«Разговор со школьниками» был проведен в 6 классе. Присутствовало 12 человек (7 девочек, 5 мальчика)
Цель:
- дать детям представление о хорошем психологическом климате в коллективе;
- сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
- формирование благоприятного психологического климата в группе;
- нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
- развитие умения работать в команде.
метапредметные:
- оптимизация межличностного общения обучающихся.
- формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия.
- осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме.
предметные:
- ознакомление школьников с элементами психологического анализа ситуации, поведения человека в ней и составления характеристики личности.
- получение новых знаний и умений по взаимодействию в классном коллективе.
личностные:
- активизация личностной позиции и взгляда обучающегося на рассматриваемую на занятии проблему.
- актуализация и коррекция нравственных и этических установок школьников.
- развитие у ребят навыков саморефлексии и адекватной самооценки
Данное мероприятие является плановым мероприятием по реализации внеклассной работы. Для проведения мероприятия был составлен сценарий с учетом возрастных особенностей детей и в соответствии с целями воспитательной работы класса. Подобрана литература, изготовлены карточки, опросники.
Мероприятие строилось в диалоге, беседе и коллективном обсуждении. Дети активно включались в данные формы общения. Старалась услышать мнение каждого. На занятии царила атмосфера сотрудничества и психологического комфорта. В процессе взаимодействия с детьми проявляла тактичность, доброжелательность, уважительное отношение к детям и мотивировала их на такое же взаимодействие по отношению друг к другу. На классном часе шло развитие познавательной активности, ценностно-ориентационной, коммуникативной и эстетической деятельности. В результате занятия учащиеся не только освоили содержание, но и приобрели опыт творческой деятельности (изготовление счастливого семейного дома), а также опыт эмоционально-ценностных отношений (раскрытие понятий «семья», «погода в классе», «коллектив»).
Выбранная тема актуальна, потому что она связана с психологическим состоянием ребенка. Известно, что от уровня развития коллектива и степени его сплоченности зависит эффективность работы в классе, степень усвоения учебного материала, а также психологический комфорт обучающихся. Другими словами - от того, насколько дружен класс – зависит психологическое состояние каждого ребенка. Взаимоотношения в классе, статус учащегося оказывает влияние на все сферы его жизни, включая учебную деятельность, поведение, самосознание, дальнейшее становление во взрослой жизни. По моему мнению, установление положительного эмоционального контакта с детьми, оптимального психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений очень важно при формировании сплоченности классного коллектива.
Для более эффективного проведения занятия учла эмоциональный настрой детей, самочувствие, желание сотрудничать, а также социальный статус их семей. Так как с данном коллективе присутствуют дети из неполных семей, семей, в которых родители находятся в разводе, у одной девочки папа сейчас находится на СВО. В процессе занятия участникам была предоставлена возможность мягко включиться в процесс, так как некоторым детям сложно рассказывать о своих ощущениях. Причиной этому, порой, выступают подсознательные установки, малый практический опыт осмысливания своих эмоциональных состояний. На данном мероприятии я старалась помочь детям преодолеть эти трудности.
Чередование видов деятельности на занятии помогло создать атмосферу доброжелательности, а также вести беседу непринужденно и легко. Упражнения подобраны таким образом, что бы дети в игровой форме получили опыт работы в команде, а также смогли найти свою роль и функции в группе. Кроме того, в групповой форме были использованы упражнения на развитие коммуникативных навыков, так как важный навык будущего – это умение общаться.
На мой взгляд, занятие прошло результативно. Проведенное мероприятие оказало положительное влияние на детей, что в дальнейшем будет способствовать улучшению отношений внутри классного коллектива, его сплоченности, а также выстраиванию доверительных взаимоотношений между педагогом и детьми. Всё это определяет значимую ценность проведенной работы и, в идеале, предполагает дальнейшее сотрудничество и реализацию цикла мероприятий по развитию сплоченности классного коллектива.
Считаю, что поставленные цели и задачи выполнены. Удалось вовлечь в работу всех учащихся, и они эмоционально погрузились в тему классного часа, воспринимали все серьезно и осознанно. Игровые упражнения, творческое задание, свободное общение, использованное оборудование способствовали удачному проведению мероприятия.