«Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно».
Карл Роджерс
Одной из задач образовательной организации является стимулирование студентов к обучению, с целью овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками. Мотивация студентов – один из наиболее эффективных способов улучшения результатов обучения, а также движущий механизм процесса освоения материала. Преподавателю нужно уметь убедить студента, что приобретенные им знания и умения будут полезны в дальнейшей профессиональной деятельности. Студенту важно, чтобы преподаватель был его наставником, к которому можно обратиться за помощью и обсудить профессиональные вопросы, а не источником только теоретической информации. Поэтому подготовка к конкурсам профессионального мастерства является инструментом, который позволяет продуктивно взаимодействовать студенту и преподавателю.
При подготовке к конкурсам и чемпионатам мы стараемся не просто передать собственный опыт, но и укрепить у студента веру в свои профессиональные возможности, в достижение успеха, овладением новыми приемами, дальнейшего развития и профессионального роста.
Подготовка студентов к конкурсам предполагает взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Поэтому для подготовки студентов в своей деятельности я применяю кейс-технологию, которая предполагает решение практико-ориентированных заданий (кейсов) и направлена на развитие умений и навыков в тех или иных ситуациях.
Ежегодно студенты ГБПОУ «Пермский химико-технологический техникум» принимают участие в конкурсах профессионального мастерства, чемпионатах, олимпиадах.
По опыту прошлых лет в подготовке участников конкурсов, нами разработан и апробирован план подготовки обучающихся, который предусматривает привлечение студентов 1 курса с целью раскрыть таланты и профессиональные способности. Ещё одной немаловажной особенностью является самостоятельная теоретическая подготовка студента, в ходе которой он должен научится продуктивно и рационально использовать свои знания для успешного выполнения задания.
Применяя кейс-технологию, разбиваем имеющуюся информацию о конкурсе или чемпионате на этапы (кейсы).
- Аналитический этап: На первом этапе студентам предлагается изучить и проанализировать положение о конкурсе, чемпионате или олимпиаде; выбрать номинацию.
- Исследовательский этап: Далее обучающимся предлагается максимально собрать информацию по выбранной теме из различных источников: рецепты, история блюда, виды и условия подачи, применение характерных продуктов или специй в оформлении блюда и т.д.
- Стратегический этап: Следующим этапом является обсуждение технического задания и критерий оценок данного конкурса, расставляем акценты, направленные на получение максимального результата.
- Этап построения алгоритма: На четвертом этапе составляем четкую последовательность выполнения конкурсного задания, прописываем её с учётом приготовления блюда.
- Технологический этап: Практическое выполнение задания начинаем с отработки более сложной операции: приготовление полуфабриката; первичной обработки мяса, овощей; различной нарезки; тепловой обработки. Анализируем полученные результаты, вносим корректировку, проводим работу над ошибками и составляем технико-технологическую карту (ТТК) блюда, с учетом потерь при холодной и тепловой обработки.
- Этап проектирования: Продумываем оформление блюда в соответствии с нормами, цветовыми и вкусовыми сочетаниями, учитываем условия подачи и требования к конкурсному заданию.
- Этап сервировки: Подбираем столовую, вспомогательную, сервировочную посуду по форме, объёму и цвету, скатерть, салфетки, столовые и вспомогательные приборы; подбираем национальную атрибутику для оформления стола. Эти навыки отрабатываются до автоматизма, чтобы обучающиеся могли легко справляться с любыми сложными заданиями в условиях заданного времени. Важно также знакомить студентов с современными стандартами подачи блюд, методами сервировки. Продумываем акценты подачи для усиления характера приготовленного блюда.
- Итоговая отработка: Готовим блюдо с учетом всех требований и отработанных операций, нюансов и особенностей, согласно разработанной ТТК.
