда отдельно оцениваются полученный результат, защита проекта и его оформление. Три эксперта (воспитанник, «команда», педагог) выставляют три оценки, а результатом является среднеарифметическая величина. Возможно применение рейтинговой оценки.
Дидактические материалы.
Дидактический материал разработан для каждого занятия, оформлен в виде презентаций в программе Microsoft Power Point и раздаточного материала с заданиями в программе Microsoft Word для индивидуального выполнения. Презентации используются для наглядной подачи информации на большом экране с одновременным ее комментированием.
- Таблицы с чертежами.
- Карточки-задания по КОМПАС-3D Renga.
- Плакаты.
- Схемы поэтапного выполнения работы в КОМПАС-3D Renga .
- Тесты проверочные и контрольные.
Диагностика результатов по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Основы архитектуры и дизайна» критерии оценки.
В течение учебного года ведется мониторинг эффективности образовательного процесса, который оформляется отдельным документом и сдается в учебную часть в конце учебного года. В нем отражаются первичная и текущая диагностика обучающихся по разделам дополнительной общеразвивающей программы и итоговая аттестация, делаются выводы по организации образовательного процесса и корректировки программы.
Критерии оценивания теоретических знаний:
- Высокий уровень — обучающийся знает изученный материал. Может дать развернутый, логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. Понимает место излагаемого материала в общей системе изучаемого предмета. Свободно оперирует терминами, может их объяснить. Может объяснить порядок действий на уровне причинноследственных связей. Понимает значение и смысл своих действий.
- Средний уровень — обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытий темы требуются дополнительные вопросы. Взаимосвязь материала с другими разделами изучаемого предмета находит с помощью педагога, но комментирует самостоятельно. Знает термины, но употребляет их недостаточно. Может объяснить порядок действий, но совершает незначительнее ошибки при объяснении теоретической базы своих действий.
- Низкий уровень — обучающийся фрагментарно знает изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Не может самостоятельно встроить материал темы в общую систему полученных знаний, требуется значительная помощь педагога
Критерии оценивания практических навыков и умений:
- Высокий уровень — обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи. Последовательность действий отработана. Порядок действия выполняется аккуратно; тщательно; в оптимальном временном режиме. Видна нацеленность на конечный результат. Результат не требует исправлений.
- Средний уровень — обучающийся умеет самостоятельно подготовиться к выполнению предстоящей задачи, но не учитывает всех нюансов ее выполнения. Для активизации памяти самостоятельно используются алгоритмические подсказки. Порядок действия выполняется аккуратно, видна нацеленность на конечный результат. Результат требует незначительной корректировки.
- Низкий уровень — Подготовительные действия носят сумбурный характер, недостаточно эффективны или имеют ряд упущений, но в целом направлены на предстоящую деятельность. Порядок действий напоминается педагогом. Порядок действий выполняется аккуратно, но нацелено на промежуточный результат. Результат в целом получен, но требует серьезной доработки.
Критерии оценивания личностных качеств:
- Высокий уровень сформированность гражданской и этнокультурной идентичности выражается — «я знаю», «я люблю», «я ценю и уважаю», «я делаю (готов сделать)»; так же выражаются на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях: сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций, навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, личностного смысла в учении и непрерывном образовании, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств, потребности к творческому труду, установки на безопасный и здоровый образ жизни.
- Средний уровень — имеются представления о гражданской и этнокультурной идентичности, гуманистических и демократических ценностных ориентаций, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям гражданин», «национальная принадлежность», «культура моего народа», «человек, личность», «уважение прав и достоинств человека»; имеются предпосылки к адаптивному поведению, но проявляются неустойчиво и фрагментарно, ситуативно; имеются представления, но отличаются фрагментарностью и отсутствием эмоционально позитивного отношения к категориям «учение», «образование», «самостоятельность», «ответственность», «ответственное поведение», «искусство», «жизнь», «здоровье», «здоровый образ жизни.
- Низкий уровень — несформированность представлений: о гражданской и этнокультурной принадлежности, о гуманистических и демократических ценностях, навыков адаптивного поведения, личностного смысла в учении и образовании, самостоятельности и ответственности за свое поведение, эстетической потребности, о безопасном и здоровом образе жизни.
Приложение. Учебный план программы
Список литературы для педагога
- «Черчение» авторы А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Москва, «Астрель» 2018 г.
- Большаков В.П. Инженерная и компьютерная графика: Практикум - СПб: БХВ Петербург, 2014.
- Ганин Н.Б. Проектирование в системе KOMПAC-3D VII. - М.: ДМК Пресс 2016. -
- Герасимов А.А. Самоучитель KOMПAC-3D V13 - СПб.: БХВ-Петербург, 2016. - 464с.
- ГОСТ «Единая система конструкторской документации» (ЕСКД). Общие правила выполнения чертежей/ИПК. - М.:Изд-во стандартов, 2019
- Другая литература (карточки задания, таблицы, образцы деталей и т.п.)
- КОМПАС 3D LT Руководство пользователя (том I, том II, том III) - Азбука КОМПАС
- Левицкий В.С. Архитектурное черчение и автоматизация выполнения чертежей. Конспект лекций. Издательство: Юрайт, 2016
Список литературы для обучающихся и родителей
- «Черчение» авторы А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Москва, «Астрель», 2013.
- Богуславский А.А. Учимся моделировать и проектировать на компьютере А.А.Богуславский, И.Ю.Щеглова. – Коломна, 2017.
- Большаков В.П. Создание трехмерных моделей и конструкторской документации в системе КОМПАС-3D. Практикум. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 496 с.
Интернет-ресурсы
- www.ed.gov.ru – Министерство образования Российской Федерации.
- www.informika.ru – Центр информатизации Министерства образования РФ.
- www.school.eddo.ru – "Российское школьное образование".
- www.mediaeducation.ru – Медиаобразование в России.
- рабочие тетради, пособия, учебники по строительству и черчению http://edu.ascon.ru/main/library/methods/?cat=40.
- http://edu.ascon.ru- Сайт компании АСКОН.