Активные образовательные технологии

Разделы: Общепедагогические технологии


Реформирование современного образования требует внедрения новых педагогических технологий. Обучение по традиционным технологиям не способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний.

Согласно ФГОС, основными результаты школьного образования, на достижение которых должна быть направлена деятельность всех участников образовательного процесса, деятельность системы образования и образующих ее инфраструктур являются: формирование предметных и универсальных способов действий

Метапредметные результаты образовательной деятельности - это овладение основными универсальными учебными действиями, то есть способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Обучение с помощью традиционных технологий не позволяет развивать базовые компетентности. Поэтому для преподавателей актуальным остается вопрос, как преподавать, чтобы этот процесс сделать эффективным.

Активные образовательные технологии — это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения – это такие способы активизации деятельности обучающихся, которые мотивируют их к активной деятельности в процессе овладения материалом.

Задания, построенные на активных технологиях, дают возможность перейти от простого пассивного слушателя к активному участнику процесса обучения.

Некоторые активные методы обучения

1. Мозговой штурм (мозговая атака) — способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем.

  1. Постановка задачи.
  2. Выдвижение идей.
  3. Обсуждение идей.
  4. Принятие решения.

Девиз: " В каждой идее есть рациональное зерно".

  • Это коллективный метод решения задач, поэтому срабатывает системный эффект - увеличивается сила решений от объединения усилий многих людей (эффект "коллективного" ума) и возможности развивать идеи друг друга.
  • Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
  • Можно научить детей не бояться высказывать свои мысли, снять страх перед критикой и страх ошибиться.
  • Можно научить слушать товарищей, уважать и свое и чужое мнение, сдружить группу (класс).

2. Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры, по заданным правилам.

Учебная деловая игра предназначена для решения следующих педагогических задач:

  • формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
  • воспитание системного мышления, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • формирование у обучающихся представления о профессиональной деятельности;
  • обучение коллективной работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений;

3. «Круглый стол» — метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

4. Технология проблемного обучения, предполагающая создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

Актуальность технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умений и навыками.

5. Технология развития критического мышления, способствующая развитию мыслительных навыков, необходимых учащимся в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у учащихся повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

6. Технология педагогических мастерских (предметных, творческих, мастерских ценностных ориентаций и т.д. , обеспечивает решение задач интеллектуального и творческого развития учеников, создает условия для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности. Данная технология сходна с проблемным обучением.

7. Кейс-технология

Суть кейс-технологии состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Данная технология предполагает: индивидуальную работу обучающихся с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); работу в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений.

8. Технология проектного обучения рассматривается в системе личностно- ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов.

Технология предполагает: наличие проблемы; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы; использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

9. Технология «Дебаты» – современная педагогическая технология, представляющая собой особую форму дискуссии, которая проводится по определенным правилам.

В то же время, дебаты – целенаправленный и упорядоченный, структурированный обмен идеями, суждениями, мнениями. Технология предполагает: активное включение самого обучающегося в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых; их включение в педагогически целесообразные воспитательные отношения в процессе учебной деятельности; обеспечение диалогического общения не только между учителем и учениками, но и между обучающимися в процессе добывания новых знаний.

Реализация активных и интерактивных технологий обучения способствует более глубокому пониманию учебного материала, проявлению познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся, меняет характер их взаимоотношений с учителем и сверстниками.

Список литературы

  1. Иванов Д.А Компетенции и компетентностный подход в современном образовании // Серия «Оценка качества образования» / Отв. ред. Курнешова Л.Е. М.: Моск. центр качества образования, 2008.
  2. Иоффе А.Н. Активная методика - залог успеха / Гражданское образование. Материал международного проекта. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
  3. Ситуационный анализ или Анатомия кейс-метода / Ю.Сурмин [и др.]. Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
  4. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Технология АМО. Петрозаводск, 2012.
  5. Активные методы обучения в образовательном процессе. Сборник статей экспертов Первого и Второго открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обучения в образовательном процессе». - Международный Институт Развития Эко Про, Образовательный портал Мой университет www.moi-universitet.ru, Факультет интерактивного обучения 2012-2013 г.