На этом заканчивается практическая подготовка к очному участию в конкурсах, но в реалии чаще встречаются конкурсы в дистанционном формате. Чтобы подготовить конкурсные материалы в дистанционном формате, нужно понимать, что самый последний этап приготовления конкурсного задания — это качественно снятое и смонтированное видео.
Самым сложным этапом подготовки является отработка механизма действий при подготовке сырья, первичной обработке конкретного продукта; правильной эксплуатации оборудования и применения инвентаря.
Например: при подготовке к Краевом конкурсе национальной кухни среди студентов профессиональных образовательных учреждений «Аутентичная кухня» со студентами первого курса мы тренировались в выполнении сложных кулинарных задач, которые помогут применить профессиональные навыки в приготовлении национальных блюд обучение техникам разделки мяса, обработки рыбы, нарезки овощей, оформлению блюд. При подготовке к Региональному чемпионату по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в Пермском крае в номинации «Выпечка осетинских пирогов», тщательно отрабатывали технологию «защипа» тестовой заготовки. При подготовке к конкурсу «Карвинг» отрабатывали вырезание цветов различными способами на каждом виде продукта.
Разработанная система подготовки успешно апробирована в ГБПОУ «Пермский химико-технологический техникум» при подготовке студентов по профессии 43.01.09 Повар, кондитер. Ее ключевыми преимуществами являются:
- Формирование профессионального мышления: Студент учится действовать не по шаблону, а как специалист, анализирующий задачу, планирующий решение и несущий ответственность за результат.
- Развитие метапредметных навыков: В процессе работы целенаправленно развиваются критическое мышление, тайм-менеджмент, способность к самостоятельному поиску информации и рефлексии.
- Адаптивность: Методика является универсальным каркасом, который наполняется конкретным содержанием в зависимости от номинации конкурса — будь то аутентичная кухня («Аутентичная кухня»), точное воспроизведение технологии («Абилимпикс» — «Выпечка осетинских пирогов») или художественное мастерство (творческие конкурсы).
Эффективность данной системы подтверждается достижениями студентов:
- Победа в IV Краевом конкурсе национальной кухни среди студентов профессиональных образовательных учреждений «Аутентичная кухня», в номинации «Суп» с блюдом «Уха из петуха» и 3 место в номинации «Горячее блюдо» с блюдом «Судак, запеченный с овощами», 2023-2024 учебный год;
- Участие в IX Региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», в номинации «Выпечка Осетинских пирогов», 2023-2024 учебный год;
- Участие и призовые места в V Краевом конкурсе национальной кухни среди студентов профессиональных образовательных учреждений Пермского края «Аутентичная кухня», в номинации «Горячее блюдо» (2 и 3 место), в номинации «Суп» (2 место) и в номинации «Холодная закуска» (3 место), 2024-2025 учебный год;
- Победа и призовые места в II Международном дистанционном конкурсе по карвингу «Золотая осень» - (диплом победителя и диплом 2 степени), 2024-2025 учебный год;
- Участие и призовые места в III Всероссийском дистанционном конкурсе, приуроченном ко дню повара, номинация «Мастер на все руки» - группа из 2-х участников (диплом 2 степени);
- Регулярное успешное участие в региональных Олимпиадах по профессии «Повар» и по профессии «Кондитер» среди студентов профессиональных образовательных учреждений Пермского края.
Представленная поэтапная модель применения кейс-технологии трансформирует подготовку к конкурсу из эпизодического мероприятия в целостный образовательный проект. Она позволяет реализовать личностно-ориентированный и деятельностный подход, при котором обучающийся проходит полный цикл профессиональной деятельности — от идеи до её материализации и презентации. Это не только повышает конкурентоспособность студентов в конкурсах, но и существенно обогащает их профессиональный опыт, ускоряет адаптацию к реальным производственным условиям и формирует устойчивую мотивацию к дальнейшему росту. Таким образом, система вносит вклад в решение одной из ключевых задач СПО — подготовки высококвалифицированного, инициативного специалиста, готового к постоянному профессиональному развитию.